Русская мысль

Rambler's Top100


  • 20.11.09. Сомин Н.В. Лекции по курсу: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
    Предлагаемый цикл лекций служит дополнением к основному курсу лекций «Социальные идеи Ветхого и Нового Заветов». Постоянно обновляется.

    Чаадаев, Хомяков, Данилевский, Леонтьев, Достоевский, Соловьев, Толстой, Федоров, Франк, Ильин, Бердяев, Булгаков, Эрн

  • 26.05.13. Николай Сомин. Загадка Хомякова II. «Выше же всего единение святости и любви»
    Хомяков, из всех богословов, причем не только русских, дал самое высокое, самое духовное понятие о Церкви. В основе хомяковского понимания Церкви лежит понятие соборности – единения членов Церкви в истине и любви.
  • 26.05.13. Николай Сомин. Загадка Хомякова I. «Для России возможна одна только задача: сделаться самым христианским из человеческих обществ»
    Хомяков очень сложен, хотя с первого взгляда кажется, что он говорит о простых вещах – его статьи в основном направлены на выработку доказательство истинности «славянофильского» (точнее, прорусского) мировоззрения, которое ныне для русских людей является совершенно естественным. Но дело в том, что за этой очевидной мыслью у Хомякова лежит огромный пласт философских, исторических, социальных и богословских мировоззренческих идей, совсем не очевидных, весьма оригинальных и далеко не непротиворечивых.
  • 10.09.12. Николай Сомин. Леонтьев о социализме: предвиденное и непредвиденное
    Человек сильного, но своеобразного ума, Леонтьев с трудом дружил с логикой. Но удивительная историческая интуиция позволила ему многое предвидеть.
  • 17.08.12. Николай Сомин. Судьба Соловьева III. "Детушки, антихрист!"
    "Три разговора" оказываются шкатулкой с двойным дном. За критикой толстовства прячется истинное содержание – расставание Соловьева с прежними кумирами и самыми заветными идеями.
  • 18.07.12. Николай Сомин. Судьба Соловьева II. "Показать добро как правду"
    Название книги "Оправдание добра" говорит само за себя: нравственный критерий в жизни человека – главный; нравственный закон пронизывает все стороны человеческого общества: правовую, национальную, экономическую, политическую, военную. Цель книги, как ее определяет сам Соловьев – «показать добро как правду». Оптимизм пронизывает всю книгу – нравственный прогресс необходим, и он идет, пусть медленно и с возвратами, так что перед концом мира (насчет которого философ никогда не сомневался) человечество ждет нравственный расцвет.
  • 16.07.12. Николай Сомин. Судьба Соловьева. I. «Я мало помалу превращаюсь в машину Ремингтона»
    Многие православные с большим предубеждением относятся к нашему замечательному христианскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву. «Еретик», «папист», «хулитель Церкви» – то и дело приходится слышать из уст не только мирян, но также священства и монашествующих. Не будем ставить клейма и приклеивать ярлыки. Каждый человек сотворен Богом по определенному замыслу и предназначен для исполнения здесь на земле определенной цели. Но понять и исполнить свое предназначение ох как непросто. Во всяком случае, его судьба требует осмысления.
  • 16.11.11. Николай Сомин. Послесловие к публикации
    Эта статья (Сомин Н.В. Достоинства и недостатки миросозерцания И.А.Ильина) была написана 15 лет назад, и с тех пор подвергалась лишь легкой редакторской правке. Изменились ли мои оценки после ее теперешнего просмотра? В принципе – нет. Только остается сожаление, что мало сказал, а что сказал – сказал слишком мягко, с оговорками. Но все же, в порядке более полной характеристики мировоззрения Ильина, кое-что я добавлю...
  • Сомин Н.В. "К счастью, человечество не есть куча психической пыли". Владимир Соловьев о совершенствовании общества
    О. Георгий Флоровский утверждает: «Весь творческий путь Соловьева может быть понят и объяснен именно из этого искания социальной правды». Это очень точное замечание. Действительно, убежденность в том, что Церковь обязана заниматься совершенствованием общества, была для Соловьева самой заветной идеей, которой он предавался со страстью, не изменяя ей во все периоды своего творчества. Н. Бердяев писал: «Вл. Соловьев никогда не понимал христианства как исключительно религию личного спасения, а всегда понимал его как религию преображения мира, религию социальную и космическую. Церковь не есть только богочеловеческая основа спасения для отдельных людей, но и богочеловеческое домостроительство для спасения всего мира».
  • Шиманов Г.М. Об отношении Д.И. Менделеева к капитализму.
