Rambler's Top100

Лекция о Соловьеве

 

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

 

Если Хомяков и Достоевский высказали лишь отдельные мысли о христианском обществе, то Соловьев первым из русских философов построил развернутую систему христианской социальности. Правда, которую он сам разрушил в конце жизни. Система не удалась, но ряд соловьевских идей все же имеют непреходящее значение.

 

Личность и биографические сведения.

Отец, Сергей Михайлович Соловьев (1821-1879), знаменитый историк, написавший классический труд – 28 томов «Истории России», каждый год выпускал по тому, ректор Моск. Ун-та. Его отец (дед Соловьева) – протоиерей Михаил Васильевич Соловьев (служил в храме Коммерческого училища). Перед смертью дед ввел 8-летнего Соловьева в алтарь и благословил на служение Церкви.

Мать, Поликсена Владимировна Романова (+1909) – красавица, из Херсона, «большая фантазерка», видя осину, всегда боялась, а не висит ли на ней Иуда.  «Была раздавлена 12 детьми и 28 томами «Истории» (так пишет С.М. Соловьев, племянник философа). Ее отец (второй дед Соловьева) –  моряк Владимир Павлович Романов – декабрист, сидел в Петропавловке, разжалован в рядовые, но выслужился до контр-адмирала. Соловьев был назван в честь этого деда (кстати, крёстного Соловьева).

До взрослого возраста дожили 8 детей – трое братьев и пять сестер. Владимир Сергеевич – четвертый в семье. Братья философа были довольно известными личностями:

Всеволод Сергеевич (1849-1903) – писатель, автор нескольких больших романов. Соловьев с ним соперничал, и они были в плохих отношениях.

Михаил Сергеевич (1862-1903) – переводчик Платона и «Апологии Сократа». С Владимиром они активно переписывались (Соловьев – брату:  «все скоты, но не ты»).

В отрочестве (с 15 до 18 лет) Соловьев потерял веру, но затем снова обрел ее, уже вполне сознательно.

Очень рано  изучил западную философию. Также рано у него сложилась основа его собственной философии  (письма кузине Кате Романовой 1872-1873).

Учился в Московском ун-те, сначала на физико-математическом факультете (1869-1872), а потом – на филологическом (1872-1873).

1874г. «Кризис западной философии», магистерская диссертация, блестяще защищенная. Историк К. Н. Бестужев-Рюмин по этому поводу сказал: "Россию можно поздравить еще с одним гениальным человеком".

1875-1877-Преподавание в Моск. ун-те, 1875-1876- заграничная поездка Лондон-Каир (два видения Софии), с 1877 г. в СП университете (из-за конфликта с московской профессурой).

1877-1878 – «Философские начала цельного знания».

1880 – «Критика отвлеченных начал», докторская диссертация (7 оппонентов).

1881– лекция в Кредитном обществе (где он призвал Александра III помиловать народовольцев), после которой Соловьев уходит из ун-та, опять переезжает в Москву, оставив «чухонский Содом».

 

Кое-что о личности Соловьева. Из ответов на шуточную анкету:

«Были ли Вы влюблены и сколько раз? Серьезно  один раз, а так 27 раз». (1890).

«Один раз» – это Софья Петровна Хитрово (1848-1910), дочь (оформленную племянницей) Софьи Андреевны Толстой, жены А.К. Толстого. После смерти ее мужа Соловьев сделал предложение, но она отказала. Ей посвящено известное стихотворение (1887):

 

Бедный друг, истомил тебя путь,
Темен взор, и венок твой измят.
Ты войди же ко мне отдохнуть.
Потускнел, догорая, закат.

 

Где была и откуда идешь,
Бедный друг, не спрошу я, любя;
Только имя мое назовешь -
Молча к сердцу прижму я тебя.


Смерть и Время царят на земле,-
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.

 

Вообще, Соловьев – выдающийся поэт, предтеча «серебряного века». Блок, Брюсов, Белый считали его своим учителем.

1892-1894гг. – работа «Смысл любви». В ней он ищет ответа на вопрос: «почему влюбленные не замечают недостатков любимых, а видят только достоинства». Ответ: в человеке два характера: эмпирический – таков человек в своей падшей реальности,– и умопостигаемый – образ Божий, замысел Божий о человеке. Влюбленным по благодати дается счастье видеть этот умопостигаемый характер, и от его ослепительной красоты они забывают об эмпирическом.  Соловьев эту теорию применял на практике. И однажды, когда его сестры были возмущены новой его пассией, он спокойно ответил: «Да, ее эмпирический характер тяжел, но зато умопостигаемый удивительно прекрасен». Видимо, тут речь шла о Софье Михайловне Мартыновой, имение которой находилось у ст. Сходня (и где философ снимал дачу). Соловьев писал, что имеет дело «с таким нравом, сравнительно с которым С.П. есть сама простота и сама легкость» (письмо брату Михаилу 1892 г.)

