Экономика и этика

Rambler's Top100
Изгнание торгующих из храма. Миниатюра.

  • 25.01.13. Николай Сомин. Христианская экономика: постановка проблемы (Сообщение на XXIII научной конференции ПСТГУ)
    Это понятие, как можно предположить, важное, должное стать объектом всестороннего обсуждения среди православной общественности, в том числе ­– православных социологов. Но пока этот процесс находится в начальной стадии, и неудивительно, что интерпретация термина «христианская экономика» не устоялась. Что же это такое? В принципе можно сделать несколько предположений...
  • 22.02.12. Николай Сомин. Какой должна быть христианская экономика?
    Целью христианской экономики является создание условий для приближения человека к Богу, стяжания Царства Небесного, спасения. Однако эта простая мысль часто оспаривается. Говорят: поскольку экономика занята материальным производством, то ее значение второстепенно – ведь для христианина на первом месте духовное. Надо сразу сказать, что такой взгляд не выдерживает критики...
  • 31.10.11. Н. Сомин. Лекарство хуже болезни. Заметки по статье Г.М. Шиманова "Размышление о частной собственности"
    И вот новая статья весьма уважаемого мною Геннадия Михайловича на ту же тему. И вновь мы видим те же самые положения; чего-то принципиально нового по сравнению с его же «Откликом на статью Сомина» в этой статье нет. И, поскольку я в своем «Ответе» отвечаю на ВСЕ тезисы Шиманова, то писать новую развернутую работу нет необходимости. Но поскольку в данной статье Шиманов упирает на свои тезисы куда более определенно, при этом, никак не отреагировав на критику, то и мне придется по некоторым позициям кратенько повториться и высказаться более четко.
  • 31.10.11. Шиманов Г.М. Размышение о частной собственности
    Я попробую дать свои ответы на следующие три вопроса:
    1. Что происходит в государстве, если частная собственность становится в нём господствующей.
    2. Что происходит в государстве, если оно запрещает всякую частную деятельность.
    3. Какими должны быть отношения между общественной собственностью и частной.
  • 13.08.10. Сомин Н.В. Какой социализм нам нужен? Ответ Г.М. Шиманову
    Статья Геннадия Михайловича Шиманова «О частной собственности. Отклик на статью Н.В. Сомина», написанная в качестве ответа на мою статью «Русская идея обязывает», весьма поучительна. Ее автор – мой хороший знакомый и очень уважаемый мною человек – за преданность мыслетворческой деятельности, за несгибаемую православную позицию и просто за житейское и гражданское мужество. Шиманов – один из самых вдумчивых мыслителей современной России. И все же «Платон мне друг, но истина дороже». И я должен предупредить читателя, что поучительность его статьи – в ее, на мой взгляд, недостаточно продуманной концепции, и мой долг всю эту «поучительность» раскрыть.
  • 12.08.10. Шиманов Г.М. О частной собственности при социализме. Отклик на статью Н.В. Сомина
    Стремление человека к личной выгоде нельзя запретить, и советская практика великолепно подтвердила эту простую истину. Запретить нельзя, а ввести это стремление в рамки закона, в рамки нравственности и здравого смысла, можно и должно. Должно потому, что если не дать стремлению человека к личной выгоде законного выхода, то он будет искать и найдёт выходы незаконные, разрушительные для общества и государства.
  • 28.01.09. Сомин Н.В. Рассуждение о стоимости
    В экономической теории есть одна проклятая проблема, для решения которой затрачены огромные усилия, но воз и ныне там. Это проблема стоимости. О стоимости всегда велись очень глубокомысленные рассуждения, а в марксизме стоимость прямо-таки приобрела мистический статус «основного вопроса политэкономии». Однако, настали другие времена, и теперь, читая нынешние американские «Экономикс», люди старой закалки с удивлением спрашивают «а где же стоимость? почему о ней нет ни слова?». И в самом деле, современные математизированные теории преспокойно обходятся без стоимости, или понимают под стоимостью просто цену. Так как же на самом деле? Есть стоимость или нет? А если есть, то какова природа, «субстанция» стоимости?
  • 09.10.08. Сомин Н.В. Надо создавать «богословие экономики»
