Rambler's Top100

 

Лекция. Ветхий Завет о труде, богатстве и собственности

.

 

Обычно все лекционные курсы по нашей проблематике начинают с экономики Ветхого Завета. Но в нашем случае это 39 лекция. Так что эта лекция попала в конец цикла. Но в общем то это не случайно. И дело не только в том, что я лично Ветхий Завет недолюбливаю, и редко читаю – обычно из Библии  я читаю Новый Завет. Но дело не в этом. Дело в том, что 95% текстов Ветхого Завета – тексты, так сказать, подзаконные, написанные во времена обретения Десятословия и позже. В этом смысле эти текста подзаконные. А пророк Исайя сказал, что Закон этот – несовершенный, он дан народу «жестоковыйному». И как считают наши богословы, Ветхий Завет дан народу, который должен как-то выйти из достаточно дикого состояния, племенного. И в конце концов, чтобы в недрах этого народа родилась Божия Матерь и Спаситель. В этом основная цель Ветхого Завета. И так что каких-то идеальных, совершенных норм Ветхий Завет не содержит. Тем более, апостол Павел говорит, что .  «Закон ничего не довел до совершенства» (Евр.7,19) . Это такое, очень характерное высказывание. И тем не менее, в Ветхом Завете очень много поучительного_ как в начальных главах, которые с Десятословием не связаны, так и последующих.

Сначала мы коснемся первых глав книги Бытия. Там повествуется о сотворении мира, сотворении человека. И о том, что человека поместили в рай, Эдем. Там, так сказать,  очень хорошие условия, и проблем с пропитанием нету.  Тем не менее, Господь и в этом замечательном Эдеме не оставил человека праздным. Он предложил ему трудиться: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2,15). Смысл этой заповеди во-первых в том, что все принадлежит Богу – и сад Эдемский, и сам человек И этот тезис (что все – Божие) проходит красной нитью и через весь Ветхий Завет, и, надо сказать, и через Новый Завет. Во-вторых, этим фрагментом дана заповедь труда. Но труда особого – труда творческого, труда радостного. Труд вообще-то говоря от слова «трудно». И для нас труд – труден. А вот этот труд, который был предложен в саду Эдемском – он отнюдь не труден был для человека, а наоборот – радостен.

Но человек пал.  И сразу изменился характер труда. Труд стал трудным, тяжелым, стал обязанностью человека. И кроме того, для труда мы употребляем и другое слово – «работа». Работа – от слова «раб». Т.е. работа – это где-то состояние рабства, рабства от труда, рабства от общества. Ибо труд носит общественный характер и совершается в обществе, от которого никуда не денешься. После падения Господь говорит Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3,17-19). И вот это проклятие – оно, надо сказать, действует до сих пор. Человек обречен трудиться в поте лица. И несмотря на то, что человек выдумывает всякие приспособления  – экскаваторы, компьютеры и прочие вещи, чтобы облегчить труд. Труд тем не менее остается тем не менее тяжелым. К сожалению наш труд по большей части утерял этот радостный, творческий характер – каждый на себе это может как бы почувствовать.

Но тем не менее и такой труд вошел составной частью в домостроительство нашего спасения. Без заповеди труда человек был бы еще хуже, чем он сейчас есть. Труд все же поддерживает человека на определенном морально-нравственном уровне. И поэтому труд является одним из средств нашего спасения.

Так что вывод такой: труд был и в райском состоянии, и после грехопадения человека. А вот с собственностью ситуация другая. Если мы вспомним, как жили первые люди, Адам и Ева, то не найдем у них  ни малейших следов собственности. Абсолютно. Даже одежды у них не было, и они «были наги и не стыдились». А после грехопадения тут же они сделали себе печально-известные смоковные опоясания. Это можно рассматривать как первый элемент частной собственности. То есть частная собственность  родилась от греха, от грехопадения и с тех пор она существует. Правда, библеисты говорят, что есть высказывание Господа, относящееся еще к Эдемской жизни: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею» (Быт.1,28).  Вот благодаря словечку «обладайте» некоторые считают, что этим словом была введена частная собственность еще в Эдемском саду. Но мне кажется это мнение неосновательным. Во-первых, было уже два человека, а не один. И заповедь дана им обоим – и Адаму и Еве вместе. Т.е. дана всему человечеству наличному. И это скорее свидетельствует об общественной собственности, данной всем. А кроме того, слово «обладай» здесь совершенно не носит характера частной собственности. Ибо тут же сказано «владычествуйте» над рыбами морскими, над всей землею.. Это означает, что человек как творение выше всех сотворенных существ, и поэтому выражение «царь природы» в этом смысле верно. Весь мир, включая и рыб морских, и прочее создан для человека, и человек  призван владычествовать над всем этим.

