Rambler's Top100

Лекция о Данилевском

 

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

 

Скромность, сочетающаяся с самостоятельностью мышления – вот отличительные черты Данилевского. И эти черты позволили ему написать великую книгу «Россия и Европа», выдвинувшую его в ряд социологов мирового значения.

 

Биографические сведения.

Сын генерала. Окончил царскосельский лицей. Был вольнослушателем физ.-мат. факультета СП-ун-та. Арестовывался по делу петрашевцев (в молодости изучал систему Фурье), сидел в Петропавловке (1849), но сумел оправдаться и был признан невиновным (хотя и выслан из С-Перетбурга в провинцию). Естествоиспытатель, климатолог, магистр ботаники. Служил в департаменте сельского хозяйства, инспектировал рыбные ресурсы. Приобрел имение в Крыму и жил там с семьей, постоянно выезжая в инспекторские командировки. Во время  командировки (в Тифлис), от сердечного приступа, он и умер.  

В.В. Розанов писал, что Н.Н.Страхов, апологет Данилевского, к нему "был привязан как к типично собравшему в себе светлые народные черты: ясный ум и твердый, открытый характер».

 

Книга «Россия и Европа» написана в 1868 г. опубликована в новом журнале «Заря» за 1869 г.(ибо ни один известный журнал печатать ее не хотел). Отдельное издание в 1871 г., всего 1200 экз. Главные идеи этой книги мы проиллюстрируем цитатами.

 

Запад не любит Россию

 «Для этой несправедливости для этой неприязненности Европы к России,- которым сравнение 1864-го 1854 годом служит только одним из бесчисленных примеров, сколько бы мы ни искали, мы не найдем причины в тех или других поступках России; вообще не найдем объяснения и ответа, основанного на фактах. Тут даже нет ничего сознательного, в чем бы Европа могла дать себе самой беспристрастный отчет. Причина явления лежит глубже. Она лежит в неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против их воли и сознания) к неведомой для них цели; ибо в общих, главных очертаниях история слагается не по произволу человеческому, хотя ему и предоставлено разводить по ним узоры» /1:51-52/.

 «удовлетворительное объяснение как этой политической несправедливости, так и этой общественной неприязненности можно найти только в том, что Европа признает Россию и славянство чем-то для себя чуждым, и не только чуждым, но и враждебным. Для беспристрастного наблюдателя это неотвержимый факт»/1:53/.

Не надо себя обманывать. Враждебность Европы слишком очевидна: она лежит не в случайных комбинациях европейской политики, не в честолюбии того или другого государственного мужа, а в самых основных ее интересах./1:401/

Россия в глазах Запада: «она - не только гигантски лишний, громадный исторический плеоназм, но даже положительное, весьма трудно преодолимое препятствие к развитию и распространению настоящей общечеловеческой, т. е. европейской, или германо-романской, цивилизации»/1:64/.

(Плеоназм (от греч. pleonasmós — излишество), многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но обычно и для стилистической выразительности).

Смысл истории, по Данилевскому, в достижении цивилизации, осуществившей синтез четырех основных видов культурно-исторической деятельности: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической.

 

Культурно-исторические типы

«Итак, естественная система истории должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как главного основания ее делений от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут подразделяться»/1:87/.

«Отыскание и перечисление этих типов не представляет никакого затруднения, так как они общеизвестны. За ними не признавалось только их первостепенного значения, которое, вопреки правилам естественной системы и даже просто здравого смысла, подчинялось произвольному и, как мы видели, совершенно нерациональному делению по степеням развития. Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) Египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американские типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственною смертью и не успевшие совершить своего развития»/1:88/

 

 «Законы движения» КИП. Вот как их формулирует сам автор:

 

«Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою,- для того чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

 

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

 

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

 

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.

 

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу»/1:91-92/.

 

Славянский тип

Есть еще один тип № 11: славянский. Он пока еще слишком молод, но в будущем он соединит в себе все четыре критерия:

«славянский культурно-исторический тип в первый раз представит синтезис всех сторон культурной деятельности в обширном значении этого слова, сторон, которые разрабатывались его предшественниками на историческом поприще в отдельности или в весьма не полном соединении. Мы можем надеяться, что славянский тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом. Особенно оригинальною чертою его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетворительное решение общественно-экономической задачи»/1:508/.

 

В «России и Европе» мы находим, пусть и не впервые высказанное, но впервые тщательно обоснованное суждение, что Запад является главным врагом России, что столкновение с ним неизбежно, и что от результат этой борьбы будет иметь для россии решающее значение. Может быть,  этот вывод для нас более актуален, даже чем теория культурно-исторических типов.

Позже, уже после смерти Данилевского, Владимир Соловьев подверг его теорию уничтожающей критике. Он называл (правда, в частном письме) книгу Данилевского “Кораном всех мерзавцев и глупцов”, а в печати утверждал, что “эта книга, в сущности, могла представлять собою лишь литературный курьез, за который она и была при своем появлении признана всеми компетентными людьми” /2:534/. (См. «Лекция о Соловьеве»)

 

Литература.

 

1.                 Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. – М.: «Книга», 1991 – 574 с.

2.                 В.С. Соловьев. Мнимая борьба с Западом  // Сочинения в двух томах. Т. 1. – М.: Правда. 1989. – С. 531-554.


К предыдущей лекции

К следующей лекции

Оглавление лекций

На главную страницу

Список работ автора


Rambler's Top100

Hosted by uCoz