Православный социализм как русская идея

Rambler's Top100
Грани проблемы

  • Православный социализм: осмысление
  • Классика православного социализма
  • Новый завет. Святоотеческое учение
  • В.И. Экземплярский
  • О. Сергий Булгаков
  • Русская мысль
  • Николай Николаевич Неплюев
  • Реализации христианского социализма
  • Государство и Церковь
  • Экономика и этика
  • Церковь и социум
  • Россия и мир
  • Апокалипсис
  • Вл. Нилов. Статьи из книги "Великая или ничтожная?"
  • Михаил Антонов. Капитализму в России не бывать!
  • Сомин Н.В. Богословские диалоги о христианском социализме. XXI век
  • Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И ЦЕРКОВНОМ УЧЕНИИ"
  • Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке.
  • Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"
  • Сомин Н.В. Лекции: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
  • Сомин Н.В. Учение Св. Иоанна Златоуста и богатстве, бедности, собственности и милостыне (монография)
  • Николай Сомин. История византийской имущественной этики
  • Николай Сомин. Заметки по имущественному учению св. Иоанна Златоуста
  • Вокруг темы
  • Наши авторы:
    В.Н. АВДАСЕВ
    М.Ф. АНТОНОВ
    Ю.Ю. БУЛЫЧЕВ
    Г.Е. ВАСИЛЬЕВ
    д. ВЛАДИМИР ВАСИЛИК
    В. ГАВРИЛОВ
    А.В. ЕЛИСЕЕВ
    Ю.В. ЗЕНИН
    Ф.В. КАРЕЛИН
    В.Ю. КАТАСОНОВ
    А.Г. КИРДЯШКИН
    А.М. КУРНОСОВ
    А.Л. ЛЕСНИЧИЙ
    В.С. МАКАРЦЕВ
    А.Е. МОЛОТКОВ
    ВЛ. НИЛОВ
    И.Н. НАГОВИЦЫН
    В.К. ПЕТРОВ
    В.Н. РЫЖКОВ
    Н.С. СОЛОДОВНИК
    Н.В. СОМИН
    С.В. СОРОКИН
    Г.М. ШИМАНОВ

    Круглый стол: дискуссия о проблемах христианского социализма




    О. БОБРОВА
    А. КИРДЯШКИН
    Т. КОЖЕВНИКОВА
    В. МАКАРЦЕВ
    Б. МАРУШКО
    И. НАГОВИЦЫН
    В. СТЕПАНОВ
    Г. ШИМАНОВ
    Н. СОМИН

    Фотоальбом сайта
    Об авторе проекта
    email Жду писем от всех заинтересованных читателей.
    Гостевая книга
    История сайта
    Баннеры

    Архив статей за 2011 г. На главную страницу сайта

  • 19.12.11. Иван Наговицын. Христиане и социализм
    Для русского восприятия христианства очень существенно трезвое чувство «нераздельности», но и «неслиянности» мира божественного и человеческого. Это определило, прежде всего, отношение церковного сознания к государственной власти. Поспешное усвоение священного смысла царской власти, вся эта удивительная «поэма» о «Москве – третьем Риме» – все это росло из страстной жажды приблизиться к воплощению Царствия Божия на земле.
  • 18.12.11. Ф.В. Карелин, Г.М. Шиманов, В.И. Ибрагимов. Письмо папе Иоанну-Павлу II
    Это удивительное по глубине и значимости Открытое письмо, подписанное тремя известными в то время (1981г.) православными публицистами, было практически полностью написано одним из авторов, Феликсом Владимировичем Карелиным (1925-1992) – замечательным православным богословом, творчество которого еще ждет своего признания.

