Тексты св. Иоанна Златоуста, в которых изложено его имущественное учение, обладают рядом примечательных особенностей.
Первое, что должно быть отмечено - это огромное число отрывков и отдельных фраз, так или иначе толкующих вопросы собственности, богатства и милостыни. Таких фрагментов насчитывается несколько тысяч. Можно смело утверждать, что по объему все принадлежащее по этой теме Златоусту во несколько раз превышает объем текстов, написанных по этому поводу другими святыми отцами II-XII вв. вместе взятыми. В работе /52/ отмечается, что "добрая четверть" всех текстов Златоуста касается имущественной темы. Для св. Златоуста – безусловно это тема «номер один». Известный русский богослов И.В. Попов, ныне канонизированный в священномученическом чине, отмечает: "Ни о чем св. Иоанн Златоуст не говорил так много и так часто, как о богатстве и бедности" /50:54/. Все это говорит о том исключительном значении, которое придавал Златоуст проблеме христианского отношения к собственности и богатству.
Чтобы не загромождать текст большим количеством цитат из творений великого святителя, все найденные фрагменты по имущественной теме помещены в Приложении (разумеется, автор ни в коем случае не претендует на то, что собрание таких фрагментов является сколь-нибудь полным). В основном же тексте оставлены только те цитаты из Златоуста, которые иллюстрируют высказываемые положения.
Второе и самое очевидное – поразительное искусство проповедника. Недаром Ливаний хотел, чтобы Златоуст стал бы его преемником по заведыванию школы риторики. Однако сила проповедей Златоуста все же не в ораторском мастерстве, а в поразительно точном проникновении в сущность греха сребролюбия и любостяжания, в выведении отсюда всех душевных и духовных следствий. Столь объемному, выпуклому изображению этих страстей Златоусту нет равных во всей мировой христианской литературе. Кроме того, святитель мастерски умеет не только обрисовывать пороки, но и убеждать. Его аргументация необычайно разнообразна, и о ней еще будет речь впереди.
Третье, что бросается в глаза - это удивительная разбросанность материала. При полном отсутствии произведений, целиком посвященных исследуемому вопросу, чуть ли не в каждом из творений Златоуста можно найти фрагменты по рассматриваемой проблеме. На первый взгляд кажется, что в этом нет никакой системы. Однако это не так. У Златоуста все подчинено единой цели - донести до своей паствы церковное учение. Этому подчинена и структура его проповедей. Исследователь творчества Златоуста проф. Э. Пюш отмечает, что любая проповедь святителя "состоит из двух неделимых элементов" /49:18/ - изъяснению писания и нравоучению. На наш взгляд построение гомилий святителя на Священное Писание более сложно: все они построены по трехчастной схеме. В первой части святитель последовательно и подробно разъясняет комментируемый текст, входя во все нюансы смысла. Во второй части Златоуст излагает нравственные следствия из только что пройденного текста. При этом, хотя святитель и свободно пользуется цитатами из других книг Писания, тема все же берется из прокомментированного фрагмента. Наконец, в третьей части святитель пускается в свободное плавание, мастерским поворотом переходя к наиболее животрепещущей в этот момент для него теме (темам). И зачастую уже эта последняя тема никак на связана с первоначальным текстом. И нередко, по поводу, а чаще без всякого повода, святитель вдруг садится на своего любимого конька, поражая слушающих то ярким обличением богатства и богатых, то апологией бедности, то восхищением перед милостыней. Такое построение проповеди позволяет Златоусту, при необычайно почтительном, прямо-таки коленопреклоненном, отношении к библейскому тексту, быть тем не менее не его рабом, а властелином и, отталкиваясь от текста, использовать его для намеченных проповедником нравственных целей.
Поясним сказанное примерами. Так, среди 90 гомилий на Евангелие от Матфея, 31 из них заканчивается нравственным увещеванием на тему богатства, собственности и милостыни. Заметим, что хотя в Евангелии от Матфея эти темы присутствуют в значительном объеме, но нельзя сказать, что они занимают 1/3 текста Евангелия. Еще более разительной является ситуация с гомилиями на Евангелие от Иоанна, в котором, как известно, тема богатства практически не поднимается. Однако, из этих 88 гомилий в 30 из них все равно обсуждается имущественные вопросы. Примерно ту же картину можно наблюдать в для других циклов проповедей. Например, в Первом послании Коринфянам ап. Павла имущественная тема занимает совсем небольшое место. Однако 20 бесед великого святителя, из всех 44 на это послание, затрагивают тему собственности. В других циклах проповедей – то же самое: на 2 Кор.: 7 из 30; на Ефес.: 7 из 24; на Фп.: 7 из 15: на Кол: 3 из 12; на 1 Сол.: 3 из 11; на 2 Сол.: 2 из 5; на 1 Тим.: 7 из 18; на Евр.: 13 из 34 и т.д. Есть циклы, где Златоуст обращается к имущественной теме несколько реже, но делает это необычайно ярко и подробно. Так в гомилиях на Деяния Апостольские лишь 10 из 55 бесед затрагивают имущественную тему. Но зато жизнь первохристиан в Иерусалимской общине описывается Златоустом необычайно подробно и красочно. Во всем наследии великого святителя вряд ли можно найти столь вдохновенные страницы, чем эти описания. Часть из них уже приведена в предыдущем разделе. Позже мы еще к этим страницам вернемся.
В настоящей
книге в качестве текстового источника используется "Полное собрание
сочинений" свт. Иоанна Златоуста
Имущественную тему Златоуст развивал всегда, во все периоды своей проповеднической деятельности. О ней святитель высказывается и в Антиохии и в Константинополе. Так, упоминаемые выше гомилии на Матфея и Иоанна сказаны в Антиохии, а гомилии на послание к Евреям, а также на Деяния Апостольские - в столице. Постоянство проповеди имущественного учения, а также то, что святитель делает это по большей части неожиданно, без явной связи с текстом Писания, делают ненужным указание названия цикла. Поэтому при ссылках на творения Златоуста дается только номер тома – римскими цифрами – и страница (страницы) - арабскими.