«Милостыня есть великая красота и драгоценность».
"Милостыня есть царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей
на самое небо и лучшая защитница" /II:326/.
«Великое дело-милостыня, возлюби ее: ничего нет равного ей, она может и
грехи загладить, и избавить от Суда» /II:328/.
Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд
(Лк.6,36).
«Смотри, как велика милостыня: Бог сравнивает сострадательного человека с Самим Собою (Лк. 6, 36)» /II:909/.
«Ничего нет превосходнее милости. Она есть виновница света и там (на
небе), и здесь (на земле). И возсияет, говорит пророк, рано свет
твой, аще сотворищи милость ко искреннему (Ис.58,10)» /III:257//
«будем прилагать великое усердие к милостыне, потому что иначе
невозможно достигнуть царства небесного» /III:283/.
«достаточно отдать сребро в руки бедных, и все грехи тотчас омоются без
боли и труда» /III:284/.
"Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу; даешь
деньги, и берешь грехов разрешение; доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе
приготовляется царство небесное и бесчисленные блага, "ихже око не
виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша" (1 Кор.2,9); а
главное из всех благ - то, что ты делаешься подобным Богу, по силе
человеческой" /III:293/.
«о, если бы можно было во все дни предлагать беседы о милостыне!» /III:357/.
«Милосердного и человеколюбивого
Бог принимает и любит, и если это будет праведник - сплетает ему светлейшие
венцы, а если грешник - прощает ему грехи в награду за сострадание к подобному
себе рабу». /III:408/.
«Милостыня так плодотворна, что не только очищает грехи, но отгоняет и
самую смерть[i]»
/IV:592/.
«Нет ничего хуже нечестия, нет ничего несчастнее беззакония против
Бога, нет ничего нечестивее хулы на Бога. Но и такое беззаконие может загладить
милостыня, если грешник не продолжает своей хулы, но исправляет грех покаянием»
/V:711/.
«Будем же воспламенять в себе любовь к будущим благам, потому что
великая слава ожидает праведников, какой невозможно изобразить словом: они,
восприняв нетленные тела по Воскресении, прославятся и будут царствовать вместе
со Христом» /VI:504/.
«Если хочешь сделаться равным апостолам - ничто не препятствует:
довольно для тебя истинно исполнить одну добродетель - милостыню, чтобы ни в
чем не быть скуднее апостолов» /VII:487/.
«Милостыня еще яснее открывается по окончании мира, по смерти человека,
сияет и обнаруживает свои действия... Она Делает тебя сильнее мудрецов и
ораторов. Люди, знаменитые по своей мудрости и ораторству, имеют у себя много
завистников, а за тех, которые прославили себя милосердием, бесчисленное
множество людей приносят молитвы» /VII:541/.
Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком /VII:542/.
"Не требуя помощи от других искусств, оно (милосердие - Н.С.)
созидает домы, приготовляет одежды, доставляет неиждиваемые сокровища, делает
победителями смерти, одолевает диавола, уподобляет Богу (...) Она действует и
во время болезни твоей, и в старости, сопутствует тебе в жизнь будущую и
никогда тебя не оставляет" /VII:541/.
"милостыня стоит пред судом Христовым, и не только защищает, но и
самого Судию преклоняет защищать подсудимого и произнести милостивый приговор
на него. Хотя бы он был виновен в бесчисленных согрешениях, она венчает его и
провозглашает победителем: "дадите, - говорит Господь, - милостыню,
и се вся чиста вам будут (Лк.11,42)" /VII:541/.
"Она (милостыня -
Н.С.) есть мать любви, любви, отличающей христианство, превосходящей все
знамения, служащей признаком учеников Христовых (...), лестница, ведущая на
небо" /XI:880/.
"Она разрешает адские узы, разгоняет мрак, погашает пламень,
умерщвляет червя, избавляет от скрежета зубов. Для нее беспрепятственно
отверзаются врата небесные (...) Она поистине царица, делающая людей подобными
Богу" /XII:265/.
"Будем искать тех добродетелей, которые и для нас самих
спасительны, и для ближних полезны. Таковы - милостыня и молитва; впрочем,
молитва сама заимствует свою силу и воскрыляется от милостыни. "Молитва
твоя, - сказано, - и милостыни твои взыдоша на память пред Бога"
(Деян.10,14). И не только молитва, но и пост также от милостыни заимствует свою
твердость. Если ты постился без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой
человек хуже обжоры и пьяницы и притом настолько, насколько жестокость хуже
роскошества. Но что я говорю - пост? Хотя бы ты был непорочен, хотя бы соблюдал
девственность, но если не творишь милостыни, будешь вне брачного чертога (...)
тот, кто не творит милостыни, неизбежно должен погибнуть" /VII:783/.
"Дай бедному, и, - пусть сам ты будешь молчать, - тысячи уст
заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит тебя:
милостыня есть выкуп души (...) она может и загладить грехи и избавить от
суда" /III:147-148/.
"Без девства можно видеть царствие; а без милостыни никакой нет
тому возможности. Милостыня всего нужнее, в ней все заключается. Потому-то мы
не без причины назвали ее сердцем добродетели" /VII:494/.
"если люди питают
такое уважение к милостивым и желают им всех благ, то подумай, какую награду,
какое воздаяние получат они от человеколюбца Бога. Будем же искать этого
богатства, вечно пребывающего, никогда не исчезающего" /VIII:218/.
«Милостыня - пища души. И
как вино и хлеб служат на пищу и веселие тела, так и милостыня с молитвой
является исцелением и радостью для души» /IX:960/.
"И действительно, милостыня есть благо и Божий дар; и подаяние
милостыни уподобляет нас по силе возможности самому Богу. Это больше всего и
делает человека человеком. Вот почему некто, представляя образец человека,
сказал между прочим: "велика вещь - человек, и драгая - муж, творяй
милостыню" (Притч.20,6). Благодать эта важнее дара воскрешать мертвых.
Напитать алчущего Христа гораздо важнее, чем именем Иисусовым воскрешать
мертвых. Там ты благодетельствуешь Христу, а здесь Он тебе. И награда тому, кто
сам делает добро, а не тому, кто принимает его от другого. Здесь, при
совершении чудес, ты сам делаешься должником Богу, а в деле милостыни ты
одолжаешь Бога. /X:619-620/.
«Когда ты видишь человека,
который творит милостыню и совершает тысячу добрых дел, и таким образом
сокрушает силу диавола, подвергается же затем искушениям и опасностям, не
смущайся этим: потому он и подвергается искушениям, что слишком сильный удар
наносит диаволу» /XII:640/.
"Милостыня есть великая красота и драгоценность, великий дар; или
лучше, великое благо. Если мы научимся презирать деньги, то научимся и прочему.
Смотри, сколько добра происходит отсюда. Дающий милостыню, как должно давать,
научается презирать деньги; научившийся презирать деньги, исторг корень зол.
Посему он делает добро не столько другим, сколько себе; не только потому, что
милостыне подлежит воздаяние и награда, но и потому, что душа делается
любомудрою, высокою и богатою. Дающий милостыню приучается не дорожить ни
деньгами, ни золотом. А приучившийся к сему весьма великий сделал шаг к небу, и
уничтожил бесчисленные предлоги к вражде, ссоре зависти и печали. Ибо знаете,
знаете и сами, что все зло от денег, - и что из-за денег бесчисленные
брани" /III:113/.
