Rambler's Top100

Введение

 

Что думает Православная Церковь о собственности? Каково ее отношение к богатству? К бедности? К милостыне? Как должна быть устроена экономика христианского общества? Что более соответствует христианскому учению – частная собственность или общественная? В общем, каково имущественное учение Церкви? Ответы на эти вопросы в том или ином виде православный читатель не раз встречал в церковной литературе. Это и не удивительно. Имущественная сфера – одна из важнейших; вне ее жизнь в этом падшем мире невозможна. А потому она возбуждает огромный накал страстей, особенно теперь, в эпоху прямо-таки культового поклонения мамоне. Так что выработка и распространение подлинно христианского отношения к этой стороне жизни является одной из самых насущных задач Церкви.

И нельзя сказать, что Церковь отстранялась от этой проблемы. Многие святые отцы не раз высказывались по поводу имущественных проблем человечества. Причем, среди них есть один, воззрения которого на богатство и собственность столь многогранны и всеобъемлющи, что их можно рассматривать как имущественную доктрину всей Православной Церкви. Это – вселенский святитель и учитель св. Иоанн Златоуст.

Нет необходимости доказывать огромный авторитет и популярность этого святого отца – она несомненна. И эту известность он получил не только (и не столько) за прекрасные ораторские данные, но главным образом – за удивительную нравственную чуткость. Мало кто из христианских писателей умел так понимать грех, как этот великий моралист. И уж конечно, ему не было равного в изображении греха, всех извивов его проявлений и пагубности последствий. Будучи, кроме того, великим пастырем, Златоуст поражает умением убеждать, разнообразием пастырских приемов. Наконец, это человек феноменальной честности, принципиальности, бескомпромиссности и мужества, мученик за правду. Неудивительно, что его творениями, переведенными с греческого, зачитывалось русское общество во все века.

Но всякий, кто погружался в его проповеди, вдруг обнаруживал, что для Златоуста тема богатства и собственности не просто важна, но является темой «номер один». Не знаю, озадачивало ли это обстоятельство средневекового читателя, но нас, жителей XXI века, это зачастую смущает. Мол, великий святитель – он должен вещать о горнем, а не о дольнем, о Троице, об ангелах, учить о природе и ипостасях. А тут – собственность! Презренный материализм! Разве это тема, достойная вселенского учителя? И зачастую, конечно, из лучших побуждений, публикаторы стараются «исправить» Златоуста и выставить на первый план другие темы: евхаристическую, литургическую или, на худой конец, описать воззрения святителя на семью и воспитание детей. Так, наш знаменитый патролог XVIII в. Филарет Гумилевский, описывая творения великого святителя, о его имущественной тематике не говорит ни слова, а ведет речь исключительно о его богословских воззрениях.

Да, в громадном наследии Златоуста найдется большое количество высказываний не только о богатстве и бедности, но и о великом множестве других вещей. Но все же несомненно, что имущественная тема была его любимым коньком, на которого он «садился» при первой же возможности. И не нужно этого стесняться. Наоборот, нам следует только удивляться нравственной чуткости Златоуста, сумевшего еще 1600 лет назад разглядеть в неуемном желании обладать собственностью главный порок человечества. И не только разглядеть, но бескомпромиссно сражаться с ним, построить целую систему борьбы с любостяжанием и всевозможными его проявлениями.

Почему же св. Иоанн так яростно ополчался на власть мамоны? Да потому, что он видел в ней противоположность любви. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Мамона же противостоит христианской любви. Как говорил Златоуст, «мамона требует совершенно противного Христу. Христос говорит: подай нуждающимся, а мамона: отними у нуждающихся; Христос говорит: прощай злоумышляющим на тебя и обидящим, а мамона, напротив: строй козни против людей, нисколько не обижающих тебя; Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона, напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слезы бедных». Мамона враждебна любви – вот что бесконечное число раз повторяет великий святитель, а там, где нет любви, там обязательно – несправедливость. «Обижать заставляет любостяжание», –  восклицает святитель.

Св. Иоанн Златоуст дал совершенное имущественное учение, соединившее в себе высоту христианского идеала со снисхождением к немощам человеческим. Однако, как это ни удивительно, его учение до сих пор удовлетворительным образом не описано и даже адекватно не понято. Причины, затрудняющие изучение златоустовского наследия, – как объективные, так и субъективные.