    Да, нам  нужно «экономическое богословие», или лучше «богословие экономики»,  т.е. осмысление всей сферы экономических феноменов с позиций православия.  Такого осмысления пока нет. Тот сумбур, который мы находим в толстенном  томе о. Филиппа, вполне  объективен и просто отражает состояние православных умов,  пытающихся как-то связать христианство с экономическими реалиями. «Богословие экономики» как серьезный раздел православного вероучения по сути дела только зарождается.
  • 18.06.07 Сомин Н.В. Экономика служения и экономика наживы
    В мире существовало и существует поныне экономика только двух типов: рыночная экономика и раздаточная экономика. О рыночной экономике все наслышаны: в основе ее лежит рыночный обмен товаров, производимых собственниками средств производства. А вот о раздаточной экономике хотелось бы поговорить поподробнее. Сам термин «раздаточная экономика» взят из работы О.Э. Бессоновой – автора, давно исследующего этот экономический уклад. Суть раздаточной экономики – в служении. Человек служит – государству, общине, семье – будем говорить: служит социуму, отдавая ему плоды своего служения. Но за свое служение он вознаграждается от социума благами. Таким образом, раздаточная экономика предполагает два встречных процесса: «сдачу», т.е. передачу плодов служения и «раздачу» – материальную награду за служение.
  • Сомин Н.В. Капиталистическая Россия: может ли она стать великой?
    Причина кризиса лежит вовсе не в производственной сфере, а в сфере нравственной, а точнее – в области мотивации труда. Русский христианским мыслитель Н.Н. Неплюев утверждал, что экономическим поведением человека в социуме управляют три фактора: любовь, корысть, и насилие. Попробуем применить эту мыслительную схему для анализа нашей ситуации.
  • В. Макарцев. Капитализм - это грехопадение христианского мира
    Нам, пережившим развал СССР и страшный беспредел девяностых годов двадцатого века, не надо никаких исторических источников: мы были непосредственными наблюдателями "тайны" появления капитализма.
  • Кирдяшкин А.Г. Вопрос о нравственности – ключевой вопрос государственного строительства
    В настоящее время большая часть русского народа и другие народы России считают неприемлемым существующий режим власти, ибо эта власть заботится не о государстве и его народе, а следует интересам мирового правительства и его глобализационным целям. Недостаточно отрицать существующий режим власти, но нужно знать какое государство и какая власть требуется для выполнения Божьего промысла в истории нашего народа. И прежде всего разобраться в том, что есть государство, каковы цели государственной власти.
  • В.К. Петров. Размышления о главной хозяйственной проблеме России в рамках философии хозяйства, науки и религии
    хотелось бы поднять один из   таких “мыслительных вопросов”, который вынесен в заглавие статьи. В осмыслении поставленной проблематики огромную помощь нам оказали такие выдающиеся русские мыслители, как Ф.М.Достоевский и С.Н.Булгаков.
  • Сомин Н.В. Эксплуатация в рыночной экономике: попытка разобраться
    В наше время только ленивый не ругает Маркса. И конечно же самым любимым объектом критиков является его теория прибавочной стоимости. Усердие столь значительно, обличительный запал столь велик, ругань столь беспардонна, что невольно начинаешь вопрошать: почему они так стараются? Ведь реалии современного российского капитализма столь негативны, что в наличии эксплуатации, причем, очень жестокой, сомневаться не приходится. И тогда появляется другая, уже навязчивая мысль: «Ага! Значит старик Маркс все-таки прав!». В том, что рабочему за его труд недоплачивают, что капитализм порождает эксплуатацию – Маркс несомненно прав. Но что касается объяснения самой механики эксплуатации, то тут следует разобраться. И начать нужно с самых основ – с труда и его стоимости.
  • 19.06.06.Сомин Н.В. Блеф «Протестантской этики»
    С именем Макса Вебера поистине происходят удивительные вещи. И в самом деле ситуация несколько странная: о христианстве пишет не христианин – и все же его имя с почтением произносят и православные и католики и протестанты. На Вебера постоянно ссылаются и светские ученые и богословы, его концепции с уважением пересказывают, принимая их за чистую монету. «Вебериана» к началу 90-х годов XX в. насчитывала более 2500 работ /1/, а сейчас это число, конечно же, вдвое больше. Вебера называют не просто «классиком», но «основателем современной социологии». Его идеи в обязательном порядке штудируют студенты. Его имя ставят в один ряд с Эйнштейном, Фрейдом и Марксом.
