Тексты социально-этического
содержания, в которых великий святитель высказывает свои воззрения на
собственность, богатство, бедность и милостыню, издавна привлекали внимание и
читателей, и исследователей. Однако обобщающей монографии, посвященной исключительно
имущественным воззрениям Златоуста, до сих пор нет, по крайней мере, на русском
языке. Но и среди работ, доступных русскому читателю, единодушия во взглядах на
содержание этих текстов среди ученых не имеется. Профессор нравственного
богословия Киевской духовной академии Василий Ильич Экземплярский в своей прекрасной
монографии «Учение древней Церкви о собственности и милостыне» /9/ писал:
«Достаточно, конечно, известно, что в религиозно-этической и исторической
литературе были попытки характеризовать до противоположности
различно отношение великого учителя Церкви к имущественному вопросу.
Одни готовы были в нем видеть озлобленного врага привилегированных классов и
богатых, своего рода вождя демократии, а другие – защитника тех взглядов на
богатство, какие так усердно развиваются в нашей современной литературе»
/9:114/. Действительно, учеными высказываются самые разные, часто противоположные
мнения.
Сам Экземплярский,
отмечая, что воззрения св. Златоуста являются вершиной святоотеческого
имущественного учения, характеризует их так: «Его основной взгляд на причины
имущественного неравенства людей: причина эта – в недостатке взаимной братской
любви, и путь к уничтожению нищеты среди человечества – путь братского общения
имуществ. Идеал отношения к своему имуществу – все сразу отдать; верх неправды
– никому своего не давать, а средний путь – щедрая милостыня, которая,
впрочем, сама собою приведет человека к раздаче всего своего» /9:200/. Представляется,
что именно мнение русского богослова наиболее адекватно отражает концепцию
Златоуста. В дальнейшем изложении мы не раз будем ссылаться на мысли Экземплярского.
Иную интерпретацию златоуствоского учения дает католический прелат, профессор
теологии, иезуит Игнатий Зейпель (1876 – 1932),
будущий канцлер Австрии. В своей известной монографии /10/ Зейпель
со скрытой иронией замечает: «В любви к ближнему, доведенной
до полного отказа от своей собственности, он (Златоуст. – Н.С.) видел
нечто столь великое, что ожидал от торжества ее устранения всех недостатков
нашей экономической жизни» /10:107/. Или еще: «Ему могло казаться, что земля
превратится в рай, если жизнь на ней всюду устроить по образу монастырей»
/10:106/. Австрийский богослов характеризует взгляды Златоуста как чисто
теоретические: «Он лишь описывает совершенный строй и не имеет в виду касаться
существующих отношений» /10:106/. Зейпель полностью
ориентируется на католическую социальную доктрину, развитию которой положила
начало энциклика папы Льва XIII «Rerum Novarum» /16:39/. Но, как
будет показано, понятия о «совершенном строе» у Златоуста и в католической
доктрине существенно различны. Поэтому Зейпель взглядам великого святителя не уделяет какого-либо
исключительного внимания.
Уже эти две работы
демонстрируют нам два основных подхода к пониманию учения великого святителя.
Католический
исследователь Ю. Майка /15/ вторит Зейпелю и католической
социальной доктрине: «Но не правы те, кто усматривает в выступлениях Златоуста
коммунистическую окраску, хотя его учение о собственности достаточно
радикально, (...) он не оспаривает индивидуальной собственности как формы
распоряжения материальными благами. Но со всей решительностью он выступает
против злоупотреблений собственностью со стороны имущих, против уклонения их
от своего долга собственника и против угнетения с помощью собственности»
/15:100/. Относительно мыслей Златоуста об общении имуществ Майка пишет: «Св.
Иоанн Златоуст высказывается в пользу общей собственности как идеального состояния
и считает, что примером в жизни Константинопольской Церкви должна служить
первая христианская община Иерусалима. (...) Но иногда, как бы зайдя слишком
далеко в своих похвалах общей собственности, он удерживает себя и смягчает свою
точку зрения» /15:101/.
Относительно имущественных
воззрений святителя можно встретить множество самых различных, порой
неожиданных суждений. Например, немецкий историк, профессор теологии Роберт Пельман, так говорит о воззрениях Златоуста: «Идеал в
своей сокровенной сущности был революционным. Он был революционным уже в том
смысле, как его понимал Златоуст, так как епископ хотел в основании преобразовать индивидуалистическо-капиталистическую
систему хозяйства» /11:24/. Он характеризует эти воззрения как «социалистическую
утопию» /11:24/ и «рай социализма» /11:22/. Видный историк Византии Дж. Б. Бури продолжает мысль Пельмана:
«Если бы она (теория Златоуста. – Н.С.) получила
распространение, она должна была неизбежно привести к политической революции и
низвержению империи» (цит. по /12:100/).
Не обошло вниманием
имущественные воззрения св. Иоанна Златоуста и русское богословие. Правда,
знаменитый специалист по святым отцам архиепископ Филарет (Гумилевский),
довольно подробно характеризуя богословие великого святителя, об имущественной
теме даже не упоминает. Однако, к концу XIX – началу XX вв.
интерес к этой теме значительно возрос, причем в связи экспансией социалистических
идей в России в начале XX в., Первой русской революцией, а также с
1500-летием со дня кончины великого святителя (
Для русской богословской школы, прежде всего, характерно
желание понять мысль великого святителя. Два вопроса более всего волнуют
исследователей: 1) кто же Златоуст: «капиталист» или «социалист»? и 2) как
примирить противоречия (по нашему мнению, мнимые) в ряде высказываний великого
святителя? Заметим, что оба вопроса связаны между собой, ибо, действительно, у
Златоуста имеются – и не единичные – выказывания как в осуждение богатства и
собственности, так и достаточно лояльные к ним, допускающие обладание собственностью.