    "Ваше Святейшество!
    Мы отнюдь не утверждаем, что осуществление на земле христианского общественного идеала есть нарочитое предназначение католического Запада. Напротив! Мы убеждены в том, что это есть нарочитое предназначение Православного Востока и прежде всего России. В подтверждение этой нашей уверенности мы могли бы привести множество аргументов... Тот факт, что именно Россия оказалась основательницею и средоточием коммунистического мира, лучше всего свидетельствует о ее призвании осуществить на земле социальный идеал Христианства...".
  • 22.11.11. Александр Лесничий. Весь мир насилья мы...построим
    Капитализм в России в основном построен. Вид его омерзителен.
    Все покупается и все продается. Грязные выборы – есть; Казино – есть; Проституция – есть; Мафия, рэкет, рейдерство –есть; Суд (самый продажный в мире) –есть; Бомжи –есть, коррупция - есть, наркотики –есть; Антинародное государство –есть.
    Д.А.Медведев в одном из своих 100000 телевыступлений демократически-мягко сказал: “Мы должны сохранить завоевания последних 20 лет”. Итак, профессор Преображенский, наконец уложил Шарикова на стол, сделал ему операцию и теперь полным ходом идет обратное превращение в Шарика. Булгаков в “Собачьем сердце” оказался пророком, ехидным, насмехающимся, ненавидящим русский народ, но пророком.
  • 16.11.11. Вячеслав Макарцев. Отмежеваться от троцкистской политики в отношении Церкви
    Немало православных людей, являющихся сторонниками КПРФ, убеждены в правоте Геннадия Андреевича Зюганова: для победы на выборах, для возрождения России нам нужен стратегический союз народно-патриотического движения, сердцевиной которого является КПРФ, коммунисты, и православной общественности, православной Церкви. Но для этого КПРФ должна в программных документах решительно осудить имевшие место в СССР троцкистские, по рецептам Евгения Дюринга, нарушения свободы совести, гонения на верующих, закрытия и разрушения культовых зданий и сооружений, конфискации имущества религиозных организаций.
  • 16.11.11. Николай Сомин. Послесловие к публикации
    Эта статья (Сомин Н.В. Достоинства и недостатки миросозерцания И.А.Ильина) была написана 15 лет назад, и с тех пор подвергалась лишь легкой редакторской правке. Изменились ли мои оценки после ее теперешнего просмотра? В принципе – нет. Только остается сожаление, что мало сказал, а что сказал – сказал слишком мягко, с оговорками. Но все же, в порядке более полной характеристики мировоззрения Ильина, кое-что я добавлю...
  • 09.11.11. Николай Сомин. Оправдание справедливости
    В стремлении к социальной справедливости люди правы, ибо это Божие веление. Правы, ибо чувство справедливости – чувство глубинное, ответственное за социальную жизнь человека. Они правы и в том смысле, что общество социальной справедливости достижимо, даже нынешним человечеством. Наконец, они правы потому, что только в условиях такого общества возможен расцвет общин любви, о которых нам повествует Новый Завет. Оправдание справедливости – вот что нужно нам, христианам, если мы хотим, чтобы Россия восстала из пепла.
  • Диалог Шиманов Г.М - Сомин Н.В. И снова о частной собственности...

