Rambler's Top100

Лекция о Толстом

 

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

 

Толстой ­– великий писатель и прямолинейный интерпретатор христианства. Его идеи имели серьезное влияние на русское общество. По сути дела Толстой развивал анархическую теорию ненужности государства и вообще цивилизации.

 

Личность и биографические данные.

Мать писателя, урожденная княжна Мария Николаевна Волконская (1790 — 1830) (прототип Марии Николаевны Болконской из «Войны и мира»), отец: Николай Ильич Толстой (1794-1837) офицер (прототип Николая Ростова). Оба рано умерли.

Поступил в Казанский ун-т (не закончил). Учиться по чужой программе совершенно не мог. Все что Толстой знал, было достигнуто самообразованием.

Воевал на Кавказе, командовал батареей при обороне Севастополя (за храбрость получил св. Анну, правда, некоторые считают, что не за Севастополь).

Толстого отличали, с одной стороны – страстность и зависимость от своих желаний (он всегда делал то, что хотел), а с другой – постоянное искание настоящего, высокого, строгого и чистого.

Писать начал в двадцать четыре года (1852 г.) «Детство, Отрочество, Юность». «Детство» имело большой успех, «Севастопольские рассказы» – еще более. Имел огромные способности к языкам: новые языки выучивал за несколько недель.

1862г женится на Софье Андреевне Берс, дочери врача (18 лет), тринадцать детей (восемь достигли зрелого возраста).

«Война и мир» (1863-1869). Всемирная слава. В 1871 году Толстой отправил Фету письмо: «Как я счастлив,.. что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».

1869 г. – как-то остановился в гостинице в Арзамасе, и ночью его объял дикий страх смерти: «Я нашел подсвечник медный с свечой обгоревшей и зажег ее. Красный огонь свечи и размер ее немного меньше подсвечника, все говорило то же. Ничего нет в жизни, а есть смерть, а ее не должно быть». «Арзамасский ужас» наложил отпечаток на всю его жизнь.

 1873-77 гг. – «Анна Каренина».

1882 «Исповедь». Это момент духовного религиозного переворота. С этого времени и до смерти занимается духовными вопросами и разрабатывает собственную религию. Поздний Толстой – это около 50 томов, публицистики, дневниковых записей, писем. Все это написано с той же силой таланта, что и его романы.

1889-1899 – «Воскресение».

 

Не христианин. «Отлучение» Толстого.

Отрицал Троицу, божественность Христа, воскресение Христа и Его искупительную жертву, вечную жизнь, чудеса, таинства, чертей и ангелов, непорочное зачатие, грехопадение первых людей. Толстой признает только учение. Начало Евангелия от Иоанна в его переводе: «В начале было разумение жизни».

Толстой мучительно размышляет о том, что такое жизнь и смерть. Силится создать новую религию. «Учение Христа есть благо и истина». («В чем моя вера») 1884г., но Христос всегда находится в списке с другими деятелями: Кришна, Будда, Моисей, Лао-Цзы, Конфуций, Мухаммед, Сократ и проч.

1901 ­– постановление Синода об отлучении Толстого от Церкви. Там сказано:

«Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».

«Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25)». Тут нет Анафемы, а есть констатация отпадения Толстого от Церкви. Текст «Определения» написан К.П. Победоносцевым, Синод только подкорректировал его, чтобы оно не носило характера анафемы. Члены Синода, видимо, были против анафематствования. Но никакого «отлучения» без анафематствования каноны не признают. Т.е. само «Определение» не является каноничным.

Из «Ответа на определение Синода» Толстого:

«...То, что я отрекся от Церкви называющей себя Православной, это совершенно справедливо».

«...И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же - собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения».

«...Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорее, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым».

«...То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо».

Св. Иоанн Кронштадтский, непримиримый ругатель Толстого, писал о нем так:  «о, как ты ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны…».

 

Основные религиозные идеи.

В Толстом очень сильна самостийность, независимость, неподчинение чужому мнению. Он писал: «когда мне было 15 лет, переживал это время, как я пробудился от детской покорности чужим взглядам, в которой жил до сих пор, и в первый раз понял, что мне надо жить самому» («Верьте себе», 1906).

Насилие для Толстого – самое страшное зло. Но насилие невозможно победить насилием же. Единственный способ борьбы с насилием – непротивление. К такому выводу он приходит после религиозного переворота. Но непротивление у Толстого всегда связано с неподчинением насилию.

Подчиняться надо только Богу. Для Толстого Бог – «хозяин», Он посылает тебя в жизнь, и Ему (и только Ему) надо подчиняться.

Насилию противоположна любовь. Служение Богу и любовь к ближнему – Толстой это бесконечно повторяет в своем «Дневнике».

 

Против цивилизации.

После своего  духовного переворота Толстой отвергает цивилизацию: машины, паровозы, но не всякую, а цивилизацию буржуазную, цивилизацию собственнического мира. А признает цивилизацию простых людей, крестьян.

 

Социально-анархические воззрения.

