Николай Николаевич Неплюев

Rambler's Top100
Николай Николаевич Неплюев


<
  • 15.09.14. Николай Сомин. Вокруг неплюевских идей. III. «Обособление от зла и злых»
    В идейном наследии Н.Н. Неплюева очень важное место занимает мысль об обособлении от зла и злых. Это одна из наиболее сильных и радикальных его идей, которой мыслитель придавал исключительное значение. Неплюев возвращается к ней не раз и тщательно ее обосновывает.
  • 11.09.14. Николай Сомин. Вокруг неплюевских идей. II. «Любовь, принуждение и корысть»
    Неплюев считал, что существует только три силы, которые двигают общество, заставляя его следовать по пути прогресса. Это: любовь, принуждение (страх) и корысть. Удивительно – всего три мотива! Кажется, что их гораздо больше. Но поразмыслив, мы придем к выводу, что если мотивов, побуждающих личность к действию великое множество, то обществом в подавляющем большинстве случаев движет одна из трех «неплюевских» сил.
  • 08.09.14. Николай Сомин. Вокруг неплюевских идей. I. "Бессистемная благотворительность"
    Обычную для христиан милостыню, когда богатый спонсор жертвует средства тому или иному просителю, Неплюев называл «бессистемной благотворительностью» и резко критиковал, противопоставляя ей братскую жизнь, ради организации которой можно и нужно выделять средства.
  • 10.12.13. Николай Сомин. "Стать достоянием Божиим". Религиозно-социальная философия Н.Н.Неплюева
    Неплюев всю жизнь плодотворно занимался разработкой религиозно-социальной философии, в результате чего им была выработана система взглядов, охватывающая как нравственную так и социальную стороны жизни христианина. Столь основательно продуманной социально-религиозной философии нет ни у одного русского философа или религиозного деятеля. Уникальность неплюевской системы заключается в удивительной цельности, единстве положений и главное – укорененности в самых глубинных идеях христианства.
  • 02.07.12. Н.Н. Неплюев. Историческое призвание русского помещика
    Если бы мой слабый голос мог действительно убедить людей моего класса в необходимости взять это дело в свои руки; если бы, одновременно, на всем пространстве Российской империи крупные землевладельцы и во главе их правительство взялись за дело народного воспитания с любовью и энергией, Россия сделалась бы неузнаваемою в сравнительно короткий промежуток времени.
  • 21.05.12. Николай Сомин. Религиозно-философские основы педагогической системы Н.Н.Неплюева
    Николая Николаевича Неплюева хорошо знают в Свято-Алексеевской Пустыни как педагога и практика общинного движения. Неплюев – основатель удивительного православного Трудового Братства, в котором было четыре школы. Однако, должно заметить, что он был и замечательным русским религиозным философом. Неплюев выработал целую систему очень глубоких и богословски выверенных понятий, которая явилась теоретической основной всей его деятельности. В том числе – и деятельности педагогической. Это такие понятия как: верховный закон христианского откровения, дисциплина любви, обособление от зла, воспитание сознательного христианина и другие.
  • 27.01.12. Николай Сомин. Н.Неплюев и его Крестовоздвиженское Трудовое Братство>
    Будучи незаурядным богословом, Неплюев видел, что иные основания, на которых может держаться социум – принуждение и корысть – нехристианские. Только любовь, только братство, но хорошо организованное, продуманное, подчиняющее порывы страстей – единственный достойный христианина образ жизни. Того же Неплюев желал и для всей России. Пример неплюевского Братства показывает, что и в наше время христиане могут выстроить подлинно христианскую, братскую экономику.
  • 03.10.11. Сомин Н.В. Выступление на вечере памяти Неплюева 2011
    Дело в том, что само Братство и есть Иерусалимская община конца XIX-начала XX вв. Ибо сам Неплюев, при создании Братства, писал: "Мне нечего было продумывать форму жизни, наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы... научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви". Подобные островки христианской любви создавались всегда, во все времена церковной истории. И, Слава Богу, и наша Церковь причастна к этому и дала такой замечательный образец, как Крестовоздвиженское Братство. И в этом – вселенское значение неплюевского феномена.
  • 22.02.10. Н.С. Солодовник. Воздвиженское трудовое братство
    В данном исследовании речь пойдет об одной удивительной христианской трудовой общине небольшой численности (400-500 чел.) с мессианскими чаяниями перемен к лучшему, создания «нового очага новой жизни», где будут исключены зло и социальная несправедливость, с чаяниями преобразования, в перспективе, по его образу и подобию всего общественного устройства России, а затем – и мира. Ни более и не менее.
  • 15.06.09. Сомин Н.В. Неплюев принимает гостей
    Мне посчастливилось участвовать в проходившей на Украине Конференции «Социально-экономическое наследие Н.Н. Неплюева и Крестовоздвиженского трудового Братства». И показалось интересным сделать отчет об этой поездке, причем в репортерском стиле.
  • 15.06.09. Сомин Н.В. Неплюев как социальный мыслитель