А после грехопадения ситуация иная. Уже Каин и Авель, сыновья Адама и Евы, имеют частную собственность. Это видно из того, что Каин принес Господу что-то от своего труда – что-то он вырастил. А Авель принес что-то от животных, которые он пас (Каин был земледелец, а Авель был скотовод). И то и другое – верные признаки частной собственности. Однако, если проследить текст Ветхого Завета, то видно, что частная собственность появлялась и упрочнялась очень постепенно. Например, Авраам, как известно, имел 300 слуг. И все дети Авраама, его родственники и слуги жили одной большой семьей, по сути дела одним кланом, внутри которого частной собственности, по видимому, не было – все распределялось на семейном принципе, в том числе между слугами. А когда частная собственность среди еврейского народа упрочилась и стала незаменимой – это из текста Библии трудно понять. Но ясно, что во времена исхода из Египта это уже произошло.

Я подчеркиваю, что моя лекция касается только экономических и может быть чуть-чуть социальных моментов. Я не имею возможности, да и не хочу, да и мне слабо, комментировать Весь Ветхий Завет.

Так вот, на Синайской горе, во время исхода из Египта, долгого сорокалетнего поход, Моисей получает от Бога скрижали с десятью заповедями. Вы наверно много раз видели такую картинку: Моисей показывает такую глиняную табличку – это десять заповедей. Я не буду, как я обычно мучаю моих студентов, просить это десять заповедей назвать. Это оказывается для современного человека отнюдь не просто. Поэтому я назову их сам. Но обращаю ваше внимание на то, что каждая из десяти заповедей относится и к экономике – так или иначе. Первая: «Я Господь Бог твой». Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира». Третья: «Не произноси имя Господа Бога твоего всуе». Кстати, а кто скажет, в чем смысл этой заповеди? Правда, какая-то странная заповедь? И как понять, всуе или не всуе?. На самом деле смысл этой заповеди «не клянись именем Божиим». В этом случае Вы произносите имя Господа Бога всуе.  Правда, сейчас таких ненормальных не найдешь, которые Самим Богом клянутся. Но это уже двухтысячелетнее воздействие христианства по воспитанию людей. Так вот, первые три заповеди касаются Бога. Это означает, что Бог превыше всего – устанавливается верховенство Бога во всех делах. В том числе – и в делах экономических. Т.е., говоря высоким штилем, устанавливается хозяйственная теократия.  Может быть об этом мы успеем поговорить. Четвертая заповедь: «Соблюдай день субботний». Вы знаете, что евреи до сих пор соблюдают и ничего в субботу не делают. А если посмотреть с экономической точки зрения, то этой заповедью Господь устанавливает ритм труда и отдыха. Т.е. отдых нужен. Он так сказать законодательно вбит в Закон, и попробуй его не соблюди. Патая и седьмая заповеди: «почитай отца и матерь свою». И седьмая заповедь – просьба ее всем запомнить: «не прелюбодействуй».Во всяком случае, если студент не знает седьмой заповеди, я его выгоняю с зачета. С экономической точки зрения это означает, что семья является очень важной ячейкой общества, в том числе – и трудовая. В Ветхом Завете люди обычно работают семьями. Да и у нас крестьяне так работали на полк. И эти заповеди утверждают семью как экономическую ячейку.  Шестая заповедь: Не убей». Т.е. очевидно, что жизнь охраняется, в том числе и жизнь работника. Девятая заповедь: «Не произноси ложного свидетельства». Заповедь очень важная – на суде произносить ложные свидетельства по закону нельзя. А суды в основном носили экономический характер. Этой заповедью охраняется порядочность хозяйственной и экономической жизни. Восьмая заповедь: «не укради». Это очевидно. И наконец десятая заповедь: «не пожелай дома ближнего твоего, и жены ближнего твоего». Она тоже имеет экономический смысл. Надо сказать, что восьмая и десятая заповеди направлены на охранение принципа частной собственности, о котором я говорил.