Государство, – по его мнению, – насильник. Оно постоянно запрещает, сажает в тюрьмы, убивает. Государство работает на сильных; оно – их орудие подавления. Государство ведет войны – этот апофеоз насилия. Поэтому государство надо ликвидировать. Простому народу (крестьянам) никакого государства не нужно. Им нужно свободно работать на своей земле. Толстой сам себя называет безгосударственником.

На эту тему у Толстого многочисленная публицистика, обличительные статьи «Одумайтесь», «Не могу молчать» (1908). «Стыдно», «Так что же нам делать» (1886).

«Конец века» (1905) – причины начавшейся революции. Тут он развивает теорию непротивления, но и неповиновения.

Толстой совершенно не чувствовал падшести человеческой. Он говорил: «Если ты в темной комнате, а рядом светлая, то кто тебе мешает перейти»? Отсюда его прямолинейное непротивление и огульное отрицание государства. Патриотизм, кстати, тоже для него суеверие.

По Толстому, Русская Церковь благословляет насилие, поддерживая государство. Она не воплотила в жизнь заповеди Христа.  Именно она мешает наступлению Царства Божия на земле. Толстой находил положительное по всех религиях, кроме исторического Православия, которое он всегда критиковал.

Проиллюстрируем сказанное на примере статьи «Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу» (1906 г.). Вот несколько выписок.

«Верно или неверно определяют революционеры те цели, к которым стремятся, они стремятся к какому-то новому устройству жизни; вы же желаете одного: удержаться в том выгодном положении, в котором вы находитесь. И потому вам не устоять против революции с вашим знаменем самодержавия, хотя бы и с конституционными поправками, и извращенного христианства, называемого православием, хотя бы и с патриархатом и всякого рода мистическими толкованиями. Все это отжило и не может быть восстановлено».

«Да, перед вами, правительственными людьми, теперь только два выхода: братоубийственная бойня и все ужасы революции и притом все-таки неизбежная, позорная погибель, или мирное осуществление вечного и справедливого требования всего народа и указание другим христианским народам пути и возможности уничтожения той несправедливости, от которой так долго и жестоко страдают люди»

«Так бы я сказал правительственным людям»
«Революционерам же, вообще интеллигентам, тем людям, которые, начиная от самых миролюбивых конституционалистов до самых воинственных революционеров, хотят заменить существующую правительственную власть другою, иначе организованной и составленной из других лиц властью, я бы сказал так».

«Несмотря на то, что вы все не согласны между собою о том, какая должна быть эта новая власть, вы, для проведения в жизнь предлагаемого каждой из ваших партий устройства, не останавливаетесь ни перед какими преступлениями: убийства, взрывы, казни, междуусобная война».
«Вы говорите, что вы делаете это для народа, что главная цель ваша — благо народа. Но ведь стомиллионный народ, для которого вы это делаете, и не просит вас об этом и не нуждается во всем том, чего вы стараетесь достигнуть такими дурными средствами. Народ не нуждается во всех вас и всегда смотрел и смотрит на вас и не может смотреть иначе как на тех самых дармоедов, которые теми или иными путями отнимают от него его труды и отягощают его жизнь».

«Только перестаньте обманывать себя, а прямо взгляните на то место, которое вы занимаете в русском народе, и на то, что вы делаете, и вам будет ясно, что ваша борьба с правительством есть борьба двух паразитов на здоровом теле и что для народа одинаково вредны обе борящиеся стороны. И потому говорите о своих интересах, а не о народе, не лгите, говоря о нем, и оставьте его в покое».

«Народу же, под которым я разумею весь русский народ, по преимущественно рабочий земледельческий народ, тот, на трудах которого держится жизнь всех остальных, я бы сказал следующее».
«И потому вам, рабочему христианскому народу, теперь, когда царское правительство зовет вас воевать против братьев и к тому же зовут вас революционеры, вам уже не для своей выгоды, а перед Богом и своей совестью явно нужно и должно только одно: не приставать ни к старому, ни к новому правительству и не участвовать в нехристианских делах ни того, ни другого.

А не участвовать в делах старого правительства — значит: не служить в солдатах, в полиции, в стражниках, городовых, десятских; не служить ни в каких правительственных учреждениях, властях, земствах, собраниях, думах. Не участвовать же в делах революционеров значит: не составлять собраний, союзов, стачек, не жечь и не разорять чужие дома, не присоединяться к вооруженным восстаниям».

«Из теперешних трудных обстоятельств для вас, русского рабочего народа, есть только один выход: отказ от повиновения какой бы то ни было насильнической власти, смиренное и кроткое перенесение насилий, но не участие в них.

Выход этот прост и легок и, несомненно, ведет к благу. Но для того чтобы вы могли поступить так, вы должны признать власть Бога и закон Его.

"Претерпевый до конца спасен будет". И спасение ваше в ваших руках».

 

Как видно, Толстой отнюдь не потерял  своего гениального писательского дара.

 

 Против частной собственности.