«… невозможно, чтобы душа, богатая милосердием, когда-нибудь погрязла в
нечистоте страстей» /V:317/.
"Ничто столько не приятно Богу, как милостыня" /XI:255/.
"миловать - значит быть Богом" /XI:257/.
"ничто так не раздражает Бога, как немилость" /XI:258/.
"Когда постигнет тебя
что-нибудь прискорбное (воровство - Н.С.), подай тотчас милостыню, возблагодари
(Бога) за то, что случилось, - и ты увидишь, какая радость наполнит душу"
/XI:504/.
"Не требуя помощи от других искусств, оно (милосердие - Н.С.)
созидает домы, приготовляет одежды, доставляет неиждиваемые сокровища, делает
победителями смерти, одолевает диавола, уподобляет Богу (...) Она действует и
во время болезни твоей, и в старости, сопутствует тебе в жизнь будущую и
никогда тебя не оставляет" /VII:541/.
"если уничтожится милосердие, то все погибнет и истребится. Как на
море нельзя плыть далее берегов, так и земная жизнь не может стоять без
милосердия, снисхождения и человеколюбия" /VII:541/.
"Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно-то
и делает его человеком" /VII:542/.
"Милостыня есть превосходнейшая художница и покровительница
упражняющихся в ней; ибо она любезна Богу и находится близ Него, легко
испрашивая милость тем, кому хочет, только бы мы не оскорбляли ее; а она
оскорбляется тогда, когда мы делаем ее из похищенного имущества; если же она
чиста, то доставляет великое дерзновение возсылающим ее к Богу (...) Для нее
беспрепятственно отверзаются врата небесные(...) она есть дева с золотыми
крыльями, разукрашенная и имеющая лице белое и кроткое; она легка и быстролетна
и предстоит престолу царскому. Когда мы подвергаемся суду, она внезапно
прилетает, является и избавляет нас от наказания, осеняя нас своими крыльями.
Богу она угодна более жертвы" /XII:264-265/.
"Я не сужу, говорит, грех, а жестокосердие" /XII:659/.
"Не сужу, говорит, грех, но жестокость" /II:377/.
"Сила милостыни так велика, что не только изглаждает грехи, но
отгоняет и саму смерть" /XII:661/.
"Если, например, ты постишься, то без милостыни это даже и в пост
не вменяется" /XII:662/.
"Милостыня есть более великая жертва, чем молитва, пост и многое
другое" /XII:672/.
"Милосердие и сострадательность - вот чем мы можем уподобиться
Богу" /XI:799/.
"Ничто другое не равняется милосердию. Никакая (другая)
добродетель не может так заглаждать грехи" /XII:969/.
«Действительно, такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и
никогда не может погибнуть. Все дела человеческие разрушаются, а плод милостыни
остается всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств. Хотя
тело человека и разрушится, но милосердие не погибнет вместе с жизнью, а пойдет
приготовить ему обители, о которых говорит Христос: в дому Отц моего обители
многи суть (Ин.14,2). Таким образом, оно превосходит все человеческое и
своим постоянством и неизменяемостью, которых не имеет ничто житейское» /V:314/.
"Велико девство, и пост, и прочие добродетели, но они меньше
милосердия /XII:969/.
"покаяние без милостыни мертво и лишено крыльев" /II:373/.
"Где милостыня, туда не смеет войти диавол и никакое другое
зло" /IX:/
О милостыне: «Ничто так не поддерживает и не возжигает огнь Духа, как
этот елей, обильно изливаемый» /X:648/.
«Смерть отторгает от наслаждения
земными благами, и затем приводит к отчету и вечным мучениям. Итак, чтобы с
нами не случилось этого, будем творить щедрую милостыню; она – царица
добродетелей; она будет с дерзновением
ходатайствовать там и избавит от наказания и мучения, так что никто не
остановит того, кто с нею восходит на небо. Легки ее крылья, велика сила ее
ходатайства; она достигает до самого царского престола и безопасно возводит
туда своих питомцев. Молитвы твоя, сказал (ангел Корнилию), и
милостыня взыдоша на память пред Бога (Деян.10,4)» /V:580/.
"Ничто столь не отличает христианина, как милостыня"
/XII:265/.
"Не говорят тебе: взойди на гору, переплыви море, возделай столько-то
десятин земли, долго постись, надень вретище; но (сказано): подай ближним,
подай хлеба, разорви неправедно составленные писания. Что легче этого, скажи
мне?" /VII:561/.
"Достаточно отдать серебро в руки бедных, и все грехи тотчас
омоются без боли и труда (...) Ты даешь серебро, а получаешь отпущение
грехов" /III:284-285/.
"Милосердие природа вложила во всех, даже грубого и жестокого. И
что удивительного, если мы оказываем милосердие к людям? Мы и зверей милуем.
Вот в каком избытке вложено в нас милосердие!" /XI:256/.
"И вообще каждое искусство имеет нужду в другом. Одна только
благотворительность ничего другого не требует, кроме одного расположения"
/VII:540/.
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти
девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху; из них пять
было мудрых и пять неразумных; неразумные, взявши светильники свои, не взяли с
собою масла; мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах
своих; и как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: «вот, жених
идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники
свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что
светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у
нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и
готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и
прочие девы и говорят: «Господи! господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ:
«истинно говорю вам: не знаю вас».
Итак бодрствуйте, потому что не знаете дня,
ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25,1-13).
"За то они и были исключены из брачного чертога, что не имели
елея; а елей есть не что иное, как человеколюбие, и милостыня, и
благорасположение, и предстательство на терпящих несправедливость, и утешение
плачущих; этого они не имели, потому отошли, и лишились брачного чертога"
/III:346/.
"И заметь различие: милосердие без девства возводило имеющих его
на небо, а девство без милосердия не в силах было сделать это" /III:349/.
"Если девы отвергаются за то, что не творили милостыни с
надлежащей щедростью, то кто может без нее получить прощение?" /VII:783/.
"этою (притчею осуждается - Н.С.) и тот, кто не старался о пользе
ближнего, и не делает щедрого подаяния бедным от имущества своего. Девы имели
масло, но не много, а потому и подвергаются наказанию" /VII:784/.
"Светильниками называет Он здесь самый дар девства, чистоту
святости, а елеем - человеколюбие, милосердие и помощь бедным /VII:785/.
"Кто эти продающие? Бедные" /VII:786/.
"Кто же продавцы этого елея? Бедные, ради милостыни сидящие пред
церковью. А за сколько продается он? За сколько хочешь: цены не назначены,
чтобы не ссылаться на бедность. Сколько у тебя есть, за столько и купи. Есть у
тебя овол? Купи небо, не потому, что небо дешево, но потому, что Господь
человеколюбив. Нет у тебя и овола? Подай чашу холодной воды. Иже аще напоит
единаго от малых сих чашею студены воды ради Меня, не погубит мзды своя
(Мф.10,42). Предметом купли и продажи - небо и мы не заботимся! Дай хлеб, и
возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное, и возьми бессмертное;
дай тленное, и возьми нетленное" /II:327-328/.
"И Сам Христос, показывая, насколько важнее девства милостыня,
(...) изгнал из того сонма половину дев, так как они вошли без этой
добродетели, лучше же сказать, потому, что не владели ею в достаточной степени,
- потому, что масло у них было, но не в достаточной мере, - а тех, которые
вошли без девства, но обличены были добродетелью милостыни, принял с великой
честью" /III:577-578/.