Какие же выводы мы сделаем из Десятословия? Во-первых, хозяйственные и экономический заповеди вбиты в закон. Это очень важно, поскольку Закон дан Самим Богом. Его Моисей принес с Синайской горы. Эти заповеди не родились исторически, путем какого-то долгого исторического процесса. Они как бы сразу свалились на еврейский народ. Бог их дал, и все – и они уже не обсуждаются.  Кроме того, надо сказать, что Десятословие формулирует заповеди любви – и к Богу и к ближнему. Это уже предтеча Нового Завета. Но если заповеди любви к Богу сформулированы очень четко, то заповеди любви к ближнему сказаны как-то косвенно, путем отрицательных предложений: «не убей», «не кради», «не прелюбодействуй», «не пожелай». Но тем не менее обязанность любви к ближнему опять-таки вбита в закон. В нашем законодательстве тоже есть «не убей», т.е. что-то аналогичное. Но что Вы должны любить ближнего – об этом нигде в нашем законодательстве не сказано. Конечно, заповеди охраняют частную собственность. Но отсюда нельзя делать вывод, что частная собственность дана Господом Богом на все времена. Заповеди Нового Завета уже иные. И здесь надо помнить о том, о чем я говорил вначале – что заповеди Ветхого Завета не описывают идеал, а даны народу несовершенному, грешному, жестоковыйному. Это отнюдь не идеал. Новозаветные заповеди другие.

Экономика Ветхого Завета основана не только на Десятословии. Еще в книге Второзаконие, книге Левит, Исход и еще некоторых других дано много законодательных положений, которые регулируют хозяйственную жизнь. Давайте по ним вкратце пройдемся.

Прежде всего, норма субботнего года, или седьмого года. В каждый седьмой год предписывается следующее. Первая норма: поля не засеивать, а то, что на них вырастет – не убирать. Во-первых это разумно с точки зрения севооборота: земля отдыхает. Во-вторых, тут элемент милостыни. В законе сказано, что каждый человек может взять то, что на таком поле выросло, в том числе и нечто съедобное. Более предписывается на прогонять с полей домашний скот и диких зверей. В общем, все Божие, и все творение Божие пользуется плодами земли. Вторая норма: каждый седьмой год прощались все долги.  Норма мощная. Когда бы у вас человек не занял, хоть неделю назад, но наступил седьмой год, и он имеет право не отдавать. Причем даже в законе сказано, что если у Вас попросили даже в последний перед седьмым год, вы не моете отказать в займе. Смысл этого положения очень сильный – чтобы богатства не скапливались в одних руках. Действительно, Вы не можете потребовать назад занятое у вас, тем более с процентами. И третья норма: рабы отпускались на волю. Про рабство я скажу чуть позднее. Но тем не менее каждый седьмой год рабы, которые работали на полях, просто-напросто отпускались. Но. Надо сказать, что отпускались рабы только из евреев. Рабы другой национальности, которые были захвачены в плен в результате войн, или по каким-то другим причинам, не отпускалделать многоземельным. ись и были у рабовладельцев в вечном пользовании. А вот соплеменника еврей обязан был отпустить каждый седьмой год. Тоже, надо сказать, очень сильный законодательный тезис. Он направлен на уменьшение расслоения в населении. так что  еврейское население где-то было равно между собой. То же самое действовало и относительно возвращения долгов: только  у соплеменника ты можешь не взыскивать долга, а он не обязан его отдавать. А если это чужеземец, то ты не погрешишь, если будешь взыскивать с него долг в любое время. Даже наоборот – ели ты не взыскиваешь с иноплеменника, ты согрешаешь.

Каждый 49-тый или каждый 50-тый – здесь вот библеисты спорят –  был юбилейным. Он одновременно был и седьмым годом, и все законодательство седьмого года было в силе, но приплюсовывалась еще одна очень сильная норма: «возвратитесь каждый во владения свои». Это означало, что ели вы у кого-то купили землю или дом на земле, то в пятидесятый год вы эту землю или дом должны возвратить без оплаты. Очень мощная норма. Она означала, что вы не можете бесконечно накапливать собственность – землю, кого-то оставлять совсем без земли, а кого-то делать многоземедьным. Дело в том, что однажды произошел раздел завоеванной обетованной земли между двенадцатью коленами израилевыми. И каждая семья тогда получила кусочек земли – надел от своего колена. Так вот в юбилейный год каждый мог получить этот первоначальный надел в свое пользование, причем безвозмездно.