  • 31.10.11. Н. Сомин. Лекарство хуже болезни. Заметки по статье Г.М. Шиманова "Размышление о частной собственности"
    И вот новая статья весьма уважаемого мною Геннадия Михайловича на ту же тему. И вновь мы видим те же самые положения; чего-то принципиально нового по сравнению с его же «Откликом на статью Сомина» в этой статье нет. И, поскольку я в своем «Ответе» отвечаю на ВСЕ тезисы Шиманова, то писать новую развернутую работу нет необходимости. Но поскольку в данной статье Шиманов упирает на свои тезисы куда более определенно, при этом, никак не отреагировав на критику, то и мне придется по некоторым позициям кратенько повториться и высказаться более четко.
  • 31.10.11. Шиманов Г.М. Размышение о частной собственности
    Я попробую дать свои ответы на следующие три вопроса:
    1. Что происходит в государстве, если частная собственность становится в нём господствующей.
    2. Что происходит в государстве, если оно запрещает всякую частную деятельность.
    3. Какими должны быть отношения между общественной собственностью и частной.
  • 03.10.11. Сомин Н.В. Выступление на вечере памяти Неплюева 2011
    Дело в том, что само Братство и есть Иерусалимская община конца XIX-начала XX вв. Ибо сам Неплюев, при создании Братства, писал: "Мне нечего было продумывать форму жизни, наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы... научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви". Подобные островки христианской любви создавались всегда, во все времена церковной истории. И, Слава Богу, и наша Церковь причастна к этому и дала такой замечательный образец, как Крестовоздвиженское Братство. И в этом – вселенское значение неплюевского феномена.
  • 28.09.11. Лекция о Леонтьеве
    В целом все миросозерцание Леонтьева можно назвать христианским реалистическим консерватизмом. Но его бескрылый, сумрачный взгляд на социум обрамлен чрезвычайно оригинальными идеями, на которых следует остановиться.
  • 28.09.11. А.Е. Молотков. Коммунизм и реформация
    Идеология коммунизма имеет собственное религиозное значение и место в координатах христианской истории. Причем речь идет не о поверхностном сходстве по типу «Христос первый коммунист!», а о той роли, которую коммунистическая идея стала играть на фоне ослабления традиционного авторитета Церкви. В условиях асоциальной экспансии капитализма коммунистическая идея взяла на себя функцию практической реформации общества в сторону христианского социального идеала, решившись на то, что по многим причинам не могла осуществить сама христианская Церковь. Социальный потенциал христианства обрел здесь новую форму актуализации, живая энергия веры перетекла в практическое русло коммунистической идеологии.
  • 25.06.11. Николай Сомин. Отбросим взаимные обвинения
    Коммунизм и православие считают несовместимыми понятиями. И действительно, обычны взаимные обвинения, зачастую доходящие до истерики. Не стоит подробно перечислять все обоюдные претензии – дело и так ясно: каждая сторона, обладая своей правотой, резко негативно относится к другой. И ведь претензии – серьезные, их нельзя как-то свести на нет, сделать вид, что их не существует. А неухоженная Россия-матушка гибнет в пороках... Но вот не могут договориться стороны, отрицают свою вину, льют друг на друга помои. И нет этому конца. Так что же делать? А выход один – просто прекратить взаимные обвинения. Прекратить абсолютно и навсегда. Просто сказать: да, правы и одновременно неправы обе стороны, и потому не будем рядиться, вычислять, кто более виноват.
  • 28.05.11. Николай Сомин. Наполним музыкой сердца (заметки об авторской песне)
    Советские кино, театр, литература – по своему замечательные – все это было официальной культурой. К ней же относились и «советские песни» – часто талантливые, но не попадающие в камертон души молодого поколения. Авторская же песня – явление иного толка. Творил сам народ. От души. Творил массово и самозабвенно. Это было подлинно народное творчество, не включающее в себя даже малой толики официоза. Нарождающийся советский человек вдруг запел своим голосом, нашел свои темы и способы их выражения. Авторская песня была советской народной песней, ибо тогда люди не делились на национальности. И одновременно – русской народной песней XX века, поскольку советский народ создавался на основе именно русского народа. В этом значимость авторской песни и ее особенность.
  • 28.05.11. Николай Сомин. «Ты не можешь более управлять» (к евангельской притче о неверном управителе)
    Западные богословы утверждают, что капиталистический способ производства справедлив, эффективен и, главное, обеспечивает людям свободу. Да и сами бизнесмены – люди совершенно необходимые: они производят нужные людям товары и предоставляют рабочие места. Так что именно их следует считать настоящими христианами. А что касается Евангелия, то оно, по мнению богословов, о частной собственности молчит. Да и не удивительно – ведь во времена Христа никакого капитализма не было, и потому от Евангельского повествования какого-либо нравоучения по этому вопросу требовать нельзя. Так думают почти все. И ошибаются. Оказывается, есть в Евангелии один фрагмент, с удивительной ясностью освещающий вопрос частной собственности. Это известная притча о неверном управителе.
  • 25.05.11. Вячеслав Макарцев. Православный социализм как альтернатива «глобализации по-американски»
    Но что делать тем православным мирянам, что не желают одевать себе на «шею» «электронный ошейник» «глобализации по-американски»? Как им существовать? Как не отпасть от Бога во времена надвигающегося от геополитического землетрясения «цунами»? Можно ли считать православный социализм в форме Единой Православной Трудовой Общины альтернативой «глобализации по-американски» и электронному рабству? Или искать спасение от разрушительной геополитической волны в так называемом «народном капитализме»? Совершенно очевидно, что эти вопросы требуют срочного и глубокого обсуждения на Совете всех заинтересованных в рассмотрении этого вопроса мирян Русской Православной Церкви.
  • 27.04.11. Александр Лесничий. СССР глазами ребенка
    Мир был большой, радостный и таинственный. Со времени войны не прошло еще 20 лет, и близость ее чувствовалась. На праздник Победы ходили молодые, все в наградах, веселые ветераны. Дети постоянно играли в войну. Мы ползали по газонам с палками, заменявшими ружья, таились в кустах, выслеживая “фрицев”, учились рисовать звезды и фашистские знаки.
  • 24.04.11. Вячеслав Макарцев. Община или Церковь?
    Апостольская (Иерусалимская) община — это Новорожденная Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. И никаких дополнительных «новообразований», рожденных в один день с этой Церковью, не было. То есть Церковь одна, уникальна, единственна и неповторима. Почему это столь важно? Новорожденная Вселенская Церковь имела определенную практику жизни, имеющую непреходящее значение для Церкви в силу того, что она (Церковь) была тот короткий промежуток времени, по существу, и непрерывно действующим Вселенским Собором, что обеспечивалось ежедневным присутствием всех Апостолов в Церкви. Нравственные нормы, решения, претворенные в практику жизни Новорожденной Церкви и запечатленные книгой «Деяния Святых Апостолов», обязательны для всей Церкви.
  • 24.04.11. Вячеслав Макарцев. Борис Ельцин: реформатор или вождь Либеральной революции?
    О том, что «Ельцин дал нам свободу» говорят очень многие. Но о какой свободе здесь идет речь? Если, скажем, советский народ освободил народы Европы от фашизма, то понятно, о чем идет речь. Или, допустим, Александр II освободил крестьян от крепостного права. От чего конкретно освободил Ельцин людей России? От долга Родине - СССР, от присяги ей, от обязанности беречь и приумножать народную собственность, от совести, от заповедей Божьих? От чего?
  • 05.03.11. д. Владимир Василик. Социальные взгляды преп. Симеона Нового Богослова
    В связи с преп. Симеоном вспоминаются слова из дневника митрополита Вениамина (Федченкова): «Из св. Симеона Нового Богослова замечательные мысли есть, удивительные, например, о происхождении богатства, классов, рабов и господ! О последнем мало кто и знает, а между тем у него особенно остро поставлен этот вопрос, вопреки популярному учению о «священной собственности» и т. п. (чем отличается особенно католическая церковь). Это стоит труда!».
  • 05.03.11. Зенин Ю.В. Совместим ли капитализм с христианским мировоззрением?
    В социологии богатым считается именно тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. С духовной точки зрения хотеть стать богатым означает, прежде всего, греховное желание подняться, возвыситься в своём материальном благополучии над другими, окружающими тебя людьми. И действительно, среди равных ведь нет ни бедных, ни богатых. Именно поэтому богатство проявляет себя только в сравнении с чем-либо. Именно поэтому богатство является величиной относительной, а никак не абсолютной.
  • 05.02.11. Александр Молотков. Социальная мобилизация в эпоху перемен
    Чувство инерции, преемственности национальной истории для здоровья патриотического сознания необходимо. Если мы допускаем, что в силу усталости нам хорошо бы остановиться, перевести дух, отогреется после многочисленных потерь, то русская история на нас и закончится. Понимание пассионарной «вспышки» советской эпохи как повода для исторического покоя может иметь только траурную тональность. Если энергия русской цивилизации на этом исчерпана, то восстановить ее уже никто не сможет. Тогда да, ложиться и помирать – пусть придут американцы, китайцы, кочевники и наследуют землю.
  • Диптих статей о "вавилонской блуднице":