"Без девства можно видеть царствие; а без милостыни никакой нет
тому возможности. Милостыня всего нужнее, в ней все заключается. Потому-то мы
не без причины назвали ее сердцем добродетели" /VII:494/.
"юродивые девы погибли от сребролюбия" /X:675/.
"Соблюли девство и неразумные пять дев, но так как они не имели
милосердия, то остались вне брачного чертога. Пять мудрых - вместе с девством -
имели и милосердие, поэтому вошли в брачный чертог" /XII:969/.
«Итак, будем милостивы к ближним, чтобы и нам самим быть помилованными.
Не столько для них, сколько для самих себя мы собираем этот елей на будущий
день» /III:257/
"И сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только
насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и - даже больше
для последних, чем для первых" /III:270/.
Сам Бог повелел подавать милостыню не для того, чтобы только насыщать
бедных, но чтобы и подающие получили благодеяние, и даже больше, чем первые
/III:270/.
(Истинна) милостыня, когда даешь ее с радостью и думаешь, что сам
больше получаешь, чем даешь /III:271/.
"Бедные - врачи наших душ, благодетели и предстатели, потому что
ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь царство
небесное; облегчаешь бедность, и примиряешь себя с Владыкой. Видишь ли, что
воздаяние неравномерно?" /III:308/.
Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары
свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и
сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все
те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все
пропитание свое, какое имела» (Лк.21,1-4)
«Ведь не на то нужно смотреть, что она бросила две лепты, но что она,
имея только их, не пощадила себя и внесла все свое достояние – за это ей нужно
удивляться и венчать» /III:342/.
Нуждающиеся - врачи наших
душ, благодетели и предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько
получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность и
примиряешь себя с Богом /VIII:779/.
"У них (получающих милостыню – Н.С.) питается тело, а у вас душа
делается приятной Богу. Им, когда принимают, не отпускается ни один грех, а вам
прощаются многие прегрешения" /XI:230/.
"Пока ты один владеешь, то и сам не имеешь, а когда даешь другому,
получаешь и сам" /IX:561/.
"Бог предписал заповедь милостыни не столько для бедных, сколько
для самих подающих" /X:211/.
"Часто я говорил, что милостыня введена не для принимающих, а для
подающих, так как последние приобретают наибольшую пользу" /XI:344/.
"Я часто говорил и теперь повторяю: важность милостыни измеряется
не количеством подаваемого, но расположением подающего. Вы знаете о вдовице;
хорошо всегда на память приводить этот пример, дабы и бедный не
отчаявался, представляя ее, положившую две лепты" /VII:229/.
"Милостыня ценится не по количеству подаваемого, но по обилию
расположения" /VII:539/.
"Бог, как я часто говорил, смотрит не на меру подаваемого, но на
намерение подающих" /XI:313/.
он (апостол –Н.С.) внушает подающим милостыню вступать в тесный союз с
приемлющими, подавать не просто и без участия, но с состраданием, милосердием,
сокрушением и соболезнованием к нуждающимся. Для того именно Бог и заповедал
(подавать) милостыню; Бог мог питать нищих и без этого; но, чтобы соединить нас
любовью и внушить нам пламенную привязанность друг к другу, Он повелел нам
питать их» /X:322/.
«Милостыня же является таковою только тогда, когда ты подаешь ее
охотно, щедро, когда ты думаешь, что не даешь, а сам принимаешь, когда ты
признаешь ее для себя благодеянием и приобретением, а не потерею. Иначе она и
не благодать. Тот, кто оказывает другому милость, должен радоваться, а не
печалиться» /X:620/.
“Бог же многое и малое ценит не по мере подаваемого, а по достатку
подающего. Поэтому может случиться, что, положивши сто золотых монет, ты
положил меньше того, кто положил только один маленький обол, потому что ты
положил от избытка. Впрочем, делай хотя и так, и ты скоро сделаешься более
щедрым” /X:642/.
"Величина милостыни измеряется не мерою подаваемого, но произволением и усердием подающих" /XII:16/.
«и из самого способа отдачи имущества можно видеть их (первохристиан –
Н.С.) благочестие. Елицы бо господие селом, или домовом бяху, продающие
приношаху цены и полагаху при ногах апостол (Деян.4-34-35). Не сказано, что
они отдавали в руки апостолов, но полагаху при ногах их, выражая этим
уважение, почтение и благоговение, какое они имели к апостолам. Они считали это
дело не отдачею, а больше получением. Это особенно и значит презирать
богатство, это особенно и значит питать Христа, когда ты делаешь это не с
высокомерием и гордостью, когда ты отдаешь так, как бы этим оказывая
благодеяние больше самому себе, чем принимающему. Если же ты не так расположен,
то и не давай; если ты не считаешь этого более получением, нежели отдачей, то и
не делай подаяния» /III:258/.
Подавать деньги могут многие, а чтобы самому служить нуждающемуся и
делать это с готовностью, любовью и братской расположенностью, - для этого
нужна душа высокая, великая и мудрая /III:346/.
"Если бы богатство было добро, то Бог не посадил бы нищих в
преддверии своего дома" /XI:571/.
"Как в преддвериях молитвенных домов обыкновенно устрояются
умывальницы, чтобы идущие молиться Богу сначала омыли руки и тогда простирали
их на молитву, - так и бедных отцы поставили пред дверями подобно источникам и
умывальницам, чтобы мы, как умываем руки водою, так, очистив наперед душу
человеколюбием, потом приступали к молитве. Подлинно, не так вода по природе
своей омывает нечистоты тела, как милостыня силою своею обтирает нечистоту
души. Поэтому, как ты осмеливаешься войти на молитву с неумытыми руками - хотя
и меньшая то вина, - так не входи никогда на молитву и без милостыни"
/III:308/.
"Когда ты молишься до изнеможения и не получаешь просимого, то
подумай, сколько раз ты слышал, как просил у тебя нищий, и ты не внимал ему,
между тем он не досадовал и не оскорблял тебя" /XI:570/.
"Одно оправдание у бедного - недостаток и нужда; ничего больше не
спрашивай у него; но если он, хотя бы был непорочнее всех, нуждается в
необходимой пище, то утолим голод его" /I:807/.
"Иное - судия, иное - податель милостыни. Милостыня потому так и
называется, что мы подаем ее и недостойным" /I:807/.
"милостыня" - означает не что иное, как сбор или складчину
общих подаяний" /III:271/.
Оставив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и
делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в день будущего
Суда великой милостыни и снисхождения от Бога /III:276/.
"Милостыней потому и называется, чтобы мы подавали и недостойным.
Милующий не исправного, а согрешившего милует; исправный достоин похвал и
венцов, а грешник милости и снисхождения. Таким образом, мы и в этом будем
подражать Богу, если будем давать порочным" /III:294/.
"Ты смотри не на достоинство нуждающегося в помощи, а только на
нужду" /III:347/.
"Мы не поставлены быть судиями жизни других; иначе мы никому не
подадим милостыни. Когда ты молишься Богу, то не говоришь ли: "не помяни
грехов моих" (Пс.24,7)? Так и о нищем, хотя бы он был великий грешник,
думай то же и не поминай грехов его. Ныне время человеколюбия, а не строгость
суда, - милости, а не осуждения. Он хочет есть; если желаешь, дай ему: если же
не желаешь, откажи, не исследуя, почему он беден и несчастен" /VII:265/.
