Рукоплескания во время бесед
Златоуста
"Царю вверены тела, а священнику - души (...) Последняя власть
больше; потому царь и преклоняет голову под руки священника, и всегда в Ветхом
Завете священники помазывали царей" /VI:412/.
"исследуй меру власти,
данной каждому из них, и увидишь, что священник сидит гораздо выше царя"
/VI:417/.
"царь получил власть распоряжаться делами земными и больше этой
власти не имеет ничего" /VI:417/.
"меньшее благословляется от лучшего"
/VI:417/.
"Ничто столько не приятно Богу, как милостыня. Вот почему и священники и цари, и пророки были помазываемы елеем: елей принимали они как символ человеколюбия Божия. Сверх того (таким помазанием) давалось им разуметь, что в начальнике должно быть более милосердия; это показывало, что и Дух нисходит на человека для милосердия же (...) Вот для чего они помазывались елеем" /XI:255-256/.
"Они (императоры - Н.С.) пользуются властью как хотят! Таково-то
зло - власть" /XI:415/.
"Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли" (Мф.6,10)
"должно желать, говорит Он, неба и небесного. Впрочем
и прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так
вести себя во всем, как бы мы находились на небе" /VII:223/.
"Он не сказал: да будет воля Твоя во мне,
или в нас, но на всей земли, т.е., чтобы изгнана была всякая злоба и
возвратилась добродетель и чтобы, таким образом, ничем не различалось небо от
земли. Если так будет, говорит Он, то дольнее ничем не будет различествовать от
горнего, хотя по свойству они и различны; тогда земля
покажет нам других ангелов" /VII:223/.
"постараемся избегать всяких грехов, а особенно тех, которые
клонятся к общему вреду" /VIII:453/.
«Искать полезного для общества – вот правило совершеннейшего
христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства!» /X:247/.
«Подлинно никакой подвиг не может быть великим, если он не приносит
пользы другим. Это видно из примера того, который принес талант целым и был
наказан за то, что не умножил его. Так и ты, брат, будешь ли оставаться без
пищи, спать на земле, есть пепел и постоянно плакать, но если не оказываешь
никакой пользы другим, то не делаешь ничего важного. Это особенно имели в виду
все великие в древности и доблестные мужи; исследуй тщательно жизнь их, и ты
ясно увидишь, что каждый из них имел целию пользу не
свою, а ближних; тем они особенно и прославились» /X:248/.
(Моисей, Давид, Авраам, Иона, Иаков, Иосиф)
«Если не имеешь ревности пещись о брате, то
помни, что иначе ты спастись не можешь, и позаботься о нем и о делах его по крайней мере для себя» /X:249/
"...непозволительно христианам ниспровергать заблуждение
принуждением и насилием, но (заповедано) - убеждением, словом и кротостью
совершать спасение людей" /II:577/.
"дело священника только обличать и показывать дерзновение, а не
употреблять оружие" /VI:413/.
«Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное
требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один
вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой
ответственности" /I:107/.
«Итак, будем обвинять не самые вещи, а испорченную волю. Можно и
богатство иметь, и не обольщаться им, - и в веке этом жить, и не подавляться
заботами" /VII:467/.
«Богатство соединяет в себе два противоположных зла: одно сокрушает и
омрачает - это есть забота; другое расслабляет - это есть роскошь. И хорошо
сказал Спаситель - "лесть богатства", потому
что все в богатстве лесть, - имена только, а не действительность"
/VII:467-468/.
«Теперь видишь, что виною этому не земледелец, и не семена, но
приемлющая земля. Различие это зависит не от природы людей, но от их воли"
/VII:468/.
«Подлинно, нет ничего бесполезнее человека, не умеющего любить» /X:702/.
Вы молчите, слушая это? Благодарю вас за это молчание более, нежели за
рукоплескания; рукоплескания и похвалы делают меня славнейшим, а это молчание
делает вас благоразумнейшими /I:802/.
«Что мне за польза от этих рукоплесканий? Что – в похвалах и кликах?
Для меня будет похвалой то, если вы своими делами оправдаете все мои слова» /II:32/.
«Какая мне польза от похвал, если я не буду видеть вас преуспевающими в
добродетели?» /III:165/.
«Разве мы без нужды и без цели хотим беседовать с вами, для того
только, чтобы получить от вас похвалу, чтобы вы с рукоплесканием расходились
отсюда?» /VI:577/.
«Вы хвалите мною сказанное? Но мне не нужны ваши рукоплескания, громкие
отзывы и похвалы (…) Здесь не театр, здесь вы смотрите
не актеров, чтобы только рукоплескать. Здесь училище духовное» /VII:202/.
Вижу, с каким удовольствием вы слушаете слова мои, и из ваших
рукоплесканий и похвал заключаю, что вы и на самом деле исправитесь. /IV:598/.
Это - ваши рукоплескания сказанному, похвала преподанному. /IV:761/.
Рабы, повинуйтесь господам
своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, Не
с видисой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию
от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый
получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный
(Еф.6,5-8).
на Еф.6,5-8:
"А если кто станет спрашивать, откуда же рабство, и зачем оно
появилось в жизни человеческой, - то я вам скажу: от любостяжания произошло
рабство, а также от зависти, от ненасытимой
алчности" /XI:194/.
"Бог для того дал нам руки и ноги, чтобы мы не имели нужды в
слугах; и не нужда ввела сословие рабов, - иначе вместе с Адамом был бы
сотворен и раб, - но это есть следствие греха и преслушания.
А Христос, пришедши, прекратил и это: «о Христе Иисусе несть раб, ни свободь» (Гал.3,20). Поэтому нет нужды иметь рабов; если же
нужно, то разве одного, а много двух " /X:421/.
«если бы ты заботился об их благе, то не заставлял бы никого из них
служить тебе, но, купив и научив их ремеслам, чтобы они могли продовольствовать
сами себя, отпустил бы их на волю» /X:421/.