Несмотря на феноменальные дарования, Соловьев умел смирять себя. В Сходне он написал  шуточную «Эпитафию» (в письме Венгерову от 12 июля 1892 г.)

 

Владимир Соловьев

Лежит на месте этом.

Сперва был философ,

А ныне стал шкелетом.

Иным любезен быв,

Он многим был и враг;

Но, без ума любив,

Сам ввергнулся в овраг.

Он душу потерял,

Не говоря о теле:

Ее диавол взял,

Его ж собаки съели.

Прохожий! Научись из этого примера,

Сколь пагубна любовь и сколь полезна вера.

 

Вообще уничижительная самоирония для Соловьева очень характерна, например:

 

«Цвет лица геморроидный,

Волос падает седой» (1893)

 

Вот еще наугад образчики соловьевского юмора:

 

«Обнимаю твой объемистый стан» (из письма кн. Дмитрию Цертелеву, другу Соловьева).

 «Смесь Каткова и кутьи» (о Москве).

«я так ужасно простудился, что представляю в одном лице и Осипа и Архипа» (из письма Страхову).

 «Тигру» (зачеркнуто) Евфрату (зачеркнуто) Льву Михайловичу Лопатину (надпись на конверте).

 

Говоря о любви, он старался следовать евангельским заповедям в жизни. Поражает его полная нестяжательность, деньги у него долее одного дня на держались – все раздавал окружающим. Недаром он писал в «Трех свиданиях»: «В моем кармане хоть кататься шару».

Острая полемика с оппонентами у Соловьева никогда не доходила до личной неприязни. Так, своему записному ругателю В.В. Розанову он в 1895 г. писал:

"Дорогой Василий Васильевич! В силу евангельской заповеди (Матф.5,44) («любите врагов ваших» – Н.С.) чувствую потребность поблагодарить Вас за Ваше участие в наглом и довольно коварном нападении на мою книгу в сегодняшнем «Новом времени» (приложение). Так как это маленькое, но довольно острое происшествие не вызвало во мне враждебных чувств к Вам, то я заключаю, что они вырваны с корнем и что мое дружеское расположение к Вам не нуждается в дальнейших испытаниях. Спешу написать Вам об этом, чтобы избавить Вас от каких-нибудь душевных затруднений при возможных случайных встречах. Считайте, что ничего не произошло и что мы можем относиться друг к другу точно так же, как в наше последнее прощанье на Литейной… Будьте здоровы. Искренно Вас любящий Влад. Соловьев" (3, т. 3, с. 47). 

В последние годы Соловьев чувствовал за спиной дыхание смерти. А. Блок, из статьи «Рыцарь-монах» /12/: «Во взгляде Соловьева, который он случайно остановил на мне в тот день, была бездонная синева: полная отрешенность и готовность совершить последний шаг; то был уже чистый дух: точно не живой человек, а изображение: очерк, символ, чертеж…В это последнее трехлетие своей земной жизни он, кажется, определенно знал про себя положенные ему сроки; к внешнему обаянию и блеску прибавилось нечто, что его озаряло и стерегло».

Умер 30-го июля 1900г. в подмосковном с. Узкое –  имении  Трубецких. Диагноз: «артериосклероз, болезнь почек и общее истощение организма». С.Н. Трубецкой сразу после погребения сказал: «сегодня мы схоронили самого большого русского человека».

 

О преображении общества. Социальная активность христиан.

Основная социальная идея Соловьева – тезис о необходимости и возможности христианского преображения социума. Этот тезис он выводил из самых основ христианства:

«Сущность истинного христианства есть перерождение человечества и мира в духе Христовом, превращение мирского царства в Царство Божье (которое не от мира сего)»./9:344/.

Он даже ввел термин «христианская политика», под которой понимал проникновение духа христова в социальную сферу.

Это сделано в статье «Великий спор и христианская политика» 1883 г. в газете «Русь»  – эта публикация вызвала  возмущение публики.

