Новый Завет. Святоотеческое наследие

Rambler's Top100 Св. Иоанн Златоуст


  • 02.12.14. Николай Сомин. Заметки о труде в христианской традиции
    Ныне у нас в России по части отношения к труду происходит катастрофа. Труд потерял свою престижность и стал исключительно средством получения зарплаты. А если есть хоть какая-то возможность получать деньги и не работать, то все такие уловки беззастенчиво применяются. Как возродить пафос труда? Какими средствами внушить человеку, что добросовестный труд, по крайней мере, не дает человеку опуститься до обезьяны? Это можно сделать только апеллируя к христианству и христианскому учению о труде.
  • 16.09.13. Владимир Гаврилов. Можно ли построить рай на земле?
    При упоминании строительства заводов, развития наук, перекрытия енисев и делания ракет некоторые откровенно пожимают плечами. Мол, мирская суета только вредит посмертной жизни и лучше просто переждать эту жизнь в тихом и спокойном месте. Ну а словосочетание «социальное строительство» и вовсе вызывает у некоторых священнослужителей череду нервных конвульсий. Но верно ли такое отношение к материальному миру?
  • 27.05.13. Владимир Гаврилов. Метафизическое обоснование социального строительства (Лестница Восхождения)
    Что имели ввиду Отцы церкви, когда говорили об обществе, как о большом едином Теле? Каким образом реализуется Анакефалеосис в развитии человеческого рода? Нужно ли христианину общество и государство? К чему ведет активная социальная позиция? Чтобы ответить на эти вопросы давайте посмотрим на метафизический смысл социального строительства. И самое главное, посмотрим, как может выглядеть Лестница Восхождения, по которой в своей долгой истории поднимается человечество.
  • 20.03.13. Владимир Гаврилов. Идея развития и православие
    Вселенские учителя в первые века христианства разработали стройную религиозно-философскую ортодоксальную систему, которая утверждена на Вселенских соборах. Они пишут о развитии, о науке и о целях человека в этой жизни? Давайте прочтем сам «Шестоднев» Василия Великого, на который ссылаются составители сборника.
  • 02.10.12. Николай Сомин. История византийской имущественной этики
    Предлагаем читателю цикл небольших заметок по истории имущественной этики ранных христианских Церквей и Византии.
  • 25.06.12. Николай Сомин. Заметки по имущественному учению св. Иоанна Златоуста
    Предлагаем читателю цикл небольших заметок о воззрениях великого святителя Иоанна Златоуста на проблему собственности.
  • 28.05.11. Николай Сомин. «Ты не можешь более управлять» (к евангельской притче о неверном управителе)
    Западные богословы утверждают, что капиталистический способ производства справедлив, эффективен и, главное, обеспечивает людям свободу. Да и сами бизнесмены – люди совершенно необходимые: они производят нужные людям товары и предоставляют рабочие места. Так что именно их следует считать настоящими христианами. А что касается Евангелия, то оно, по мнению богословов, о частной собственности молчит. Да и не удивительно – ведь во времена Христа никакого капитализма не было, и потому от Евангельского повествования какого-либо нравоучения по этому вопросу требовать нельзя. Так думают почти все. И ошибаются. Оказывается, есть в Евангелии один фрагмент, с удивительной ясностью освещающий вопрос частной собственности. Это известная притча о неверном управителе.
  • 04.12.10. Сомин Н.В. Учение Св. Иоанна Златоуста и богатстве, бедности, собственности и милостыне
    Эта книга была на 95% написана шесть лет назад. Но желание "отточить формулировки" и "улучшить литературный стиль" не дало мне ее поместить на сайте еще тогда. Но теперь, когда нашему обществу как воздух необходимо ознакомление с подлинно православным имущественным учением, я решил выложить ее в теперешнем виде, лишь слекга откорректировав. Особенность книги: она содержит довольно значительный корпус текстов св. Иоанна Златоуста по имущественной проблематике. Так что все выводы обосновываются златоустовскими текстами. Надеюсь, что читатели укажут на ошибки, опечатки и прочие недостатки книги.