Основная причина насилия – борьба за собственность. Поэтому собственность, особенно на землю, должна быть отменена:

"Мой Разум учит меня, что земля не может быть продаваема. Бог дал ее своим детям, чтобы им жить на ней… Земля есть общее и равное достояние всех людей и поэтому не может быть предметом собственности отдельных лиц".

Лев Толстой в своей известной статье «О непротивлении злу злом», напечатанной в 1911 году в Москве, пишет:

«Деньги, собственность есть дело не христианское. Оно идет от властей, власти и отдавай. К собственности – собственности по Евангелию нет. У тех, у кого она есть, у тех – горе, то есть им плохо, и поэтому в каком бы положении не находился христианин, он, по отношению к собственности (частной) ничего другого не может сделать, как то, чтобы не участвовать в насилии, совершенном во имя собственности (частной), и то, чтобы разъяснить другим, что собственность (частная) мина, что собственности нет, а есть известное привычное насилие по отношению к пользованию вещами, которые люди называют собственностью и которое дурно».

 Переписка Толстого со Столыпиным о собственности на землю (1907) довольно интересна.

Столыпин пишет Толстому, что «Вы считаете злом то, что я считаю для России благом» «Природа вложила в человека некоторые врожденные инстинкты (…) и одно из самых сильных чувств этого порядка – чувство собственности. Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землею».

Толстой отвечает: «За что, зачем Вы губите себя, продолжая начатую Вами ошибочную деятельность, не могущую привести ни к чему, кроме как к ухудшению положения общего и Вашего? Смелому, честному, благородному человеку, каким я Вас считаю, свойственно не упорствовать в сделанной ошибке, а сознать ее и направить все силы на исправление ее последствий. Вы сделали две ошибки: первая, – начали насилием бороться с насилием и продолжаете это делать, все ухудшая и ухудшая положение; вторая, – думали в России успокоить взволновавшееся население, и ждущее и желающее только одного: уничтожения права земельной собственности».

Толстой очень любопытно трактует притчу о неверном управителе:

«Притча эта считается самой не­понятной и соблазнительной притчей. И ее всячески толкуют, и все ничего не выходит. Но стоит только не пе­ретолковывать, что бродяги, нищие только в царствии Бога, что кто имеет собственность, тот не то что не допустится, но не может войти в ворота царства Бога, что первое условие вступ­ления в царство Бога состоит в том, чтобы отбросить собственность, что нельзя служить Богу и маммону, как нельзя одним глазом смотреть на небо, другим на землю, — все это столько раз сказано со всех возможных сторон, что стоит только нарочно не перетол­ковывать этого, — и притча так ясна и проста, что даже толковать нечего.

Так и видно, что только противле­ние учению — непризнание собствен­ности злом, мешает тому, чтобы притча была вполне ясна.» («Соединение и перевод четырех Евангелий»).

 

Сам Толстой мучился тем, что в смысле собственности не следует своей теории – живет в поместье, пользуется плодами трудов других людей. Хотя в этом смысле он сделал кое-какие шаги: отказался от авторских прав на свои сочинения  – все работы после 1880 г. мог печатать любой после их первого опубликования, а права на сочинения до 1880 он передал жене.  

 

Толстой и современники.

Соловьев не соглашался с Толстым в вопросах воскресения Христа и теории непротивления. Против толстовства написаны «Три разговора». Н.Ф. Федоров все время выговаривал Толстому (тот любил бывать в Румянцевской библиотеке), и в конце концов разорвал с ним отношения.

Достоевский умеренно хвалил «Анну Каренину», но отмечал неприятные ему непротивление и пацифизм Левина («Дневник писателя» 1877), угадывая за всем этим новую религию Толстого.

 

Уход и смерть.

В конце октября 1910 г. Толстой тайно от семьи, только с одним доктором Д. П. Маковицким (Толстой на самом деле очень боялся смерти) уходит из Ясной Поляны и идет в Оптину. Там он гулял по монастырю, но в скит к старцам не заходил и уехал в Шамордино к сестре монахине Марии (Мария Николаевна Толстая (+1912), по мужу Оболенская, младшая сестра Толстого). Ей Толстой говорил, что хотел бы остаться в Оптиной, но у старцев пока не был. Но приехала его дочь Александра и увезла с собой. Они сели на поезд до Ростова-на-Дону. По дороге Толстой заболел, и его на станции Астапово сняли с поезда и положили в доме начальника станции. Игумен Варсонофий  Оптинский приехал в Астапово (по желанию самого Толстого), но семья и В. Г. Чертков не захотели его допустить к умирающему (хотя тот потерял сознание лишь за 2 часа до смерти, продиктовав Черткову несколько писем). 7 ноября без исповеди Толстой умер.

 

 

Литература.

 

Л. Толстой. Обращение к русским людям // Лев Толстой. Пора понять. –М.: Издательство «ВК», 2004 – С. 324-336.

 


К следующей лекции

К предыдущей лекции

Оглавление лекций

На главную страницу

Список работ автора


Rambler's Top100

Hosted by uCoz