    Менделеев, конечно, не принимал ни безбожия Маркса, ни его космополитизма, ни других его явно разрушительных идей, но отношение к капитализму этих двух мыслителей было, как сказано выше, во многом сходным. Менделеев как бы очищал общую их с Марксом мысль от порочащих её связей с идеями революционными и связывал её, наоборот, с идеями охранительными. Легализуя тем самым её в глазах правящего слоя общества и, что особенно важно, в глазах самих венценосцев.
  • Сомин Н.В. Г.П. Федотов: "спасти социализм правдой духа и правдой социализма спасти мир"
    Федотов – и историк, и социолог, и специалист по средневековью, и исследователь русской агиографии и народной духовной поэзии, и христианский публицист. Его статьи, великолепные по форме, всегда насыщены глубокими идеями и полны неожиданных, нестандартных мыслей. Его метод исследования – не сухая аналитика, а интуитивное постижение, попытка вжиться в ткань исследуемой проблемы. Кроме того, отличительной чертой творчества Федотова является удивительная выдержанность, всегдашнее старание не рубить сплеча, а стремление спокойно выявить положительное и отрицательное. Федотов против предвзятости, считая, что историк «не должен знать где истина, до самого конца своего исследования». Он как бы долго взвешивает явление или эпоху на весах, прежде чем вынести о ней свое нравственное суждение.
  • Петров В.К. Понять Россию умом.
    Никакого “чистаго искусства” – Тютчев писатель очень даже политический, всегда живо реагировавший на все важные мировые и российские события как в стихах, так и в прозе. Но “политического” Тютчева мы совсем не знали, и сегодня весьма актуально вспомнить, что же наш выдающийся поэт думал о России и Европе, о миссии нашей страны в мире и о ее возможном будущем. Тем более, что фактической “национальной идеей” на государственном уровне РФ сейчас является “вхождение в Европу”.
  • Сомин Н.В. Литературный дебют В.Ф. Эрна    Zip(15Kb)
    Обстоятельного анализа идей, высказанных в работе "Христианское отношение к собственности", не проводилось – ни в дореволюционное время, ни тем более – в постсоветское. Насколько известно автору, нет даже ни одной рецензии на эту работу. А она стоит серьезного разговора. Настоящая статья является попыткой заполнить этот пробел и воздать должное этому замечательному произведению русской религиозной мысли.
  • Сомин Н.В. "Вехи": верное и ошибочное    Zip(11Kb)
    Мы не будем пытаться оценить, насколько верен веховский портрет интеллигенции. Условно примем, что этот портрет в основном верен. Все-таки, веховцы - сами интеллигенты и очень хорошо знали эту среду. Речь пойдет о другом – о тех нравственных оценках, которыми наградили авторы «Вех» те или иные характеристики интеллигенции.
  • Сомин Н.В. "Всенародная и вселенская Церковь" Достоевского    Zip(14Kb)
    Достоевский, ни в коей мере не отступая от Православия, старается сказать новые слова, иначе осмыслить великие проблемы. В этом плане очень интересными являются мысли Достоевского о Церкви и ее отношению к социальному вопросу. Ныне Достоевский изучен вдоль и поперек, так что и на данную тему написано достаточно, но далеко не всегда объективно – уж слишком хочется каждому затащить великого писателя в свой лагерь. Мы попытаемся прояснить этот вопрос на материале двух главок его «Дневника писателя».
  • Сомин Н.В. Христианский реализм Франка    Zip(13Kb)
    как примирить христианство и поиск социальной правды? Ведь Христом сказано: «ищите прежде всего Царства Божия и правды его», а вовсе не праведного социального устройства на земле. Вопрос непростой, и Франк посвящает ему целую книгу – «Свет во тьме»
  • Сомин Н.В. История как раздел диамата. (О теории этногенеза Л.Н. Гумилева)    Zip(18Kb)
    Действительно, Гумилев – человек неординарный, выдающийся. Глыба. Но вот его теория этногенеза… Но тут же слышатся голоса: как? критиковать гениального ученого?
  • Сомин Н.В. Достоинства и недостатки миросозерцания И.А.Ильина    Zip(32Kb)
    В последние годы имя выдающегося русского философа, публициста и общественного деятеля Ивана Александровича Ильина стало необычайно популярным среди патриотически настроенной правос­лавной русской интеллигенции. Часто цитата из Ильина рассматривается как лучшее, "железное" подтверждение мысли автора. Представляется, однако, что в противовес безудержной апологетике Ильина, следует противопоставить более трезвый взгляд на разработанную И.А. Ильиным идеологию и рассмотреть ее с позиций православной традици


  • Rambler's Top100

    На главную страницу