Rambler's Top100

2.6. Пастырские приемы Златоуста

 

Задачи пастырского служения Златоуста

 

Какие же цели ставил перед собой великий святитель, проповедуя на нижнем этаже своей имущественной концепции? Цель одна: поднять своих пасомых выше – на верхний уровень. Судя по проповедям святителя, если по-настоящему богатых среди его прихожан было и не так много, то хотящих обогатиться было подав­ляющее большинство. Отсюда основная пастырская задача святителя, относящаяся ко всему населению – отвратить людей от стремления к богатству. Кроме того, у него имелись определенные цели и относительно разных социальных страт населения. Богатых Златоуст побуждал к добровольной отдаче своего имения бедным. Бедных святитель ободрял и призывал к терпению, дабы избежать бунтов и других насильственных действий, грозящих общественными беспорядками и могущих ввергнуть страну в хаос.

Этим задачам под­чинены многие и многие высказывания св. Златоуста. Их настолько много, что многие богословы, «в ведении и не в ведении», подменяют ими принципиальные воззрения святителя. Об этой подмене еще будет речь впереди.

Одним из пастырских приемов является уже рассмотренные «климентистские» тексты. Их задача – провести человека по первым ступеням лестницы восхождения к христианскому идеалу нестяжания. Это – временное снижение планки требований ради икономических соображений. Но в творениях Златоуста можно найти и массу других высказываний пастырского характера. В них святи­тель применяет самую разнообразную аргументацию и использует все свое красноречие. Сам Златоуст следующим образом видел свою пастырскую программу:

Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть - и мы, без сомнения, одолеем это пламя. Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем. Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда. Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи. Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно, доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в Вечной Жизни, тогда будем иметь возможность презреть богатство земное. Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, - если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания /XI:748/.

Интересно просле­дить, какими пастырскими приемами пользуется Златоуст в проповедях по имущественным вопросам.

 

Взаимозависимость всех

 

Один из приемов Златоуста - доказать, что мир устроен так, что если ты берешь, то должен и отдавать:

"Ты не хочешь уделять никому из своего богатства? Не бери же и сам ничего у других. А если будет так, то все придет в расстройство, потому что давать и принимать есть источник многих благ, и в сеянии, и в учении, и в искусствах" /X:97/.

"Как бы ты ни был богат, все равно будешь нуждаться во множестве людей, худших тебя; чем более ты богатеешь, тем более подвергаешь себя этой беде" /X:625/.

"В самом деле, если мы нуждаемся друг в друге, самая необходи­мость во взаимной помощи не соединяет ли нас узами дружбы? А если бы мы сами могли удовлетворять своим нуждам, то не сделались бы мы неукротимыми зверями? Потому Бог силою и необходимостью покорил нас друг другу, и мы ежедневно сталкиваемся друг с другом. А если бы Он снял эту узду, кто бы стал искать дружбы ближнего?" /X:626/.

Следует отметить, что в устах Златоуста аргумент о взаимозависимости бедных и богатых не превращается в лживо-умилительную гармо­нию бедности и богатства; святитель подчеркивает, что это - необхо­димость, устроенная Богом ради смирения. Кроме того, святитель пытается подготовить своих пасомых к мысли о благодатности братского единения всех в условиях общей собственности.

 

Тяжести богатства

 

Приведенные выше «принципиальные» высказывания, кроме задачи выявления христианского идеала отношения к богатству, несут, безусловно, и пастырскую нагрузку: богатство закабаляет, при­вязывает к земному, отвращая тем самым человека от Бога; богатство убивает душу человеческую, "душу делает гнусною", ибо крадет любовь к Богу и к людям. Эта нагрузка очевидна: показать людям, насколько губительно богатство в нравственном смысле. Но Златоуст и чисто ра­циональными, материальными соображениями пытается доказать своим приземленным пасомым, что богатство приносит его обладателям только одни заботы и неприятности. Причем он уделяет этому столь много вни­мания, что может показаться, что это - его основная тема. В ход идут самые разнообразные соображения. Мы ограничимся лишь кратким обзором основных тем святителя, не пытаясь исчерпать пастырскую тему.

