Лекции по курсу:
"СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"
Автор: Сомин Н.В.
Дополнением к данному курсу служит курс лекций:
Сомин Н.В. Лекции: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
07.10.09.
Лекция 1. Вводная. Что такое христианская социология?
Необходимость христианской социологии. Ее игнорирование в церковных кругах. Сравнение мирской («научной») социологии и социологии христианской. Основные разделы и задачи христианской социологии.
07.10.09.
Лекция 2. Социальные идеи Ветхого Завета
Принцип человеческой падшести. Принцип Закона. Принцип социальной справедливости. Принцип теократии (экономической, культурной, политической). Дуализм в отношении к богатству. «Свои-чужие».
07.10.09.
Лекция 3. Социальные идеи Нового Завета
Новозаветная и ветхозаветная социальность. Принцип персоналистичности христианства. Принцип спасения. Принцип благодати. Любовь как созидающая социальная сила. Христианская теократия – культурная, экономическая и политическая. «Ни Еллина, ни Иудея»
07.10.09.
Лекция 4. Социальные идеи Нового Завета (продолжение)
Против господства мамоны. Принцип аскетизма. Принцип общинности. Социальный идеал (Иерусалимская община).
20.10.09.
Лекция 5. Святоотеческое имущественное учение. Св. Иоанн Златоуст
Личность, судьба и творения св. Иоанна Златоуста. Богатство и любостяжание. Богатство и любовь к ближнему. Социальный имущественный идеал. Об институте собственности. Отношение Златоуста к милостыне. Новоначальные и совершенные. Значение имущественной концепции Златоуста.
20.10.09.
Лекция 6. До и после Златоуста (Краткая история византийской социальной мысли)
До Византии. Воззрения святых отцов II-IV вв.: Киприан Карфагенский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский. Разгром школы Златоуста. Ученики Златоуста Vв. «Симфония» императора Юстиниана. Закат византийской имущественной этики. Св. Симеон Новый Богослов.
04.11.09.
Лекция 7. Основы христианского взгляда на общественные формации
Византия. Сотериологическое общество. Треугольник обществ. Роль Церкви и экономики в обществах разных типов. Экономика христологического общества.
04.11.09.
Лекция 8. Исторический взгляд на трансформацию общественных формаций
Средние века: попытки перехода к христократии. Государство иезуитов в Парагвае. Атака мамоны на сотериологическое общество. «Великая трансформация». Россия: коллективистское общество.
14.11.09.
Лекция 9. Католическая социальная доктрина
Католичество как социально-ориентированная конфессия. Святоотеческий период. Воззрения Фомы Аквинского. Причины поворота к «умеренной» доктрине. Католические утопии, Мюнцер и Государство иезуитов в Парагвае. Лев XIII и его энциклика Rerum novarum.
14.11.09.
Лекция 10. Западное социальное богословие в XX веке
Обгоняющее развитие капитализма в протестантских странах. Макс Вебер о «духе капитализма». Критика теории Вебера. Развитие католической социальной доктрины в XX веке. Папа Иоанн Павел II и его энциклика Centessimus annus. Постепенная эволюция католической социальной доктрины.
14.11.09.
Лекция 11. Критика некоторых социальных теорий. Рыночный либерализм. Марксизм.
Рынок с точки зрения его сторонников. Христианский взгляд на частную собственность. Рыночная цена. Рыночная экономика сегодня. Марксизм как псевдорелигия. Атеизм марксизма. Марксизм и материализм. Марсистское объяснение феномена эксплуатации. О трудовой теории стоимости.
14.11.09.
Лекция 12. Российский социум в исторической перспективе: сотериологический период.
Византийское влияние на Руси. Собственный русский менталитет. Охранительный барьер в России. Русское богословие. Учебники нравственного богословия. В.И. Экземплярский. Природные условия русской равнины. Крестьянская община на Руси. Русское государство.
14.11.09.
Лекция 13. Социальное развитие России в XIX-XX вв.
Развитие экономики России в XIXв. Столыпинская реформа. Русская интеллигенция. Революционное движение. Три революции. Советский строй и судьба СССР.
19.03.12.
Литература
На главную страницу