Соловьев считал, что личное совершенствование христианина неотделимо от преображения общества:

«мы знаем, какую цену могут иметь ходячие ныне заявления, что будто христианство имеет своею единственною практическою задачею нравственное совершенствование отдельного лица и что оно вполне равнодушно к общественному  прогрессу. Личное  совершенствование может быть отделено от общественного прогресса только на словах, а не на деле, а потому все подобные заявления суть лишь бездельные речи» /10:327-328/.

«За праздничною речью Достоевского последовал совершенно будничный спор его с профессором Градовским (…) Вместо того, чтобы становится на сторону личной нравственности против общественного интереса, следовало бы отвергнуть самый вопрос о преимуществах  того или другого, как совершенно бессмысленный. Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства  дана нам раз и навсегда в Слове Божием, и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили как попугаи или разбавляли собственною болтовнею, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для ее осуществления в той среде, в которой живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности» /7:290-291/.

В обоснование своей позиции Соловьев приводит ряд аргументов.

Аргумент от всеединства и Богочеловечества. Концепция всеединства у Соловьева означает причастность всего сущего единому целому, коим может быть только Бог, Абсолют. В применении к обществу всеединство понималось мыслителем как нравственная солидарность между людьми. Соловьев писал:

«Сущность истинного христианства есть перерождение человечества и мира в духе Христовом, превращение мирского царства в Царство Божье (которое не от мира сего)»./9:344/. Тут же он поясняет:

 «осуществление самого Царства Божия зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешать» /9:344-345/.

«Дело», «задача» – вот что особенно важно для Соловьева; ни Бог, ни человек порознь не могут совершить преображение общества. Только  их соединенными усилиями возможно решение этой самой важной, по Соловьеву, задачи мироздания.

Богочеловечество у Соловьева – сочетание в жизни людей божественного и человеческого начал:

«Основная истина, отличительная идея христианства есть совершенное единение божеского и человеческого, осуществленное индивидуально во Христе и осуществляющееся социально в христианском человечестве» /1:246/.

Иначе говоря, богочеловечество христианства распространяется не только на личность, но и на общество.

Аргумент от существования истории. «Если бы человечество представляло собою простую арифметическую сумму отдельных изолированных лиц, то все препятствия к полному осуществлению царствия Божия сводились бы, собственно, к одному: злой личной воле. Все действие Божие в человечестве было бы в таком случае прямо и исключительно обращено на каждую отдельную душу, которая или воспринимала бы это действие и входила в царствие Божие, или отвергала бы его. Решение этого вопроса, безусловно отдельное для каждой души, могло бы произойти вне пространства и времени, всемирная история была бы совершенно не нужна и жизнь – бессмысленна. К счастью, человечество не есть куча психической пыли». /10:332-333/.

 Аргумент от Византии. Византию Соловьев приводит в качестве примера, где Церковь как раз не занималась устроением общества в христианском духе.

«Весь строй христианской Византии представляет собою непримиримое раздвоение: с одной стороны, мы видим здесь церковь как носительницу божественной стихии и истины Христовой, а с другой – полуязыческое общество и государство, основанное на римском праве. Не только не было внутреннего соответствия между этими / двумя сторонами, но не было даже стремления привести их в согласное единство» /3:99-100/.

Результатом  такого раздвоения была гибель Империи:

«история судила Византию и произнесла над ней свой приговор. Она не только не сумела выполнить свою миссию – основать христианское государство – но приложила все старания к тому, чтобы подорвать историческое дело Иисуса Христа… Византийцы полагали, что для того, чтобы  быть воистину христианином, достаточно соблюдать догму и священные обряды православия, нимало не заботясь о том, чтобы придать политической и общественной жизни христианский характер; они считали дозволенным и похвальным замыкать христианство в храме, предоставляя всю общественность языческим началам» /1:265-266/.

Те же претензии Соловьев предъявлял и русской Церкви.

 В частности, на тему асоциальности византийской и русской церквей он сделал скандальный доклад «Об упадке средневекового миросозерцания» /9/ (1891), после которого Соловьеву запретили публичные выступления.

 

Теократический «проект» Соловьева.

Каким же в положительном смысле видел Соловьев христианское общество? Он основывает свои воззрения на теории всеединства, требующей собирания всего человечества в единое целое.

Сначала Соловьев обосновывает соединение церквей. Да, – утверждает он, – для индивидуального спасения внешнее единство церкви не существенно. Поэтому православный мир спокойно смотрит на наличие множества дружественных церквей. Но для продвижения в вопросе социального преображения церковное единство очень важно. Дело в том, что мировое зло стремится к объединению, и своего окончательного единства оно достигнет в лице антихриста, который будет царем всего мира. Противостоять этой опасности может только единая, внешне объединенная Церковь.

