Лекции по курсу:
"РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"

Автор: Сомин Н.В.

Rambler's Top100


См. также: Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"

  • 09.10.09. Введение
    На сегодняшний момент нет возможности дать слушателям сколько-нибудь устоявшуюся систему христианской социологии (и видимо, такая ситуация будет продолжаться еще долго). Но можно предложить ряд наработок прошлых веков, которые, хотя и содержат спорные моменты, но все же дают нам ряд ценных идей. В этом смысле русская религиозная философия, представляет собой совершенно уникальное явление. Прежде всего, она всегда основывалась на христианской вере. Все наши известные философы – А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, В.Ф. Эрн – были людьми верующими, православными (хотя это иногда оспаривается), исповедующими Господа Иисуса Христа. Они рассматривали свою деятельность как философское осмысление основных истин христианства.
  • 24.11.10. Лекция о Чаадаеве
    Первым нашим христианским социологом был Чаадаев. Он создал удивительное, неповторимое произведение своего аристократического ума: «Философические письма». Учение Чаадаева, однако, гораздо глубже, чем просто нападки на Россию. Он выработал целую социальную философию, в основе которой стало христианское понимание истории. И только неудачная подача материала (в первом же Философическом письме» были сделаны выводы о России, причем неокончательные) не позволили обществу с этой философией познакомиться.
  • 09.10.09. Лекция о Хомякове
    Хомяков – писатель очень несистематичный. Обычно его статья – все обо всем. Хомяков выдвинул целый букет блестящих идей. Но их разработкой он не озабочивался. Одна из причин – очень сильные цензурные ограничения: его почти не печатали. И это один из парадоксов. Вроде бы, славянофилы вполне вписываются в уваровскую формулу «Православие, самодержавие, народность». Но когда в 1849г. императрица Александра Федоровна захотела увидеть одного из славянофилов, то граф С.Г. Строганов ее тут же предупредил: «Вашему Величеству не следует их видеть, это люди опасные». Оказывается, все три члена формулы они понимали иначе, чем официальные круги: Православие, но со свободной Церковью. Самодержавие, но опирающееся на общинность, а не на бюрократическую машину. Народность, но не безгласная, а опирающаяся на общину, осуществляющая местное самоуправление.
  • 24.11.10. Лекция о Данилевском
    Скромность, сочетающаяся с самостоятельностью мышления – вот отличительные черты Данилевского. И эти черты позволили ему написать великую книгу «Россия и Европа», выдвинувшую его в ряд социальных мыслителей мирового масштаба. Непреходящее значение данилевского - в разработке теории культурно-исторических типов.
  • 28.09.11. Лекция о Леонтьеве
    В целом все миросозерцание Леонтьева можно назвать христианским реалистическим консерватизмом. Но его бескрылый, сумрачный взгляд на социум обрамлен чрезвычайно оригинальными идеями, на которых следует остановиться.
  • 20.09.10. Сомин Н.В. Лекция о Достоевском
    Обычно писателей, пусть даже и великих, в разряд философов и ученых возводить не принято. Но в России все несколько иначе, чем на Западе. У нас писателей причисляют к мыслителям в первую очередь. И в полной мере это относится к Достоевскому.
  • 09.10.09. Лекция о Соловьеве
    Если Хомяков и Достоевский выказали лишь отдельные мысли о христианском обществе, то Соловьев первым из русских философов построил развернутую систему христианской социальности. Правда, которую он сам разрушил в конце жизни. Система не удалась, но ряд соловьевских идей стоит того, чтобы их обсудить. Основная социальная идея Соловьева – тезис о необходимости и возможности христианского преображения социума. Этот тезис он выводил из самых основ христианства:«Сущность истинного христианства есть перерождение человечества и мира в духе Христовом, превращение мирского царства в Царство Божье (которое не от мира сего)». Он даже ввел термин «христианская политика», под которой понимал проникновение духа Христова в социальную сферу.