Я еще раз подчеркиваю, что эти законы являются элементом социальной справедливости. Они направлены на то, чтобы социальное расслоение в народе было как можно меньше. Несмотря на норму частной собственности. Есть и другие нормы в Моисеевом законодательстве. Во-первых, если вы кого-то наняли работать (а это допускалось), то вы должны оплатить его ежедневный труд до захода солнца. То есть вводилась подневная выплата наемному работнику. А кроме того запрещалось заставлять его работать после захода. Законы о воровстве: если вор пойман с поличным, то полагается, чтобы он заплатил вдвое. Если же вор украл вещи очень нужные, например вола или овцу, то за вола он должен пятикратно заплатить, а за овцу – четырехкратно. Но вот интересный момент: если заплатить нечем, то закон предписывает идти в рабство. Или  отдать в рабство своих детей. А Шестилетнее рабство – это довольно тяжело. Или законы по хозяйственным спорам. Например: «Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет на нее вол или осел, то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп будет его. Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам; а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, то хозяин его (быв извещен о сем) не стерег его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его» (Исх.21. 33-36).

Ростовщичество – оно полностью запрещалось по отношению к единоплеменникам. Даже четко сказано: «Не отдавай в рост брату твоему ни сребра, ни хлеба, ни чего либо другого, что можно отдать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Втор.23,19-20). опять таки здесь мы сталкиваемся с таким включенным в закон неравенством между единплеменниками и иноплеменниками. Даже сказано более того – иноземцам еврей обязан давать в рост. Причем в самом тексте Библии имеется обоснование:  «и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор.15,6). То есть евреи очень хорошо понимали силу процента. Процент только кажется маленьким, а на самом деле это страшная кабала.  И я вам советую никогда не брать кредиты –  обязательно обходиться. Ибо все это растягивается на многие годы, пролонгируется – самая настоящая кабала, во всяком случае, в наших условиях. И евреи очень хорошо понимали, что кто владеет механизмом процентов, то владеет деньгами. А владеющий деньгами владеет всем миром. И в Библии четко сказано, что над тобой никто не будет господствовать, а ты будешь господствовать над всеми.

Торговля.  Конечно, торговля разрешалась, но закон говорит, что цена должна быть справедливой. Правда дальше никаких уточнений нет. Разумеется, законодательно запрещался обман в торговле. В качестве денег в ветхозаветные времена использовались сикли. Сейчас в Израиле шекели – от слова «сикль». Сикль – это кусочек серебра, даже не проштампованный, 8.5 гр. Вообще-то они были как-то нарезаны, нарублены, и были разного веса. Поэтому умные евреи носили с собой весы – чтобы сикли взвешивать. Были более крупные денежные единицы: одна мина равнялась пятидесяти сиклям, а один талант – 60 минам. Кроме серебряных, ходили и золотые сикли, мины и таланты. Тогда залото относилось к серебру как 13 к 1., т.е. золото в 13 раз было дороже серебра.  Сикль – это много или мало? Трудно сказать. Авраам купил участок земли, правда непонятно какого размера, за 400 сиклей. Так что сикль – средняя единица. Кроме того, поскольку Израиль был и тогда  инкорпорирован в мировое сообщество, в ходу были и греческие монеты, и римские: римский динарий и греческая драхма. Они считались равными, и каждая с Фрагментов оставляла одну сотую мины, т.е. пол сикля. Были и мелкие деньги. Обол – он упоминается в евангелии –1/6 . драхмы, а лепта – вообще 1/56 обола. Помните, новозаветная вдовица положила в копилку в храме две лепты – и Господь говорит, что она отдала все, что у нее было. Лепта – это действительно очень мало. Ассарий _ в Новом завете сказано, что две птицы продаются за ассарий – величина небольшая. Кстати, динарий (или драхма) была обычно ежедневной платой работнику. так уж повелось: отработал день – получай динарий.
Милостыня. Что самое интересное, она тоже вбита в закон ветхозаветный. Если у нас милостыня – вещь сугубо факультативная, то там нет – закон предписывает давать милостыню:
«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих (опять-таки из своих – Н.С.), в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех. Дай ему взаймы, и, когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое; ибо зато благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками. Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор.15,7-11). В общем, предписывается быть милостивым, причем, даже сказано, что когда ты даешь милостыню, не должно скорбеть сердце твое. Так сказать с улыбкой и радостью надо давать. Фрагментов, которые говорят о милостыне очень много – у пророков,  например.