Господь требует "Всякому просящему у тебя, давай" (Лк.6,30).
Он Сам "посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф.5,45), и
поэтому и мы должны поступать также.
"Будь только готов оказывать милосердие, - тогда бедный тотчас
оставит праздность, а ты перестанешь быть жестоким" /VII:390/.
В нужде и бесстыдство простительно" /VII:391/.
"Он не по своей воле поступает так бесстыдно. Поистине, нет
человека, который бы без всякой нужды захотел сделаться бесстыдным; и хотя бы
представляли тысячи доказательств, никогда не поверю, чтобы человек, живущий в
изобилии, решился просить милостыни" /VII:391/.
"Ты подай нуждающемуся, а не давай пляшущему, чтобы с деньгами не
погубить тебе и души его. Чрез неуместную щедрость ты становишься виновником
его погибели. Если бы плясуны знали, что их искусство останется без прибыли, то
они давно перестали бы заниматься им" /VIII:283/.
"Какого гнева не заслуживаешь ты, когда даешь деньги блуднице, но
проходишь мимо нищего без внимания? Если бы ты давал и от праведных трудов, и
тогда не грешно ли было бы давать награду за порок и честь за то, за что
следовало бы наказывать? Когда же ты питаешь свое сладострастие, ограбляя сирот
и обижая вдов, то подумай, какой огонь ожидает дерзающих на такие дела?"
/VIII:283/.
«Павел говорил: облецытеся убо, якоже избраннии Божии святи, во утробы
щедрот, благость, смиренномудрие (Кол. 3, 12). Замечаешь ли всю выразительность
слов, а также то, как (апостол) хочет, чтобы мы постоянно были милостивы? Не
сказал просто — будьте милосерды, но — облецытеся, давая тем знать, что
милосердие, подобно одежде, всегда должно быть при нас. Не сказал также просто
— облекитесь в милосердие, но — во утробы щедрот, чтобы мы подражали
естественному чувству нежной любви. Но мы поступаем напротив. Если кто-нибудь
подойдет с просьбой о самой малой монете, то мы укоряем его, поносим, называем
обманщиком. И ты не содрогаешься, человек, ты не стыдишься того, что за кусок
хлеба называешь обманщиком? Если он и притворяется, то по одному тому
заслуживает сожаления, что до такой степени мучится голодом, что вынужден
принимать на себя такую личину. И это — доказательство нашей жестокости. Так
как мы нелегко подаем добровольно, то бедные поневоле должны выдумывать
бесчисленные хитрости, чтобы обмануть наше бесчеловечие и смягчить жестокость.
Иное дело, если бы он просил у тебя серебряной или золотой монеты, тогда ты
имел бы основание подозревать; если же он подходить к тебе за необходимым
пропитанием, то зачем тебе без нужды любомудрствовать и с излишней точностью
исследовать, обвиняя его в бездействии и лености? Если нужно говорить об этом,
то не других, а нас самих следует укорять. Потому, когда приходишь к Богу
просить помилования во грехах, вспомни об этих словах и ты поймешь, что
справедливее тебе самому слышать их от Бога, нежели нищему от тебя. И однако
Бог никогда не говорил тебе таких слов, не сказал: иди прочь, ты ведь лицемер,
хотя ты постоянно ходишь в церковь и слушаешь Мои законы, но на площади и
золото, и свое желание, и дружбу, словом — все предпочитаешь заповедям Моим;
теперь представляешься смиренным, а после молитвы бываешь дерзок, жесток и
бесчеловечен; итак, уходи отсюда и никогда ко Мне не приходи. Это и даже
большее мы достойны бываем слышать, однако же Бог никогда не укорил нас ничем
подобным, но и долготерпит, все выполняет с Своей стороны и дает нам больше
того, что просим. Размыслив об этом, избавим от нищеты просящих и, хотя бы они
притворялись, не станем расследовать этого. Ведь мы и сами имеем нужду в
спасении, притом с снисхождением, с человеколюбием и многою милостью. Если по
нашему входить в строгое расследование, то невозможно когда-либо и спастись, но
все должны подвергнуться наказанию и погибнуть. Итак, не будем строгими судьями
других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета: а мы ведь обременены
грехами, превышающими всякое помилование. Будем иметь больше сожаления к тем,
которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы сами могли надеяться на
такую к себе милость, хотя, сколько бы мы ни старались, никогда не будем в
состоянии оказать такое человеколюбие, в каком имеем нужду от человеколюбивого Бога.
/IX:672-673/.
"Но есть люди, дошедшие до такой жестокости, что говорят: они
страдают достойно (...) Хотел бы я спросить: почему, скажи мне, они страдают
достойно? Потому ли, что хотят есть, а не голодать? Нет, скажешь, но потому,
что они проводят жизнь в праздности. А ты разве не проводишь время в праздности
и забавах?" /X:107/.
«Но, скажешь, он притворяется дрожащим и немощным. И ты не боишься
такими словами навлечь на / себя молнию свыше? Простите, я дрожу от гнева. Ты
пресыщаешься, утучняешь себя, продолжаешь упиваться до глубокой ночи, нежишься
на мягких коврах и не думаешь отдавать отчета в таком беззаконном употреблении
даров Божиих, – ведь вино не для того, чтобы мы упивались; пища не для того,
чтобы мы пресыщались; яства не для того, чтобы мы расторгали ими свое чрево, –
а от бедного, несчастного, который ничем не лучше мертвеца, ты требуешь
строгого отчета, и не боишься грозного и страшного суда Христова? Если он и
претворяется, то претворяется по бедности т по необходимости, по причине твоего
жестокосердия и бесчеловечия, требующего такого притворства и иначе не
преклоняющегося на милость» /X:207-208/.
" Скажу еще нечто более ужасное: некоторые вынуждены были ослепить
малолетних детей, чтобы тронуть наше бесчувствие (…) Они, неоднократно приступая
к вам, но не получив никакой помощи, наконец оставляют просьбы и прибегают к
хитростям не хуже кудесников: одни жуют кожу изношенной обуви, другие вбивают в
голову острие гвозди, иные ложатся на замерзшую от холода воду голым
желудком" /X:208-209/.
"Когда Бог говорит: дай милостыню, а Я дам тебе царство небесное,
- ты не слушаешь; когда же диавол показывает голову, израненную гвоздями, ты
вдруг делаешься щедрым" /X:209/.
"Разве не видишь, сколько другие раздают комедиантам и распутным
женщинам? Подай Христу хотя половину того, что они дают плясунам. Подай хотя
столько алчущему, сколько они из тщеславия дают представляющим на
зрелищах" /X:640/.
«И было к нему слово Господне: встань и
пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить
тебя. И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там
женщина вдова собирает дрова. И позвал он ее и сказал: дай мне немного воды в
сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал ей в след и сказал:
возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказала: жив Господь Бог твой! У
меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в
кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и
для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай
что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси
мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог
Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня,
когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия;
и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась,
и масло в кувшине не убывало по слову Господа, которое Он изрек через Илию» (3
Цар.17,8-16).
"Подумай, как вдова питала Илию. Она не столько питала, сколько
питалась; не столько отдала, сколько получила. И теперь бывает то же, даже
гораздо большее: наградою таковым служит не мука, и не сосуд елея, - но что?