  • 09.10.09. Лекция о Федорове
    Федоров – изобретатель «веры в отцов», «веры родства». Отношение «сыновство-отцовство» Федоров считает наиболее выражающим христианскую любовь. А потому земля должна рассматриваться как кладбище, всенощная есть панихида святым, а «истинное, естественное, настоящее братство, братство полное, есть братство по отечеству». Но самое главное, Федоров твердо утверждал возможность воскрешения предков, и не Божием всемогуществом, а человеческими силами, путем развития науки и технологии.
  • 20.10.09. Лекция о Толстом
    Толстой отрицает Троицу, божественность Христа, воскресение Христа и Его искупительную жертву, вечную жизнь, чудеса, таинства, чертей и ангелов, непорочное зачатие, грехопадение первых людей. Он признает только учение. Начало Евангелия от Иоанна в его переводе: «В начале было разумение жизни». Толстой мучительно размышляет о том, что такое жизнь и смерть. Силится создать новую религию. «Учение Христа есть благо и истина». («В чем моя вера», 1884г.) Но Христос всегда находится в списке с другими деятелями: Кришна, Будда, Моисей, Лао-Цзы, Конфуций, Мухаммед, Сократ и проч.
  • 04.11.09. Сомин Н.В. Лекция о Неплюеве
    Неплюев, утонченный аристократ, представитель богатой дворянской семьи, мыслитель, педагог, музыкант, пламенный христианин. Уникальность Неплюева в том, что этот замечательный человек сочетал в себе удивительного миссионера-христианина и глубокого социального мыслителя. Личностей, подобных Неплюеву, русская философия больше не рождала.
  • 04.11.09. Сомин Н.В. Лекция о Франке
    Франк – чистый философ. Но его философские построения никогда не противоречат христианству. Правда, его христианство носит экуменический, европейский характер. Ссылки на святоотеческое учение у Франка найти трудно. Франк всегда логичен, он строит цепочку рассуждений, из которых, как правило, нельзя выкинуть ни единого звена.
  • 20.11.09. Сомин Н.В. Лекция об Ильине
    Сегодня Ильин – один из наиболее цитируемых мыслителей. Его превозносят и патриоты и государственники и монархисты. Но посмотрим, что же думал Ильин об устроении социума. В основе всего социальной концепции Ильина лежит апология частной собственности.По Ильину частная собственность вовсе не реальность, которую общество терпит по своему несовершенству, а светлое, положительное начало, отход от которого чреват самыми тяжелыми бедствиями.
  • 20.11.09. Сомин Н.В. Лекция о Бердяеве
    Интересен творческий метод Бердяева. Некоторые книги написаны так: сначала он входил в состояние творческого экстаза, записывая появившиеся мысли (и это было похоже на «автоматическое письмо»), а затем уже редактировал записанное. В результате получался характерный для Бердяева «пророческий» текст.  Поэтому книги Бердяева производят огромное впечатление. Но дело не только в этом. Несмотря на значительную экстравагантность фигуры Бердяева, этот человек обладал большой проницательностью. Его оценки и людей и событий на удивление точны. Это был пророк, «пламенный мудрец», идеи которого актуальны и в наше время.
    Бердяев – пожалуй, самый известный на Западе русский философ. Там его считают выразителем русского православия (разумеется, это далеко не так). И тем не менее, с социологическими воззрениями этого замечательного мыслителя следует познакомиться.
  • 24.11.09. Сомин Н.В. Лекция о Булгакове
    В православной среде о. Сергий Булгаков известен как богослов, идеи которого (софийного характера) не вписываются в православную догматику. Но Булгаков еще и вдумчивый экономист и социолог, и его воззрения оказали значительное влияние на русскую социально-религиозную мысль.
  • 28.12.09. Сомин Н.В. Лекция о Владимире Эрне
    Выступив одновременно с С.Н. Булгаковым с апологией христианского социализма, Эрн обратился к вопросам собственности, написав удивительную статью «Христианское отношение к собственности», где сформулировал на вечные времена евангельские имущественные принципы.


  • Rambler's Top100
    Top.Mail.Ru

    На главную страницу



    Hosted by uCoz