Какие выводы? Закон Моисеев очень жестко регламентирует хозяйственную жизнь. И не только хозяйственную – еще жестче он регулирует религиозную жизнь, социальную жизнь, брачное законодательство и так далее. Я об этом подробно говорить не могу. Но скажу о хозяйственной теократии. Она тоже сформулирована в Ветхом Завете. Сказано: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно» (Лев.26,3-5). То есть собюдайте это моисеево хозяйственное законодательство, и будете жить нормально. А с другой стороны, в противном случае вы будете наказаны: «и небо ваше сделаю как железо т.е дождя не будет – Н.С.), и землю вашу как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли вашей не дадут плодов своих (…) хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас (…) и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лев.26,19-29). Вот такие ужасы. Кстати, для обетованной земли очень важны были дожди. Дело в том, что земля там пустынная, каменистая. А главное, нету ни одной речки, кроме Иордана. Поэтому дожди – вещь жизненно необходимая. Нет дождей – все засыхает.

Сейчас я немного расскажу про рабство в Ветхом Завете. Оно на самом деле не такое уж страшное. Это только называется – рабы. Дело в том, что в окружающий Израиль странах – Вавилон, Ассирия, Египет рабство было настоящее. там раб был действительно полной собственностью хозяина, которой мог делать с рабом, все, что заблагорассудится. Совершенно иную картину мы видим в Израиле. Во-первых, раб должен быть отпущен на седьмой год. Некоторые библеисты даже считают, что этот седьмой год был плавающий: шесть лет отработал – иди. Так это или не так – не могу сказать. Но даже дело не в этом – сама жизнь раба была иной. Раб был по сути дела членом семьи, жил вместе с ними, он мог жениться. То есть в достаточной мере он был свободной личностью. Кроме обязанности работы. Это где-то сравнимо с нашими крепостными крестьянами. Правда крестьяне навечно были крепостными, а тут шесть лет.  Фактически рабство было продажей труда, своего труда, в течение определенного времени. Поэтому законодательство спокойно предписывает: если нет возможности отдать долг, то – отработаешь его в рабстве. Или отдай своих детей. Тоже ничего страшного – ребенок поработает, возмужает, а после возвратится. Кстати раб по-еврейски назывался особым словом: эвед. И только когда делался перевод Ветхого Завета (Септуагинта) в эллинские времена, то переводчик заменил слово «эвед» близким и понятным ему словом «дулос» _ раб по-гречески. И с тех пор перевод»раб» бытует в мире, и попало в Синодальную Библию. И более того, Моисеев закон требует очень внимательно обращаться с рабом. «Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: Он должен быть как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, А тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, Потому что они – Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего» (Лев.25, 39-43). Тут было еще много тонкостей, которые этот уход раба обговаривали. Дело в том, что раб уходил на седьмой год на свою землю, и эту землю нельзя было засевать. И потому хозяин должен был снабдить его на первое время деньгами, продуктами и всем необходимым.

Богатство и бедность в Ветхом Завете. Этот вопрос понимался двойственно: было два основных тезиса. Первый. Поскольку богатство от Бога, а Бог плохого не дает, то богатство – это хорошо, богатство – благоволение Божие. Цитат очень много. Например, Экклезиаст говорит: «Умножь имущество, умножь и потребляй» (Екк. 5. 10), прибавляя: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Екк.5,18).  Или в притчах Соломоновых: «Венец мудрых – богатство» (Пр.14,24). Или «Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа» (Сир.11,14) – говорит Иисус, сын Сирахов. Евреи считали причиной бедности не социальное неравенство (они считали, что Моисеев закон социальное неравенство упраздняет), а леность. Человек ленивый плохо работает, и потому то он и беден. А кто богат – значит он хорошо работает. Но  в Ветхом Завете и другая мысль, другая тенденция, по сути дела новозаветная. А именно: не следует гнаться за богатством и надеяться на него. Тот же Экклезиаст говорит: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!» (Екк.5,9). «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Пр.23,4-5) – это говорит мудрый Соломон, подчеркивая, что богатство – вещь очень ненадежное. Вот сейчас оно в руках. Но экономические процессы – они ведь непредсказуемы – пшик, и обеднел человек.