Сто раз большее - вечная жизнь (...) Видишь ли, как хорошо благотворить с
простотою, и не быть слишком разборчивым относительно принимающего благодеяние?
Если бы она захотела много любопытствовать, то пришла в недоумение и не
поверила бы" /XI:231/.
"Потому Он восхотел, чтобы они были не славными, но более
уничиженными, чтобы ты мог спастись" /XI:306/.
"Он пришел к тебе, надеясь получить от тебя милостыню, - и ушел,
получив от тебя смертельную рану, и еще больше слез прольет после этого. Так
как бедность заставляет его просить милостыни, между тем ему наносят
оскорбления за то, что он просит, то смотри, какое наказание постигнет
оскорбляющего их" /XI:611/.
"Он попустил, чтобы тот нищенствовал ради тебя, чтобы ты мог
уврачевать себя, и ты оскорбляешь того, кто переносит ради тебя нищету? Какая
жестокость, какая неблагодарность в этом поступке!" /XI:611/.
"Ныне время человеколюбия, а не строгого суда - милости, а не
осуждения. Он хочет есть: если желаешь, дай ему; если не желаешь, откажи, не
исследуя, почему он беден и несчастен" /XII:109/.
"Давай нуждающемуся и не давай плясуну, чтобы вместе с твоими
деньгами тебе не погубить и его душу" /XII:665/.
"Но для чего, скажешь, они обнажают изувеченные члены? Из-за тебя;
если бы мы были сострадательны, им не было бы нужды прибегать к таким
средствам" /XII:669/.
"Хотя бы просящий был убийцей, хотя бы разбойником, или кем бы то
ни было, ужели он кажется тебе недостойным куска хлеба или нескольких
монет" /XII:670/.
"Он (нищий - Н.С.) Божий, будет ли то эллин или иудей; достаточно,
что он нуждается в помощи" /XII:671/.
"Милостыня потому так и называется, чтобы ты подавал и достойным и
недостойным" /XII:671/.
«Подающий щедрую милостыню и
здесь живет с доброй совестью, и когда переселится отсюда, найдет великую
милость у Судии и услышит блаженные слова: "Приидите, благословенные Отца
Моего" (Мф. 25, 34)» /IV:33/.
Ничто другое не может так избавить нас от огня геенского, как щедрая
милостыня /IV:336/.
"только тогда ты оправдаешься, когда ничего не будешь иметь, когда
ничем не будешь владеть; а пока ты что-нибудь имеешь, то хотя бы ты дал тысячам
людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания"
/XII:664-665/.
"Если же дающий третью часть имений своих, или лучше – половину
(эти приношения (жертвы фарисеев - Н.С.), взятые вместе с десятинами, и составляют
половину), если, говорю, дающий половину не делает ничего великого, то чего
будет достоин тот, кто не подает и десятины? Справедливо поэтому сказал
Господь, что не многие спасутся" /VII:658/.
«не подавать только, а подавать щедро – вот в чем особенно состоит
милостыня» /X:210/.
на "расточи, даде убогим; правда его пребывает во век"
(Пс.3,9): "Слово расточи не что другое означает, как щедрость
в подаянии" /X:639/.
Милостыня же является
таковою только тогда, когда ты подаешь ее охотно, щедро, когда ты думаешь, что
не даешь, а сам принимаешь, когда ты признаешь ее для себя благодеянием и
приобретением, а не потерей. Иначе она и не благодать" /X:619-620/.
Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век (Пс.111,9). Так как пророк упомянул о
милосердии, общительности и сострадательности, а между тем есть много степеней
милосердия, - один подает меньше, другой больше, - то посмотрим, кого он
называет милосердым: того ли, кто подает от избытка, или того, кто отдает все,
что у него есть? Очевидно того, кто отдает все, кто не щадит при этом ничего» /V:319/.
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст
обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей (2 Кор. 9,10)
"Так как он требует не
просто милостыни, но милостыни щедрой, то постоянно называет ее семенем.
Подобно тому, как семя, брошенное в землю, произращает тучную жатву, так и
милостыня приносит полные рукояти правды и произращает бесчисленные плоды"
/X:644/.
"Не деньги нужны, а решение. Имея это последнее, ты можешь и за
две лепты купить небо; и без него и за тысячу золотых талантов не купишь того,
что можешь купить за две лепты. Почему? Потому что, когда ты от многого дал
меньшее, то хотя сотворил милостыню, но не такую, как вдова; ты подал не с
таким усердием, с каким она; она сама себя лишила всего, или лучше - не лишила,
а все себе даровала" /XI:348/.
"Но для чего я напрасно говорю это людям, которые не хотят даже
отказаться от привязанности к деньгам, считают их как бы бессмертными и, если
подадут только малое из многого, то думают, что уже исполнили все? Нет, это -
не милостыня; милостыня - (подаяние) той вдовы, которая пожертвовала "все
житие свое" (Мк.12,44). Если же ты не хочешь подать столько, сколько
эта вдова, то отдай по крайней мере все лишнее; пусть будет у тебя всего
достаточно, но без излишества" /XII:233/.
«Один совсем не подает милостыни, а другой, хотя и уделяет нуждающимся
несколько из своего имущества, но делает это со тщеславием, а потому
оказывается ничем не лучше подающего. Так диавол всех совершенно опутал своими
сетями! (…) Я знаю многих, которые помогают нуждающимся не по этим только
причинам, но и по дружбе и из угождения и по многим другим подобным
побуждениям, а не по страху Божию и не по заповеди» /I:138-139/.
"Не богатым только, говорит (апостол - Н.С.), внушаю это, но и
бедным; не свободным только, но и рабам; не мужам только, но и женам; пусть
никто не будет свободен от этого служения, ни лишен прибыли, но пусть всякий
делает пожертвование. И бедность не может быть препятствием к такому
пожертвованию." /III:269/.
«Но, скажешь, иным образом я
терплю вред, - тем, что, если не богохульствую, то, лишившись богатства,
делаюсь несостятельным для подавания милостыни. Это – предлог и отговорка! Если
ты об этом скорбишь, то твердо знай, что бедность не бывает препятствием
милостыне. Хотя бы ты был тысячекратно беден, все же ты не беднее той, которая
имела только горсть муки (3 Цар.17,12) и той, у которой было только две лепты
(Лук.21,2), из которых та и другая, издержав все свое имение на бедных,
удостоилась дивной похвалы; и великая бедность не была препятствием столь
великому человеколюбию, но милостыня, состоявшая из двух лепт, была так богата
и значительна, что затмила всех богачей, и богатством расположения и избытком
усердия превзошла тех, которые клали много статиров[ii]»
/III:481/.
Многие получили помощь от милостыни, совершаемой за них другими. Если
они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое
утешение /IX:206/.
Не напрасны бывают приношения за умерших, не напрасны молитвы, не
напрасны милостыни. Все это установил Дух, желая, чтобы мы помогали друг другу
/IX:207/.
"Милуяй нища взаим дает Богови"
(Притч.19,17)
"Пока еще продолжается торг, купим милостыню, или вернее – чрез
милостыню купим спасение" /XII:660/.
"Доколе предлежит торг, купим милостыню, лучше же сказать -
милостынею купим спасение" /II:374/.
" Милуяй нища взаим дает Богови (Притч.19,17). Дадим взаймы Богу милостыню, чтобы воспринять от Него
милосердное воздаяние. О, сколь мудро это изречение милуяй нища взаим дает
Богови! (...) Если Бог берет у нас взаймы, то Он уже наш должник. Итак,
каким же хочешь ты иметь Его - судиею, или должником?" /II:374/.