  • 18.02.09. Архиепископ Лоллий (Юрьевский). Неправедный управитель (Лк. 16, 1—14). Историко-археологическое изложение притчи
    ...притча о неправедном Управителе в ряду всех речей Господних занимает особенное положение. Составители не только сказаний о земной жизни Христа Спасителя, но даже специальных толковании Евангелия, обычно стараются обойти ее молчанием как темную и исключительную по своему содержанию. Враги же церкви Христовой, пытаясь унизить достоинство нашего Божественного Учителя, намеренно выдвигали эту притчу на вид, как в высшей степени неудачную, ни с чем несообразную и даже нравственно несостоятельную... Но странно, что никто из лжеученых борцов против христианства не направил своего внимания вот на какое обстоятельство: когда Спаситель изрек эту свою притчу, никто не обратился к Нему с недоумениями и за каким-либо разъясне­нием, следовательно, она была всем ясна и понятна...
  • Сомин Н.В. Понять Златоуста
    В следующем, 2007 году исполняется 1600 лет со дня смерти св. Иоанна Златоуста (27 сентября н.с. 407 г.). Точнее – убийства. Ведь все было сделано для того, чтобы конвоирование ссыльного Златоуста в более отдаленное место ссылки закончилось его смертью. Конвойным приказали не церемониться, и они гнали пожилого больного человека в дождь и непогоду, а когда припекало солнце, оставляли его лысую голову без шляпы…
  • Сомин Н.В. Институт частной собственности: взгляд из Евангелия
    Первое, что бросается в глаза – это обилие фрагментов, так или иначе касающихся имущественных отношений. О них множество раз говорит Сам Господь Иисус Христос, упоминает Иоанн Креститель, Иуда за тридцать серебряников предает Христа. Не раз высказываются по этой теме в своих посланиях апостолы Петр, Иоанн, Павел и Иаков. Наконец Деяния Апостольские повествуют нам о первохристианском коммунизме в рамках Иерусалимской общины. Все это означает, что имущественная тема – отнюдь не проходная. Наоборот, она рассматривается в Новом Завете как чуть ли не самая важная нравственная проблема.
  • Сомин Н.В. "Удобнее верблюду..." (О евангельском эпизоде с богатым юношей)    Zip(30Kb)
    Огромное количество комментариев и толкований сопровождают этот эпизод, и уже кажется, что сказать что-то новое невозможно. Так зачем же сочинять еще одну статью на эту тему? И все же сочинять стоит, и не одну. Дело в том, что этот эпизод является важнейшим для понимания всего христианского имущественного учения. В Церкви издавна идет подспудная, но упорная полемика между двумя школами отношения к богатству и собственности, и эта полемика проступает и в толкованиях данного эпизода
  • Сомин Н.В. Право собственности в церковной оценке    Zip(235Kb)
    Сегодня, когда Россия переживает ломку общественно-экономичес­кой формации, когда наша страна ограблена, народ разорен, и когда идеологическая машина новой власти наперебой восхваляет частную собственность, личный интерес, выгоду, наживу, насущно важны выяс­нение и актуализация подлинного учения Православной Церкви о нравс­твенных критериях социально-экономической жизни людей. В этой связи основное внимание в работе уделяется обоснованию и актуализации не­обычайно высокого религиозного идеала, но в то же время ясно данно­го нам в Писании - идеала общения имуществ. Сейчас, после крушения социалистической системы, этот идеал непопулярен, и церковная об­щественность пытается найти выстроить образ православного государс­тва, в основе которого лежит частная собственность. По нашему мне­нию этот подход неверен в своей основе, и требует критического от­ношения, причем с нравственно-христианских позиций.
  • Сомин Н.В. Климент и Златоуст - два взгляда на собственность    Zip(40Kb)
    Соотнося воззрения свт. Иоанна по имущественной проблеме с «Кто из богатых спасется?» Климента, можно заметить один парадокс, на истолкование которого и направлена настоящая статья. Несмотря на то, что, казалось бы, Златоуст использует (кроме экзегезы) все соображения Климента, имущественные концепции обоих отцов различны. Причем, различия настолько существенны, что можно говорить о двух святоотеческих традициях отношения к богатству, бедности, собственности и милостыни: климентовской и златоустовской.