Объективные трудности очевидны. Это – огромность наследия Златоуста. Тысячи текстов, причудливо разбросанные по всем двенадцати толстенным томам Полного собрания сочинений Златоуста /IXII/. Все эти тексты собрать, изучить, классифицировать, осмыслить – задача далеко не простая. Многое в этом направлении сделано: имеются собрания речений Златоуста по имущественному вопросу, правда, очень неполные. Есть книги и статьи, излагающие его учение. Особенно следует упомянуть незаслуженно забытую монографию выдающегося русского богослова В.И. Экземплярского «Учение древней Церкви о собственности и милостыне», материал которой во многом основан на творениях великого святителя. Тем не менее, работа по выявлению и изучению имущественных текстов Златоуста далека от завершения. Тут – громадное поле для деятельности современных богословов.

Куда более проблемны субъективные трудности. Дело в том, что далеко не всем хочется, чтобы учение великого Златоуста засверкало во всей его красоте и великолепии. Многие, «ныне и присно», хотели бы приспособить его к реалиям «века сего», оправдать его высказываниями теперешнюю действительность и некритичное отношение к ней нашей Церкви. Поэтому в Церкви идет глухая, но упорная борьба за подлинного Златоуста, за верную интерпретацию его имущественного учения. В этой книге делается попытка представить учение великого святителя о богатстве и собственности без купюр и дать понятийную схему, где нашли бы свое место все высказывания Златоуста, даже на первый взгляд противоречащие друг другу.

Другая задача настоящей работы – обсудить т.н. «проблему Златоуста». Дело в том, что из-за сложности адекватного понимания учения Златоуста и разнообразия идеологических установок исследователей, появилось множество трактовок той социальной позиции, которую занимал великий святитель. Его называли то революционером, то социальным реформатором, то ярым сторонником частной собственности, то убежденным коммунистом. Кем же был на самом деле Златоуст? И каково подлинное значение его воззрений по имущественной проблеме? Ответы на эти вопросы – разумеется, далеко не окончательные – читатель найдет на страницах книги.

Наконец, церковное имущественное учение имеет огромное значение не только для богословия, но и для всей жизни христиан. Естественно было бы ожидать, что учение великого святителя Церковь приняла в качестве нормативного. Однако, к вящему удивлению, это не так. Точнее, нынешняя православная имущественная доктрина, которую мы на протяжении книги называем «умеренной», следует воззрениям другого, более раннего учителя Церкви – Климента Александрийского, воззрениям, надо сказать, существенно отличающимся от Златоустовых. Оказывается, в Церкви сосуществовали две имущественные парадигмы, два полностью несводимых друг с другом мнений: Климента и Златоуста (позднее протестанты добавили еще одну парадигму – «протестантскую этику»). Естественно, теме «Златоуст и «умеренная» доктрина» будет уделено большое внимание.

Но есть еще один аспект. Для интерпретаторов учения великого святителя нового времени (конца XIX – начала XX вв.), стремившихся показать монолитность церковного учения и согласие всех святых отцов, ситуация двух православных парадигм была неприемлема. А потому богословы затратили массу усилий, чтобы представить великого святителя последователем Климента, или, называя вещи своими именами, – фальсифицировать Златоуста. Увы, читатель по ходу изложения познакомится с немалым количеством примеров такой фальсификации, причем, зачастую виртуозной, плавно и незаметно изменяющей златоустовскую мысль.

В работе над книгой автору большую помощь оказала дискуссия по поводу имущественного учения Церкви в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Кроме того, автор выносит огромную благодарность за содержательное обсуждение текста книги и ценные советы безвременно ушедшему от нас Г.М. Шиманову, Т.Я. Лепилиной, В.С. Макарцеву, Л.В. Суровой. Автор надеется, что данная работа будет полезна не только церковному сообществу, но и всем, интересующимся нравственно-экономической проблематикой.

 

08.08.0413.03.14

 


К предыдущему п.

К следующему п.

Оглавление книги

На главную страницу

Список работ автора


Top.Mail.Ru Rambler's Top100