Но этого Соловьеву мало. Господь Иисус Христос, глава Церкви и всего человечества, совершал три служения: священническое, царское и пророческое. Также должно быть устроено в идеале и человеческое общество. Если во главе священства и всей Церкви естественно становится римский Понтифик, то на роль вселенского Царя Соловьев прочит Российского императора, ибо в России – самая сильная в мире монархия. Роль Пророка остается пока открытой. Но не исключено, что в этой роли Соловьев видел себя – он все время чувствует себя пророком. Для реализации столь грандиозного проекта всемирной теократии русский народ должен отказаться от своей национальной исключительности и пожертвовать своей, по Соловьеву, конфессионально ограниченной православной верой (в этом, кстати, Соловьев видел суть «русской идеи»).

Соловьевская теория подверглась ожесточенной критике. Ее не приняли ни на Западе, ни в России. И не удивительно – Соловьев видит в своем проекте всемирной теократии шаг к достижению Царства Небесного, которое в конце-концов должно устроиться здесь, на земле, что является явной утопией (хотя сама идея общественного прогресса под влиянием христианства верна и составляет основу христианской социологии).

Католики считают, что Соловьев перешел в католичество, основываясь на том, что в 1886 г. он причастился у униатского священника Николая Толстого. Действительно, такой факт был. Но для Соловьева он означал  присоединение к Единой Апостольской Церкви, о воссоединении в которую различных ее ветвей он мечтал. Более того, перед смертью Соловьев исповедался и причастился у православного священника, признав свои догматические заблуждения. Так что о «переходе» Соловьева в католичество говорить не приходится.

Основные сочинения Соловьева на теократическую тему:

 «История и будущность теократии» 1884-1886 г. издана в России (в журнале «Православное обозрение» И. Аксакова). Эту работу ругали поздние славянофилы, но положительно оценил Константин Леонтьев (1831-1891), сторонник воссоединения церквей.

Остальные работы на эту тему подверглись цензурному запрету.

«Русская идея» – статья на французском языке, Париж 1888.

«Владимир Святой и христианское государство» /6/. Париж, 1888

 «Россия и Вселенская церковь» /1/ – на французском языке, издана в 1889 г. во Франции.

 

Полемика со славянофилами. Данилевский.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге «Россия и Европа» (1871г)  выдвинул теорию культурно-исторических типов. Соловьев в 1888г выступил с едкой критикой книги.

Первую из своих работ, направленных против Данилевского, В. С. Соловьев, подобно книге Данилевского, озаглавил “Россия и Европа” (1888 г.). Затем шли статьи: “Несколько слов в защиту Петра Великого” (1889 г.), “Славянофильство и его вырождение” (1889 г.), “О грехах и болезнях” (1889 г.), “Мнимая борьба с Западом” (1890 г.), “Счастливые мысли Н. Н. Страхова” (1890 г.), “Немецкий подлинник и русский список” (1890 г.) и, отчасти, “Идолы и идеалы” (1891 г.).

 Соловьев высказал ряд аргументов, которые, можно разделить на две части: 1) критика конкретно-научная и 2) критика ценностно-идейная.

Касаясь научной стороны теории Данилевского, Соловьев указывал, что история человечества не смена культурно-исторических типов, а сложение сначала нескольких больших империй и затем формированием понятия «человечество» как духовной и натуральной реальности. Он говорил, что суть истории именно в преемственности наиболее значимых основ цивилизации: государственности и религии. Если данилевский рассматривал народности как роди и виды человечества, то Соловьев считал, что в этом случае следует говорить о целом и частях, а это полностью меняет дело.

Но наиболее яростную критику предпринял Соловьев, говоря о нравственной ценности теории. Он писал:

“Народность, — утверждал философ, — являлась доселе, по преимуществу, как сила дифференцирующая и разделяющая. Между тем, разделяющее и обособляющее действие народности противоречит всеединяющим началам христианства”.

для него единство человечества – вещь абсолютно необходимая, если оно (человечество) хочет идти по пути к Царству Небесному.  Соловьев считал, что отношения между народами должны строиться на основе евангельской этики, в основе которой лежит самоотречение и жертва. Именно в этом – самоотречении своего самостоятельного существования и жертве своими интересами и своей религией – и состоит «русская идея», смысл существования России.