Но о чем я успею сказать – это о церковной экономике. Дело в том, что при этом знаменитом разделе земли между коленами Израильскими, колено Левино не получило ничего.  Ибо считалось, что колено Левино – это служители Господни, которые должны служить при храме. Кстати, служить не священниками – священниками были только одна ветвь колена Левина – потомки Аарона,  человека, который был рядом с Моисеем и озвучивал его решения. А все колено Левино было служками – оно обеспечивало богослужение и жизнь  всего громадного храма, который стоял в Иерусалиме и был одним на весь Израиль. Еще были синагоги – там, видимо, тоже служили левиты. Так вот, это в общем-то церковь Ветхозаветная. И она должна как-то финансироваться. Оказывается в законе Моисееве предусмотрена целая система финансирования этой церкви. Во-первых, все-таки земли у них были.  Оказывается вокруг каждого города в Израиле отводили полоску земли шириной в 2000 локтей. И считалось, что она является собственностью левитов, которые ее могли использовать как хотят. После – знаменитая десятина. Каждая еврейская семья отдавала десятую часть всех своих доходов на церковь, в пользу левитов. После – жертвоприношения. Евреи совершали много жествоприношений Богу, и все это было тщательно регламентировано. Божия Матерь, когда пришла в храм, отдала две голубицы – это было жертвоприношение. Но в зависимости оттипа жертвы, либо все животное доставалось левитам, либо часть его. Наконец, была такая любопытная норма –  И даже вавилонское пленение – следствие одного из таких посвящение Богу. Евреи были людьми очень верущими, тем более это вменялось самим Законом. И был такой благочестивый обячай – посвящать себя Богу. Посвятить себя Богу означало оставить работу на полях и стать служителем в храме, жить при храме. Но поскольку это было нереально, – а люди хотели одновременно и быть посвященными Богу (это было очень почетно, и считалось, что тем улучшается твоя посмертная судьба), а в то же время жить как жили, работать на своем поле. И оказывается себя  можно было выкупить за денежки, которые шли левитам. То же самое было с первенцами. По Закону каждый первенец посвящался Богу. Но первенцев опять-таки можно было выкупить – за 5 сиклей, и тогда он оставался в семье. И наконец, с каждого мужчины собиралось по пол сикля в год – и это шло священникам и левитам. Так что система была продуманная, надо сказать.

Наконец, последнее. Жизнь есть жизнь. И как считают историки, все это замечательное законодательства Моисея не очень-то исполнялось. А вот норма пятидесятого года, по мнению историков, практически никогда не выполнялась.  так что если ты купил, то это твое, навечно.  Более того, законодательство седьмого года очень часто не исполнялось. И даже среди евреев существует такое поверье, что Вавилонское пленение, которое было 70 лет,  есть наказание Господне за 70-кратное неисполнение законодательства седьмого года. И о том, что все это не исполняется, и внутри Израиля существует очень большая несправедливость, все время говорили пророки, особенно до вавилонского плена – У Исайи и прочих.

Вот все, о чем я хотел сегодня рассказать.  Теперь вопросы.

 

Вопрос: Неужели Бог предписывает грабить другие народы посредством процента?

Лектор. Да, это спорный момент. Богословы объясняют это так, что еврейский народ – избранный народ. Избранный не для того, чтобы властвовать над другими народами, а для того, чтобы выжить среди других народов. По численности евреи были не очень большим народом.  Они побеждали слабые окрестные племена. А более сильные – вавилоняне, ассирийцы приходили и завоевывали Израиль. И даже вавилонское пленение – следствие одного из таких  завоеваний. То есть, богословы говорят, что цель Бога  была сохранить еврейский народ и определенным образом его воспитать. Ибо внутри этого народа должен родиться Спаситель мира. Во всяком случае так говорят. А как на самом деле – попали ли эти нормы позже – неизвестно.

Вопрос. Но все таки властвовать – или это неточный перевод?

Лектор. Да нет, перевод-то точный. Но считается, что эти книги написал Моисей, но историки думают, что они написаны гораздо позже. И возможны искажения текста Ветхого Завета. Окончательно текст Ветхого Завета был узаконен где-то уже во времена христианства, в VIII веке. Так что какие там искажения в Закон попали – это дело темное.

 

 

 

 

 

 

 


К следующей лекции

К предыдущей лекции

На главную страницу

Список работ автора

Rambler's Top100