«Это – некоторая мена и торговля, приносящая прибыток, гораздо больше
расхода, и выгоду значительнее. Расход состоит в деньгах, а прибыток не в
деньгах только, но и в отпущении грехов, в дерзновении перед Богом, в царстве
небесном и в наслаждении «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце
человеку не взыдоша» (1 Кор.2,9)» /III:285/.
Мы всеми силами стараемся
приобрести землю и за несколько Десятин земли и домов не только не жалеем
денег, но даже проливаем кровь; для приобретения же Неба не хотим пожертвовать
и избытками, между тем как могли бы купить его за малую цену и купив, обладать
им вечно. Потому-то мы и подвергнемся крайнему наказанию, если придем туда
нагими и нищими, и не за свою только бедность (в милостыне) будем терпеть
несносные мучения, но и за то особенно, что и других вовлекаем в подобное
состояние. В самом деле, если язычники увидят, что и мы (христиане),
сподобившись великих таинств, привязаны к земному, то тем более сами будут
прилепляться к нему. Этим мы собираем сильнейший огонь на свою голову. Нам
надлежало бы учить их презирать все, а мы, вместо того, больше всех возбуждаем
в них пристрастие к богатству. Как же мы можем спастись, когда должны будем
подвергнуться истязанию за гибель других? /VII:129/.
Итак, если мы обнаруживаем любовь, если отдаем имение нуждающимся, то
исполняем нашу обязанность не потому только, что Сам Бог показал нам пример
благодеяний, но и потому, что, когда даем, уделяем из принадлежащего Богу.
Почему же ты лишаешь самого себя того, над чем Бог хочет поставить тебя
господином? Ведь Он велел тебе давать другому, чтобы и сам ты владел тем же.
Пока ты один владеешь, то и сам не имеешь, а когда даешь другому, тогда
получаешь и сам. И что может сравняться с такою любовью? Христос пролил Кровь
за врагов, а мы и имения не отдаем за благодетеля; Он пролил собственную Свою
Кровь, а мы жалеем имения, которое не наше; Он совершил это прежде нас, а мы не
делаем и после Него; Он сделал это для нашего спасения, а мы не хотим и для
собственной своей пользы; Ему нет никакого прибытка от нашего человеколюбия, но
вся выгода возвращается к нам. Для того мы получили повеление раздавать имение,
чтобы не лишиться и самим. Подобно тому как кто дает деньги малому ребенку и
приказывает ему держать крепко, или отдает их на сбережение слуге, чтобы нельзя
было желающему похитить, так делает и Бог. Отдай нуждающемуся, говорит Он,
чтобы кто-нибудь не похитил их у тебя, например: клеветник, вор, диавол, а
после всех — смерть. Пока ты сам владеешь ими, то не в безопасном месте
хранишь, а если передашь их через бедных Мне, то Я все сберегу тебе в целости и
в надлежащее время возвращу с большою прибылью. Я беру их не затем, чтобы
отнять для Себя, но для того, чтобы приумножить, сберечь в совершенной целости
и сохранить их для тебя к тому времени, когда никто не даст взаймы, никто не
сжалится. Итак, что может быть жестокосерднее нас, не соглашающихся и после
таких обещаний дать взаймы Богу? Конечно, вследствие этого мы и отходим к Нему
скудными, нагими и нищими, не имея при себе вверенного нам, потому что со своей
стороны не передаем этого на сохранение Тому, Кто сберегает всех тщательнее.
Потому мы и подвергнемся крайнему наказанию. /IX:561-562/.
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или
сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего,
получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф.19,29).
Чем, в самом деле, заплатит нам чрево, пожирающее большую часть (нашего
имущества)? Нечистотою и тлением. Чем заплатит тщеславие? Завистью и клеветою.
Чем заплатит скупость? Заботами и попечениями. Чем заплатит распутство? Геенною
и ядовитым червем. Вот должники богачей, такую именно прибыль они получают с
капитала — зло в настоящей жизни и бедствие в будущей. Итак, скажи мне, неужели
мы будем давать взаймы им под условием столь великого наказания, а не вверим богатство
Христу, Который обещает нам небо, бессмертную жизнь и неизреченные блага? И
какое мы будем иметь оправдание? Почему же ты не даешь Тому, Кто несомненно
возвратит и возвратит с избытком? Может быть, потому, что Он возвратит спустя
продолжительное время? Но Бог возвращает и в настоящей жизни, так как неложен
сказавший: ищите царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Mф. 6, 33).
Замечаешь ли ты необыкновенную щедрость? То, говорит Он, сохранено для тебя и
не умаляется, а настоящие блага даю в виде прибавки и прибыли. Кроме того,
получены чрез продолжительное время увеличивает твое богатство, потому что
прибыль становится больше. Мы видим, что и ростовщики так поступают с берущими
взаймы, охотнее снабжая тех, которые берут на долгое время. Тот, кто возвратил
весь долг вскоре, пресек и увеличение роста, а тот, кто держал у себя более
продолжительное время, доставил и больше прибыли. Потом, с людьми мы не
затрудняемся отсрочкою, но даже сами придумываем средства продлить ее, а по
отношению к Богу неужели мы будем настолько малодушны, что вследствие этого
станем колебаться и отказывать, хотя, как я сказал, Бог и здесь отдает, и там,
по указанной причине, хранить все, уготовляя нечто иное, большее. Ведь
великость даваемого и красота того дара превышают малоценность настоящей жизни
и, находясь в тленном и смертном теле, невозможно принять те неувядаемые венцы
и нельзя в настоящей мятежной жизни, исполненной беспокойств и подверженной
многим переменам, принять тот непреложный и безмятежный жребий. Если бы кто-нибудь,
занявший у тебя золото, обещался возвратить тебе долг тогда, когда ты живешь в
чужой земле, не имеешь рабов и не можешь даже привезти деньги домой, то ты,
конечно, весьма много стал бы просить его, чтобы он лучше отдал их тебе дома, а
не на чужой стороне. А духовные и неизреченные блага неужели ты желаешь
получить здесь? Какое это безумие! Если возьмешь здесь, то, без сомнения,
получишь тленное, а если подождешь будущего времени, то Господь отдаст тебе
нетленное и бессмертное. Если возьмешь здесь, то получишь свинец, а если — там,
то — чистое золото. Кроме того, Бог не лишил тебя и настоящих благ, так как
вместе с тем обещанием дал и другое, говоря так: всякий возлюбивший те дела
получит во сто крат в этом веке и наследует жизнь вечную (Mф. 19, 29). /IX:562-564/.
Бог милостив, возвращает нам
то, что должен, и взирает на Своих заимодавцев приятнее, нежели на тех, которые
ничего не давали Ему взаймы, и, кому больше всего должен, того особенно и
любит. Потому, если хочешь всегда иметь Его своим другом, во многом сделай Его
своим должником. Не столько заимодавец радуется тому, что имеет должников,
сколько веселится Христос, имея заимодавцев; кому Он ничего не должен, от тех
бежит прочь, а кому должен, к тем притекает. Итак, станем делать все, чтобы
иметь Его должником своим, - теперь самое удобное время давать взаймы, теперь
настоит в этом нужда» /IX:565/.
«Если он и не получив дает, то ужели не воздаст получивши?» /X:640/.