    Прежде всего, нужно указать на громадный масштаб Неплюева как социального мыслителя. Его имя должно занимать достойное место в ряду лучших русских умов. Но Неплюев - не просто мыслитель-теоретик; это был пророк, пытавшийся докричаться до российского общества, призвать его к покаянию. В то время голос Неплюева не был услышан. Но теперь, после бед, пережитых Россией, мы лучше понимаем смысл его призывов.
  • 26.09.08. Сомин Н.В. Выдающийся русский социальный мыслитель
    За последние годы усилиями нескольких энтузиастов-историков из небытия было вызволено имя Николая Николаевича Неплюева (1851-1908) – замечательного русского человека и пламенного христианина. И тут оказалось, что его деятельность принесла поистине выдающиеся плоды. Социологи и историки с восхищением изучают Крестовоздвиженское Трудовое братство – главное детище Неплюева, которому он отдавал все свои силы. Педагоги обнаружили замечательную православную систему воспитания подростков. Наконец, философы погружаются в его удивительно глубокие религиозно-социальные воззрения.
  • 26.09.08. Сомин Н.В. Дисциплина любви
    Основное понятие, которое кладет Неплюев в основу всей своей социальной философии – дисциплина любви. Это сознательное и свободное подчинение личности коллективу – не по страху или слепому повиновению, а по любви к людям и Богу.
  • Неплюев – подвижник земли русской
    Очерк «Н.Н.Неплюев – подвижник земли русской» был написан в 1908г. духовными детьми Н.Н.Неплюева, как памятный некролог. Не претендуя на полную объективность, данное произведение является важным свидетельством, позволяющим составить представление о нравственной личности Н.Н.Неплюева и познакомиться с его опытом преображения жизни на христианских началах.
  • Н.Н.Неплюев. О Вере, Любви, России и Крестовоздвиженском Братстве (выписки из работ Неплюева и др. авторов).    Zip(76Kb)
    Я пришел к убеждению, что наивысшее благо Церкви поместной, русской православной Церкви, к которой принадлежу, моей христианской отчизны, как и личное благо всех ближних моих, состоит, главным образом, в том, чтобы вся жизнь стройно организовывалась на единой истинно-христианской основе - братской любви
  • В.Н. Авдасев. Трудовое Братство Н.Н. Неплюева, его история и наследие
    Судьба Неплюева – это драматическая попытка на деле разрешить главный вопрос русских религиозных мыслителей – как приблизить наш здешний «непросветленный» мир к высшим христианским ценностям, как перевести эти абсолютные нравственные ценности в план практической этики.
  • Н.В. Сомин. Христианская Империя: взгляд "утописта" Н.Н. Неплюева.    Zip(10Kb)
    В конце XIX – начале XX вв. Россия породила такое громадное количество замечательных людей, что многие из них и ныне остаются забытыми. Одним из таких русских гениев, которому Отчизна не может до сих пор воздать достойных почестей, является помещик Черниговской губернии Николай Николаевич Неплюев. Это был богослов, оригинальный религиозный и социальный мыслитель. Но главным его делом оказалось создание единственной в России трудовой православной общины – Крестовоздвиженского Трудового Братства, в котором сочетались казалось бы несовместимые вещи: православный приход, коммунистическая община и хозяйственное предприятие, построенное по самым передовым рецептам тогдашней агрономической науки.
  • Сомин Н.В. Апостол братской любви (Жизнь и труды Николая Николаевича Неплюева)    Zip(47Kb)
    Размышляя о Кресто-Воздвиженском Трудовом Братстве невозможно ос­таться равнодушным. Ассоциации могут быть разные. Первое что возникает - это остров Утопия, вдруг приобретший реальные очертания. Но, может быть, ближе к истине сравнение с Иерусалимской общиной первохристиан, явившей нам высочайший идеал христианского общежития. Во всяком слу­чае, это - попытка воплотить в повседневной жизни завет Христа о братской жизни в мире и любви. Но все происходит не в Святой Земле, а в Черниговской губернии конца XIX в. Причем, это не однодневка, а община, сущест­вовавшая и процветавшая в течение полувека. Да и само Трудовое Братство - явление чисто православное, о чем говорит само название Братства. Слишком необычно это явление, чтобы пройти мимо него, и не попытаться его осмыслить
  • Сомин Н.В. Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства    Zip(16Kb)
    Хозяйственную историю Крестовоздвиженского Братства можно условно разделить на три периода: 1) с 1890 г. до 1901г. когда Н.Н. Неплюев передал Братству большую часть своего имения; 2) с 1901 по 1918 г. – дореволюционный период; и наконец 3) с 1918 по 1929 гг. – советский период.
  • Сомин Н.В. Хомяковская горка в Воздвиженске (Н.Н. Неплюев - продолжатель социальных идей А.С. Хомякова)    Zip(10Kb)
    Чудеса, да и только. В маленьком украинском хуторе, затерянном среди степей – вдруг памятник Хомякову. Да еще с интригующими стихами. Кто же поставил памятник и почему?
  • Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев    Zip(16Kb)
    Цель Братства Неплюев формулирует так: "осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия". Неплюев составляет Устав Братства и в 1894г. с большими трудами добивается того, чтобы он был одобрен Синодом и утвержден Александром III. Будучи сам глубоко церковным человеком, Неплюев в основу устроения Братства кладет христианскую любовь и преданность Православию.


  • Rambler's Top100

    На главную страницу