1) Богатство непрочно, оно может легко исчезнуть, перетечь в другие руки:

"Сегодня богат, завтра беден" /II:37/.

"Для того Он и самое обладание богатством сделал ненадежным, чтобы и чрез это самое ослабить безумную страсть к нему" /II:38/.

Непрочность богатства – основной аргумент, которым святитель пытается убедить своих пасомых самим отказаться от собственности. Недаром святитель постоянно называет богатство «беглецом», «неблагодарным рабом» и пр.

2) Богатство требует от обладающего им массы забот, треволне­ний, бессонных ночей:

"первый (богатый - Н.С.) задерживается своими собственными пу­тами, тысячами забот, скорбей волнений, раздражений. Все это обруши­вается на душу и... это трудности человек создает сам для себя: ему не заповедано собирать богатство, а напротив; он же сам себе приго­товляет множество соблазнов, затруднений" /XI:881/.

В этой теме Златоуст необычайно изобретателен: богатство надо охранять от воров, грабителей и неумелых слуг, надо ограждать от естественной порчи, надо делить между наследниками и пр.

«Кого в самом деле не боится богатый?– восклицает святитель, – Уж не разбойников ли? Не властителей ли? Не завистников ли? Не клеветников ли? Но что я говорю о разбойниках и клеветниках, когда он с подозрением смотрит на самих домашних?» /X:363/.

3) Часто богатые, из-за расслабленного образа жизни, обладают меньшим здоровьем, чем постоянно работающие бедняки:

"Итак, если бедный и спит, и ест и пьет с большим удовольстви­ем, нежели богатый; то какую, после этого, имеет цену богатство, когда оно не доставляет и того, в чем только, по-видимому, и состоит его преимущество перед бедностью?" /II:40/.

4) Роскошь и дорогие украшения, помимо возбуждения тщеславия, приносят много беспокойства:

"А сколько отсюда рождается несчастий, невозможно теперь изобразить словом; это следует предоставить сознанию самих тех, которые слишком заняты уборами, сколько скорбей они получают отсюда каждый день. Ибо если повреждена будет какая-либо из золотых вещей, великий шум и смятение обнимают весь дом: слуга ли украдет, на всех падают бичи, удары и узы; завистники ли какие, умыслив зло, нечаянно лишают имения - опять великая и несносная печаль" /IV:409/.

Многие исследователи выдвигают тему роскоши у Златоуста как чуть ли не основную в его имущественном учении. С этим согласиться нельзя. Конечно, у Златоуста есть целый ряд фрагментов, в которых он очень ярко и едко характеризует роскошь, стремление к дорогим нарядам, домам, сбруям и пр. Но в общей системе святителя тема роскоши – лишь одна из многих.

5) Аналогичную проблему возбуждают и неумеренные явства. Они расслабляют тело и приводят к болезням:

"В самом деле, это обилие и богатство стола возбуждают в тебе зависть тем, что доставляют много удовольствия; но у бедного удовольствия еще больше, и сверх того, он наслаждается также здоровьем. Разве тем только богатый превосходит бедного, что делает свое тело более слабым, и собирает в себе большие источники тяжких болезней, потому что у бедного все делается согласно с природой, в у богатого, который не знает меры, все ведет к расслаблению и болезням" /X:588/.

6) К богатым все относятся с ненавистью, хотя внешне часто низкопоклонствуют перед ними:

"Ничто так не возбуждает зависти, как человек богатый; а если еще присоединяется гордость, то двойная пропасть открывается перед ним, и все объявляют ему жесточайшую войну" /II:36/.

7) Зачастую даже тело богатых после смерти подвергается поруга­нию (гробокопатели):

"В самом деле, есть ли какой еще столь постоянный и ненасытный враг, как богатство? Когда мы живем, он губит нашу душу, а когда умираем, бесчестит тело" /XII:561/.

И всегда в таких случаях великий святитель ведет дело к одной простой мысли: раз богатство сопряжено с таким количеством неудобств, тягот и просто опасностей, то не лучше ли отказаться от него совсем? В этом – в добровольном отказе имущих от своего богатства – он видит решающий шаг к преображению общества. Этот шаг очень труден, и таких примеров святитель может указать единицы. Но другого пути – насильственного – святитель не признает.