  • 07.01.11. Николай Сомин. I. "Великая любодеица"
    Конечно, образы Апокалипсиса с огромным трудом поддаются непротиворечивой интерпретации. И все же рискнем высказать одно суждение. Вавилонская блудница – это современная рыночная экономика. Да, та самая наша общая знакомая, с которой мы все познакомились лет двадцать назад. И, казалось бы, должны были к девушке приглядеться. Но вот беда: никак не можем признать в ней не просто даму легкого поведения, но ту самую «великую блудницу», суд над которой развертывает перед нами Откровение в виде, пожалуй, своей самой красочной картины.
  • 07.01.11. Николай Сомин. II. "Выйди от нее, народ Мой"
    «Выйди от нее, народ Мой» – это эквивалент хорошо известному, но не выполняемому «не можете служить Богу и мамоне». Христианство и рыночная экономика несовместимы. И только по плененности (и материальной и, увы, духовной) мы, православные, участвуем в ней. А многие и восхваляют, считая ее подлинно христианской. Но вот незадача: «пал, пал Вавилон». А мы-то уже свыклись с «шопингом», Мы и Россию-то сдаем именно за него. Да, уже сдали, даже и не заметили как и когда. «Выйди от нее, народ Мой» – это призыв хотя бы в последние, апокалиптические времена одуматься, понять, что нельзя называть себя христианином и спокойно поддерживать строй, на котором расцветают мерзости земные.

  • Архив статей за 2011 г. На главную страницу сайта




    На главную страницу

    Rambler's Top100
    © 2004 Николай Сомин
    Публикуемые мнения могут не совпадать с позицией автора сайта.
    Воспроизведение материалов приветствуется при указании ссылки на сайт