"Когда ты сидишь дома, приходит нищий, продающий рай, и говорит:
дай хлеба и получи рай; дай подержанную одежду и получи небесное царство; и не
говорю тебе, сколько (нужно дать), чтобы ты не медлил, ссылаясь на (свои)
недостатки. За сколько хочешь, купи рай: дай хлеба; не имеешь хлеба, дай овол,
дай чашу холодной воды; дай что хочешь, что имеешь; все принимаю, только купи
рай" /XII:970/.
"Дай нищему и сделай Бога должником" /XII:970/.
«Господь называет мудрым распорядителем человека милосердого, который
приобретает за малое многое, за деньги небо, за одежду царство, за хлеб и чашу
холодной воды будущие блага. Действительно, что может сравниться с такой
распорядительностью, когда человек, отдавая блага погибающие, скоропреходящие и
тленные, приобретает будущие и неизменные, а через это и в настоящей жизни
наслаждается безопасностью? Поэтому пророк и говорит: устроит словеса свои на
суд» /V:316/.
«Итак, когда ты смотришь на красивое золото и колеблешься отдать его,
то вспомни о сеющих, вспомни о дающих взаймы, вспомни о торгующих, которые
начинают с издержек и трат, и притом каждый из них вверяет свое имущество неизвестности, потому
что и волны, и недра земли, и расписки -
все это неверно. Дающие взаймы часто теряли и самый капитал; а кто трудится для
неба, тот не боится ничего подобного, но может быть уверен в целостности и
капитала, и процентов, если только можно назвать процентами приращение, которое
гораздо больше самого капитала. Здесь капитал – имущество, а приращение –
Царство Небесное. Видишь ли достоинство этого займа, приносящего проценты
гораздо больше капитала?» /V:319/.
“Ты имеешь деньги для того, чтобы облегчить бедность, а не для того,
чтобы торговать бедностью; а ты под видом облегчения причиняешь еще большее
бедствие и продаешь человеколюбие за деньги. Продавай, не запрещаю, но только
за царство небесное. Не бери за столь великий подвиг малой цены - стократной
прибыли, а будущую вечную жизнь” /XII:563/.
И соберутся пред Ним все народы; и отделит
одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую
Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую
сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство,
уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы
напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был
болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники скажут Ему в ответ:
«Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели
Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ:
«истинно говорю вам: так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших,
то сделали Мне».
Тогда скажет и тем, которые по левую
сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и
ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице,
и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели
Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в
темнице, и не послужили Тебе?». Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам:
так-как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут
сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25,32-46).
«Он (Христос – Н.С.) сказал: Я люблю бедных, и если они получат
какое-нибудь благодеяние, Я воздам за то, как если бы Сам получил его. Будем же
делать все, для облегчения их участи, или лучше, истощим на них все свое
имущество, веруя, что в лице их мы питаем
Бога. А что действительно, питая их, мы питаем Самого Бога, об этом,
послушай, что говорит Христос: вы видели меня алчущим и напитали; жаждущим и
напоили мя; нагим и одели (Мф.25,35-36)» /V:155/.
"Ты одеваешь Христа, когда одеваешь нищего" /II:374/.
"Они (первохристиане - Н.С.) считали это дело не отдачею, а больше
получением. Это особенно и значит презирать богатство, это особенно и значит
питать Христа, когда ты делаешь это не с высокомерием и гордостью, когда ты
отдаешь так, как бы этим оказывая благодеяние больше себе самому, чем
принимающему. Если же ты не так расположен, то и не давай; если ты не считаешь
этого более получением, нежели отдачею, то и не делай подаяния" /III:258/.
"Не для того ты получил деньги, чтобы тратить на удовольствия, а
для того, чтобы употреблять на милостыню. (...) Тебе вверено достояние бедных.
(...) Если тебе по великому милосердию дано повеление давать из своего
имущества, то не думай поэтому, что оно твое, и не обращай чрезмерного
человеколюбия в повод к неблагодарности. Разве Бог не мог отнять у тебя все? Но
Он не делает этого, предоставляя в твою волю обнаруживать щедрость в отношении
к нуждающимся" /XII:659/.
"Ужели ты почитаешь маловажным держать ту чашу, которую будет
подносить к устам и из которой будет пить Христос? Ужели ты не знаешь, что один
только священник имеет право предлагать чашу крови? Но я на это не смотрю
строго, - говорит Христос, - а принимаю и у тебя. Хотя бы ты был мирянин, Я не
отвергну тебя и не требую того, что Я сам тебе дал. Я требую не крови, но
студеной воды. Представь, кому ты предлагаешь питие; представь - и трепещи.
Помысли, что ты сам делаешься священником Христа, когда руками своими подаешь
не тело, не хлеб, не кровь, но чашу холодной воды" /VII:479/.
"Милостивый не облекается в подир (...), но облечен в одежду
человеколюбия, которая святее священнической одежды" /X:646/.
"Напитаем Его алчущего, напоим Его жаждущего. Подай Ему только
чашу холодной воды, - Он и это примет, потому что любит тебя; приношения лиц
любимых, как бы малы они не были, велики кажутся любящему. Только не покажи
нерадения. Повергни пред Ним две лепты, - Он не отвергнет и их, но примет, как
большое богатство. Он не имеет недостатка ни в чем и принимает это не по
какой-либо нужде; поэтому и справедливо измеряет все не мерою даваемого, но
расположением дающего" VIII:134-135/.
"Он воздаст сторицей, и там еще кроме того дарует жизнь вечную, -
и несмотря на то никто не полагает на хранение (своих стяжаний)" /XI:693/.
"Пошли наперед твое имущество туда, в нескончаемый
век" /XII:973/.
"Пока ты сам владеешь ими, то не в безопасном месте хранишь, а
если передашь их через бедных Мне, то я все сберегу тебе в целости и в
надлежащее время возвращу с большой прибылью" /IX:562/.
"Бог предал за тебя Сына, а ты не даешь и хлеба Ему, за тебя
преданному, за тебя убиенному. Отец для тебя не пощадил Его, не пощадил,
притом, истинного Своего Сына, а ты не обращаешь внимания на Него, когда Он
томится голодом, и притом готовясь растратить Его собственность и растратить
для себя. Что может быть хуже такого беззакония? /IX:687/.
"…для тебя Я постился и опять для тебя же терплю голод, жаждал,
вися на кресте, жажду и в лице нищих, только бы тем или другим привлечь тебя к
Себе и для твоего же спасения сделать тебя человеколюбивым. Потому, хотя ты
обязан Мне воздаянием за бесчисленные благодеяния, но Я не прошу у тебя, как у
должника, а венчаю тебя, как за дар, и за это малое дарю тебе царство. Я не
говорю: избавь Меня от нищеты, или дай Мне богатство, хотя именно для тебя Я
обнищал; но прошу только хлеба, одежды,
небольшого утешения в
голоде" /XI:687-688/.
"Он принес Себя в жертву за нас, а мы презираем Его, когда Он
нуждается даже в необходимой пище, - и не посещаем Его, когда Он болен или наг.