Надо сказать, что аргументы Соловьева несколько поколебали, но не опровергли культурно-исторических типов как факта истории. А сама теория пожертвовать Россией ради человечества  как раз безнравственна по отношению к русской нации.

 

Нравственная философия.

«Оправдание добра» /11/(1894-1898) – книга, суммирующая нравственную концепцию мыслителя.

Тут очень интересны мысли Соловьева по поводу экономических законов:

«Никаких самостоятельных экономических законов, никакой экономической необходимости нет и быть не может, потому что явления хозяйственного порядка мыслимы только как деятельность человека – существа нравственного и способного подчинять все свои действия мотивам чистого добра» /11:300/.

«Область материальных отношений (ближайшим образом экономических) имеет право на то, чтобы стать предметом нравственного действия человека, имеет право на осуществление или воплощение в ней высшего, духовного начала, материя имеет право на свое одухотворение» /11:301/.

В «Оправдании Добра» Соловьев еще повторяет идеи всемирной теократии, но уже не с таким энтузиазмом, как в 80-х.

 

«Три разговора» (1899).

Последнее крупное произведение Соловьева. В нем участвуют «пятеро русских»: генерал, политик, князь, дама, господин Z (выражающий мнение самого Соловьева).

«Три разговора» направлены против толстовства (взгляды которого выражает князь). Особенно впечатляет довод в форме рассказа генерала о сражении  с башибузуками 1877 г.

В конце г-н Z  зачитывает «Повесть об антихристе». Там уже никакой всемирной теократии нет. Наоборот, Антихрист, ставший всемирным Императором, и маг Аполлоний втягивают мир в войну, но землетрясение поглощает их обоих. Христиане воцаряются со Христом на тысячу лет.

После публичного чтения «Трех разговоров», складывая рукопись Соловьев сказал: «Я нaпиcaл этo, чтoбы oкoнчaтeльнo выcкaзaть мoй взгляд нa цepкoвный вoпpoc». (А. Белый «Владимир Соловьев»). И в этом «окончательном» взгляде Соловьев во многом отказывается от своих прежних построений. Во всяком случае, от своего «проекта» всемирной теократии Соловьев действительно отказывается. Хотя вряд ли можно считать, что он отказался от идеи христианского совершенствования общества. Однако он ясно понял, что общество не хочет совершенствоваться, оно до теократии не доросло. Поэтому конец мира будет катастрофичен – по Апокалипсису.

 

Литература

 

1.   Соловьев В.С. Россия и Вселенская  Церковь. – Минск: Харвест, 1999. – С. 234-524. (1889)

2.   Соловьев В.С. О духовной власти в России // Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Правда. 1989. – С. 43-58.    (1881)

3.   Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика. // Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Правда. 1989. – С. 59-167. (1883)

4.   Соловьев В.С. Византизм и Россия // Сочинения в двух томах. Т. 2.  М.: «Правда», 1989. – С. 562-601.       (1896)

5.   Соловьев В.С. Значение государства // Сочинения в двух томах. Т. 2.  М.: «Правда», 1989. – С. 549-561.  (1895)

6.   В. Соловьев. Владимир Святой и христианское государство // Сочинения в двух томах. Т. 2.  М.: «Правда», 1989. – С. 247-262.  (1888)

7.   В. Соловьев. Русский национальный идеал // Сочинения в двух томах. Т. 2.  М.: «Правда», 1989. – С. 286-295.  (1891)

8.   В. Соловьев. О подделках // Сочинения в двух томах. Т. 2.  М.: «Правда», 1989. – С. 305-316.  (1891)

9.   Соловьев В.С. О причинах упадка средневекового миросозерцания // Сочинения в двух томах. Т. 2.  М.: «Правда», 1989. – С. 344-355.    (1891)

10.             Соловьев В.С. Из философии истории // Сочинения в двух томах. Т. 2.  М.: «Правда», 1989. – С. 323-343.  (1891)

11.             В.С. Соловьев. Оправдание добра. – М.: Республика, 1996. – 479 с.

12.             А. Блок. Рыцарь-монах. http://dugward.ru/library/solovyev_vl/blok_rycar-monah.html

 

 

Дополнительный авторский материал по лекции: Сомин Н.В. "К счастью, человечество не есть куча психической пыли". Владимир Соловьев о совершенствовании общества

 

 

 


К следующей лекции

К предыдущей лекции

Оглавление лекций

На главную страницу

Список работ автора


Rambler's Top100

Hosted by uCoz