 

Сравнение богатства и бедности

 

Чтобы еще облегчить богатым отказ от своего богатства и поддержать бедных Златоуст часто проводит сравнение богатства и бедности. Мы уже не раз встречали такие сравнения. Вот еще несколько цитат:

"Бедность по моему мнению, подобна скромной, невинной, прекрасной девице, корыстолюбие же подобно жене зверонравной, чудовищной Скилле, Гидре и другим подобным чудищам" /VII:887/.

«богатый, занятый многими заботами, надменный гордостью, происходящей от богатства, преданный лености и беспечности, не с великою ревностью и не с великим усердием принимает врачевство слушания Писаний; а бедный, свободный от роскоши, невоздержания и беспечности, употребляя все время на рукоделие и праведные труды, и от этого приобретая в душе великое любомудрие, бывает более внимательным и твердым и с большим усердием внимает сказанному» /III:366/.

«Тогда как бедный проводит жизнь, не боясь никого, потому что богат только любомудрием и терпением, богатый, который предан корыстолюбию, бывает ненавидим всеми и в общественных собраниях ходит, как общий враг, которому льстят в лицо, а внутренно ненавидят его» /V:563/.

Всегда при таком сравнении у Златоуста богатство выставляется в черном свете, а бедность – в светлом.

 

«Вещи ничтожны»

 

Еще один прием, с помощью которого Златоуст пытается отвратить людей от стяжания – это актуализация идеи о бесполезности богатства. Например,  когда богатство бесполезно зарыто в землю:

«И подлинно, куча богатства ничем не лучше кучи навоза, даже еще хуже. Навоз годен и для земледелия, и для топления бань, и для других подобных нужд; золото же, закопанное в землю, совершенно бесполезно» /VII:649/.

Еще более излюбленный святителем сюжет: богатство и смерть. Эту тему Златоуст обыгрывает очень искусно: 

“Где богатство? С удовольствием спросил бы я умерших: где богатство?” /XII:558/.

"нет для тебя никакой пользы от этих благ (золота - Н.С.), когда при последнем издыхании, не будучи властен ни в одном часе, ни в одной минуте, ты невольно оставишь их окружающим тебя людям и, что нередко случается, таким людям, которым ты и не хотел бы оставить" /VIII:108-109/.

 

Аллегорические приемы

 

Выше упоминался аллегорический метод Климента,  который проявлялся как в экзегезе эпизода о богатом юноше, так и в расширительном, аллегорическом истолковании богатства. Интересно, что Златоуст также не чужд аллегории. Естественно, как истинный антиохиец, он отвергает аллегорическое толкование Климента и истолковывает слова Христа «пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф.19,21) буквально.  Однако, Златоуст широко пользуется второй идеей Климента – расширительным толкованием смысла богатства: подлинное богатство – богатство души, богатство добродетелей. Например:

"не будем унывать по причине бедности, но будем искать того богатства, которое состоит в добрых делах, и убегать той бедности, которая  вводит нас в грех.  По этой последней и известный богач действительно был беден,  почему и не мог, не смотря на усиленные просьбы, получить и одной капли воды" /VII:97/.

"Желания делают человека богатым и бедным,  а не обилие или недостаток денег" /XI:240/.

Для Златоуста аллегория – прежде всего художественный риторический прием. Будучи великим оратором, святитель очень любил аллегорию и часто ее использовал для выражения самых заветных своих идей. Дело в том, что в большинстве случаев проповедь Златоуста о богатстве обращена к богатым: великий святитель убеждает их добровольно от богатства отказаться. Говоря же о должном Златоуст мудро применяется к менталитету слушателей, которые привыкли «стяживать» и «богатеть». Он как бы говорит на их языке, но изменяет сам смысл понятия «богатство» - богатым для Бога становится добродетельный, а истинным богатством – милостыня.

Аллегорию часто использую святитель говоря и о самом любимом своем предмете – милостыне.

 


К предыдущему п.

К следующему п.

Оглавление книги

На главную страницу

Список работ автора


Top.Mail.Ru Rambler's Top100
Hosted by uCoz


Hosted by uCoz