Какого гнева, какого наказания, какой геенны это достойно. Ведь если не
что-нибудь другое, то ужели одно то, что Он благоволил присвоить себе
человеческие страдания и говорить: алчу, жажду, - не было в силах обратить всех
(к Нему). Но, увы, как сильна власть денег, или лучше сказать, как велико
развращение тех, которые добровольно поработились им! Не они имеют великую
силу, но мы слишком слабы и порабощены им, - мы презренны и земляны, мы
плотские, мы бессмысленны; подлинно не в них содержится великая сила. Что они
могут сделать, скажи мне, будучи глухими и бесчувственными?" /XI:669/.
"Христа одеваешь ты,
одевая бедного" /XII:660/.
"Пока ты владеешь (деньгами - Н.С.), ты владеешь ненадежно; а если
даешь их Мне в лице бедных, то я тщательно сохраню их тебе во всей
целости" /XII:664/.
"Смотри не на достоинство нуждающегося в помощи, а на одну только
нужду. Хотя бы то был человек ничтожный, отверженный, презренный, Христос
однако вменяет тебе награду так, как будто Сам получил благодеяние через
него" /XII:670/.
"Ты освобождаешь рабов? Освободи Христа от голода, нужды, темницы
и наготы. Ты ужасаешься, слыша это? Следовательно, еще ужаснее, когда ты этого
самого не делаешь" /XII:674/.
"Если даешь мученикам, бедным, Бог позовет, чтобы отдать долг»
/XII:969/.
"Сделаем душе золотое ожерелье, то есть милостыню, доколе мы
здесь. Ибо когда пройдет сей век, тогда уже не будем творить ее. Почему? Потому
что там нет бедных, там нет денег, там нет нищеты. Пока мы дети, не лишим себя
сего украшения. Ибо как с детей, достигших мужеского возраста, снимают прежний
наряд, и надевают на них другой: так и с нами. Там милостыня будет уже не из
денег, а какая-то другая, гораздо большая. Посему, чтобы нам не быть без той,
постараемся сею украсить душу" /XI:222/.
«Но, скажешь, иным образом я терплю вред, – тем, что если не
богохульствую, то, лишившись богатства, делаюсь несостоятельным для подавания
милостыни. Это – предлог и отговорка! Если ты об этом скорбишь, то твердо знай,
что бедность не бывает препятствием к милостыне. Хотя бы ты был тысячекратно
беден, все же ты не беднее той, которая имела только горсть муки (3 Цар.17,12),
и той, у которой было только две лепты (Лк.21,2)» /III:481/.
Итак, когда творишь милостыню, не труби
перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их
люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда
творишь милостыню, путь левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы
милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно
(Мф.6,2-4).
"Тщеславие и везде пагубно, но особенно в делах человеколюбия, так
как здесь оно является крайней жестокостью, извлекая себе хвалу из чужих
бедствий и почти ругаясь над живущими в нищете" /VII:724/.
"Но ты хочешь слыть между людьми милостивым? Что за прибыль?
Прибыли никакой нет, а вред бесконечный, так как те самые, кого ты призываешь в
свидетели, отнимают у тебя, как разбойники, сокровища небесные, или лучше
сказать, не они, а мы сами разграбляем свое стяжание и расточаем свое
богатство, хранящееся в горних обителях. Вот новое бедствие, новое,
необыкновенное зло! Чего не истребляет моль, чего не похищает тать, то
разграбляет тщеславие!" /VII:725/.
«Не унижай милостыни, не подавай повода всем порицать ее. Если ты
похищаешь для того, чтобы благотворить, то ничего не может быть хуже такой
милостыни. Когда она присходит от хищения, то она не милостыня; это – какая-то
жестокость и свирепость; это – оскорбление Бога» /XI:800//
«Видишь ли ты у кого-нибудь дом бедного Плач не о том, что лишился, но
о том, кто взял его; не другому, а себе он причинил зло; бедного он лишил блага
настоящего, а себя – благ неизреченных. Ведь если не подающий бедным идет в
геенну, то отнимающий у бедных какому подвергнется мучению?” /X:161/.
“Если же для тебя стыдно иметь нужду в другом, то тебе остается только
умереть, потому что кто стыдится этого, тому нельзя и жить” /X:625/.
“мы бедные” /X:588/.
“В самом деле, это обилие и богатство стола возбуждают в тебе зависть
тем, что доставляют много удовольствия; но у бедного удовольствия еще больше, и
сверх того он наслаждается также здоровьем. Разве тем только богатый
превосходит бедного, что делает свое тело более слабым, и собирает в себе
большие источники тяжких болезней, потому что у бедного все делается согласно с
природой, а у богатого, который не знает меры, все ведет к расслаблению и
болезням” /X:588/.
“Но что (можно ответить), скажут, на то, что бедный от недостатка
необходимых потребностей совершает много злодеяний? То, что никто из бедных,
никто не делает столько злодеяний от бедности, сколько совершают их богатые, из
желания большего богатства и из опасения, чтобы не потерять уже хранящегося у
них. В самом деле, не столько бедный желает необходимого для себя, сколько
богатый излишнего, да и столько сил опять к совершению зла он не имеет, сколько
богатый. Таким образом, если богатый и больше желает зла и больше может сделать
его, то очевидно, что он и действительно больше сделает” /X:598/.
“Правда, многие получили воздаяние и здесь, но это не значит, что они
будут иметь больше тех, которые здесь не получили. Напротив, некоторые из них
(получили вознаграждение здесь), как немощнейшие, потому что еще не сильно
возжелали будущих благ” /X:620/.
“Разве ты не знаешь, что мы подобно странникам и пришельцам пребываем
здесь на чужой стороне? Разве не знаешь, что пришельцев изгоняют, когда они не
ожидают, ни думают? Такой участи подлежим и все мы на земле. Потому-то, что ни
приготовляем здесь, здесь же и оставляем. Настроим ли мы себе домов, или
накупим полей, рабов, сосудов или чего другого тому подобного, - всего этого
Владыка не позволяет нам /621/ при отшествии отсюда брать с собою. И не только
не позволяет, отходя отсюда, брать с собою, ноне дает за тои платы, потому что
наперед сказал тебе: не собирай и не трать чужого, но собирай и трать только
свое. Для чего же ты, оставив свое, трудишься над чужим и тратишь чужое, чтобы
погубить и труд и награду, и после подвергнуться крайнему наказанию? Не делай
этого, молю тебя” /X:620-621/.
“Он истощил славу (Свою), чтобы вы обогатились не богатством, нищетою
Его. Если не веришь, что нищета производит богатство, то вспомни своего
Владыку, и не будешь более сомневаться. В самом деле, если бы он не обнищал, ты
не сделался бы богатым. По истинне удивительно, что нищета обогатила богатство.
Богатством же Он называет здесь познание благочестия, очищения ревность,
оправдание, освящение и прочие бесчисленные блага, какие (Христос) Даровал, и
обещал нам даровать. И все это приобретено через нищету. Какую же нищету? Ту,
что Он принял плоть, стал человеком и претерпел страдания; хотя Он и ничем не
был должен тебе, но ты Ему должен” /X:622/.
“Как же, спросишь, сказано о богатых, что они с трудом достигнут
царства Небесного (Мф.19,23)? Этими словами Христос опять указывает на их
малодушие, не на тиранию сребролюбия, но на чрезмерное их раболепство” /X:674/.
[i] Имеется в виду исцеление апостолом Павлом Тавифы (Деян.9,36-42), о которой говорится, что «она была исполнена добрых дел и творила много милостыни» (Деян.9,36).
[ii] Лепта – мелкая медная монета, которая была более чем в 500 раз дешевле статира.