Так что «противоречивость» Златоуста имеет место именно в вопросе обладания
частной собственностью.
В дискуссии о воззрениях великого
святителя приняли участие довольно большое количество богословов, в том числе,
помимо Экземплярского, издатель Полного собрания сочинений Златоуста /I-XII/ А.П. Лопухин /48/, священник
посольского храма в Стамбуле Иоанн Говядовский /167/,
автор множества статей на тему «христианство и социализм» о. Николай
Загоровский /57/, канонизированный недавно известный богослов, профессор МДА
И.В. Попов /50/, профессор МДА Н.П. Кудрявцев /53/. Их интерпретации златоустовского
наследства мы коснемся в п. 3.4.
Значительное место имущественному учению Златоуста уделяет в своих лекциях
выдающийся русский богослов о. Георгий Флоровский. Понимая, что эта тема –
важнейшая для святителя, Флоровский достаточно подробно излагает его воззрения,
однако рассматривает их не как учение Церкви, а скорее, как личное мнение
святителя. Тем не менее, Флоровский очень точно замечает: «Решение
вопроса (имущественного. – Н.С.) Златоуст видел в любви – ведь «любовь не ищет своего» (1 Кор.12,5)» /63:215/.
Ряд интересных мыслей об
имущественной концепции великого святителя высказывали некоторые русские
религиозные философы, в частности Г.П. Федотов (1886-1951), высказавший о
Златоусте ряд очень ценных замечаний /13/ .
Известный русский философ Ф. Степун пишет: «Нет сомнения, что
отцы Церкви (Иоанн Златоуст и Амвросий) считали коммунизм наиболее благодатным
хозяйственным строем» /162:91/.
Мнения еще одного выдающегося русского философа С.Н. Булгакова
(1871 – 1944), принявшего в
Среди работ МДА
советского периода удалось найти лишь две курсовые работы /52,54/, отдельные
параграфы которых посвящены обсуждению учения святителя о богатстве и
милостыне. Однако, и светские советские ученые, как ни странно, Златоустом
интересовались и пытались его осмыслить. Так, советский историк Г.Л. Курбатов,
следуя марксистским взглядам, считает, что Златоуст выражает интересы средних
собственников: «Радикализм христианских взглядов Иоанна Златоуста, по-видимому,
имеет те же корни, что и радикализм Ливания, – в
растущем неустойчивом положении средних собственников, к которым они оба могут
быть с большой степенью обоснованности отнесены» /12:112/. Как говорится,
«пальцем в небо». Особое недоумение вызывает отнесение Златоуста к «средним
собственникам». Впрочем, может быть, и тут в искаженной форме нашла себе место
проблема «противоречивости»: то Златоуст ругает богатых и жалеет бедных, то он
объявляет, что любит богатых – вот и пойми его. Уж лучше представить его
взгляды как «среднее арифметическое» – он за «средних собственников»…
К разбору мнений
интерпретаторов имущественной концепции святителя мы еще вернемся в 3-й главе.
Но и сейчас можно подвести некоторые итоги. Даже поверхностного взгляда на
приведенный обзор достаточно, чтобы подтвердить мнение Экземплярского о
значительном – «до противоположности» – разнобое во взглядах на сущность воззрений
святителя. Златоуста называют то ненавистником богатых, то,
наоборот, их защитником, то идеологом средних классов, то утопистом-хилиастом,
то социальным реформатором, то коммунистом, то, наоборот, защитником частной
собственности, то даже революционером. Таким образом, встает проблема,
которую уместно назвать «проблемой Златоуста»: кем является Златоуст? Каковы же
на самом деле взгляды великого святителя на проблему богатства и бедности,
собственности и милостыни? Как увязать на первый взгляд противоречивые
высказывания святителя?
Удовлетворительных
ответов на эти вопросы существующие исследования не
дают. Великий святитель оказывается слишком крупной фигурой, на которую
взглянуть с единой точки зрения исследователям не удается. Поэтому работу по
изучению наследия великого святителя необходимо продолжать, тем более что
сейчас появилась возможность изучать его без помех, отбросив идеологические
шоры.
В связи с этим есть еще один вопрос, иногда просто ставящий в
тупик. Св. Иоанн Златоуст канонизирован как великий учитель Церкви. И поскольку
тема богатства и собственности у Златоуста стоит на первом месте, то логично
было бы предположить, что освящено и его имущественное учение. Но история
сыграла с великим святителем злую шутку. Сам Златоуст прославлен, но его учение
забыто: утеряна его универсальность и стройность – от него остались лишь
отдельные положения. Более того, святителя стараются представить завзятым «климентистом», поборником частной собственности,
старающимся примирить бедных и богатых, призывая первых к благотворительности,
а вторых – к терпению. Разрушить этот крайне односторонний
и, в сущности, неверный образ – задача исключительной важности.
Итак, все упомянутые вопросы и недоразумения имеют прямое
отношение к воззрениям Златоуста, и мы будем постоянно искать на них ответы.
Думается, что разобраться в них можно лишь, вжившись в сам строй мышления вселенского
святителя и учителя. Для этого необходимо ввести в научный оборот как можно
больший объем высказываний Златоуста по имущественному вопросу. При этом необходимо
рассмотреть их в контексте, причем не только контексте
дискурса, но и в контексте временном, выявив наиболее
важные богословские влияния на святителя.