    Так в чем же дело? Почему в честь Вебера звучат фанфары?
  • Сомин Н.В. Институт частной собственности: взгляд из Евангелия
    Первое, что бросается в глаза – это обилие фрагментов, так или иначе касающихся имущественных отношений. О них множество раз говорит Сам Господь Иисус Христос, упоминает Иоанн Креститель, Иуда за тридцать серебряников предает Христа. Не раз высказываются по этой теме в своих посланиях апостолы Петр, Иоанн, Павел и Иаков. Наконец Деяния Апостольские повествуют нам о первохристианском коммунизме в рамках Иерусалимской общины. Все это означает, что имущественная тема – отнюдь не проходная. Наоборот, она рассматривается в Новом Завете как чуть ли не самая важная нравственная проблема.
  • Сомин Н.В. Нравственное измерение в философии хозяйства    Zip(12Kb)
    Нравственное измерение в философии хозяйства Христианская нравственность включает в себя т.н. имущественную этику, т.е. учение об отношении к собственности, богатству, бедности и милостыне. Как строить экономику – ни микро, ни макро – имущественная этика не учит. Но она дает безусловные нравственные рекомендации, как относиться к явлениям, возникающим в результате функционирования экономики.
  • Сомин Н.В. Имущественная парадигма Церкви как фактор развития экономики    Zip(7Kb)
    Общие механизмы взаимодействия религии и экономики, на наш взгляд, можно выявить, рассмотрев различные парадигмы религиозного, в частности – христианского, отношения к богатству и собственности. Анализ различных мнений по этому вопросу в христианской среде показывает, что таких парадигм Церковь имеет не одну, а целых три.
  • Сомин Н.В. Законы экономики с точки зрения христианской этики    Zip(10Kb)
    Широко распространено мнение, что экономические законы объективны, что они являются законами природы, причем – как природы, объемлющей человека, так и внутренней человеческой природы. Они фундаментальны, неизменны, и потому задачу экономической науки видят лишь в отыскании и формулировке этих законов. Таких позиций придерживаются как представители марксистского взгляда на экономику, так и экономисты либерального направления. Но верен ли такой взгляд? Мы попытаемся обосновать иную точку зрения. Ее суть в том, что экономические законы – порождения нравственности. Они определяются теми нравственными установками, которые приняты обществом в сфере хозяйственной деятельности.
  • Сомин Н.В. Стоимость как справедливость    Zip(11Kb)
    Что такое стоимость? Каков смысл стоимости? Какие категории бытия за ней стоят? Продолжим вопросы. Измеряется ли стоимость трудом, как это предполагали Адам Смит и Карл Маркс? Или «У самой стоимости нет никакой нестоимостной субстанции, у нее только одна субстанция – сама стоимость»? А может быть и не нужно философствовать, плюнуть на стоимость и, как это делают в современных «Экономикс», просто считать, что есть цена, которая формируется рынком? Попыток осмысления стоимости много. Даже слишком. И подозрительный разнобой в суждениях говорит, что удовлетворительного ответа пока не найдено.
  • Сомин Н.В. О богословии собственности    Zip(12Kb)
    Итак, собственность – и личный и общественный феномен. Поэтому богословие собственности должно содержать анализ последствий владения как на индивидуальную душу, так и на общество.

  • Сорокин С.В. Замечания о наукоемкой экономике
    В экономике, опирающейся на христианские нормы, нетрудовые доходы (или, другими словами, доходы, полученные извлекательным трудом, в отличие от полученных созидательным трудом) недопустимы, «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Сол.3,10). При экономике наживы (кумир Мамона), надо производить, пока продаётся с прибылью. При христианской же экономике надо производить, пока есть в этом жизненная необходимость. Поэтому в условиях, когда товары тиражируются, цену надлежит опустить на последующие партии продукции.


  • Rambler's Top100

    На главную страницу