  • Сомин Н.В. Основные христианские доктрины о богатстве и собственности. История этих доктрин в Православии, католичестве и протестантизме    Zip(9Kb)
    оказывается, что в христианстве бытует целых три существенно различных парадигмы имущественной этики. Поэтому имеет смысл рассмотреть этот вопрос с исторической точки зрения и проследить, как менялся взгляд на право собственности и богатство в различных христианских номинациях: Православии в его византийском и русском вариантах, в католичестве и протестантизме.
  • Сомин Н.В. Спор вокруг Иерусалимской общины    Zip(24Kb)
    И краткость свидетельств и явная, из ряда вон выходящая необычность происходившего в Иерусалимской общине с древних времен привлекали христиан, желавших понять, как же жила община. Был ли там реализован коммунизм, или просто дело ограничилось благотворительностью?
  • Сомин Н.В. Мнимые противоречия в социально-этических воззрениях Св. Иоанна Златоуста    Zip(9Kb)
    Златоуста называют то ненавистником богатых, то наоборот, их защитником, то идеологом средних классов, то утопистом-хилиастом, то социальным реформатором, то даже революционером. А некоторые церковные комментаторы вообще не находят в его воззрениях каких-либо социальных мотивов. Так кем же является Иоанн Златоуст на самом деле?
  • Сомин Н.В. Общеупотребительная имущественная этика: ее отличия от святоотеческого учения о богатстве и собственности    Zip(8Kb)
    в Евангелии мы не найдем ни одного речения, которое прямо или косвенно оправдывало бы частную собственность. Конечно, вольному – воля, . но думается, что бросаться на поиски таких цитат – дело безнадежное . Такие цитаты ищут уже два тысячелетия лучшие богословы всех христианских номинаций. Причем, особенно интенсивные поиски проводились в XIX -XX веках как нашими отечественными богословами, так католиками - разработчиками католической социальной доктрины, которым такие цитаты были нужны как воздух. Но до сих пор никто ничего не нашел.
  • Сомин Н.В. Святоотеческая оценка права собственности    Zip(16Kb)
    Часто утверждают, что необходимо строго различать богатство и право собственности; и если относительно богатства и богатых святые отцы могут высказываться очень резко, то на право собственности эти мнения переносить нельзя. Однако, вся патристическая традиция как раз не различает богатство и собственность. Для святых отцов и "собственность" и "богатство" - это имение, материальные ценности, находящиеся в частных руках. Разница лишь количественная: если они хотят подчеркнуть значительность этого имения, то говорят о "богатстве". Таким образом, говоря и о "собственности" и о "богатстве" святые отцы имеют в виду частную собственность - ту правовую форму собственности, которая господствовала в их время. Поэтому, обсуждая нравственную ценность богатства, они тем самым дают нравственную оценку частной собственности.
  • Сомин Н.В. Социологическое прочтение двух евангельских притч    Zip(9Kb)
    самое интересное, что в Евангелии можно найти ряд "социологических" мест, проливающих свет на взаимосвязь веры и социума. И прежде всего нам нужно обратить внимание на две притчи, прекрасно известные слушателям: это притча о сеятеле и притча о неверном управителе.
  • Сомин Н.В. Святые отцы о праве собственности. Часть 1. "Любовь не ищет своего"    Zip(14Kb)
    Если для либералов, (впрочем, как и богословов нового времени), собственность гарантирует свободу и достоинство личности, то для св. Иоанна Златоуста собственность - это рабство, которое "крепче цепи" приковывает к земному. Как же бороться со страстью стяжания? По Златоусту - только отвержением, отказом, раздачей богатства, но никак не наоборот.
  • Сомин Н.В. Святые отцы о праве собственности. Часть 2. "И имели все общее"    Zip(13Kb)
    Общность имущества... Сколько раз эта идея объявлялась "утопи­ей", сколько на нее ныне вылито презрения, издевательств, сарказ­ма. Но давайте посмотрим, что на эту тему говорит Церковь...
  • Сомин Н.В. Отношение к частной собственности в трудах Иоанна Златоуста и в католическом социальном учении    Zip(9Kb)
    Несколько лет назад на книжных прилавках появилась любопытная брошюра "100 лет христианского социального учения" /1/. В ней напечатаны две папских энциклики: "Рерум новарум" папы Льва XIII и "Центесимус аннус" папы Иоанна Павла II...


  • Rambler's Top100

    На главную страницу