Православный социализм как русская идея

Rambler's Top100
Грани проблемы

  • Православный социализм: осмысление
  • Классика православного социализма
  • Новый завет. Святоотеческое учение
  • В.И. Экземплярский
  • О. Сергий Булгаков
  • Русская мысль
  • Николай Николаевич Неплюев
  • Реализации христианского социализма
  • Государство и Церковь
  • Экономика и этика
  • Церковь и социум
  • Россия и мир
  • Апокалипсис
  • Вл. Нилов. Статьи из книги "Великая или ничтожная?"
  • Михаил Антонов. Капитализму в России не бывать!
  • Сомин Н.В. Богословские диалоги о христианском социализме. XXI век
  • Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И ЦЕРКОВНОМ УЧЕНИИ"
  • Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке.
  • Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"
  • Сомин Н.В. Лекции: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
  • Сомин Н.В. Учение Св. Иоанна Златоуста и богатстве, бедности, собственности и милостыне (монография)
  • Николай Сомин. История византийской имущественной этики
  • Николай Сомин. Заметки по имущественному учению св. Иоанна Златоуста
  • Вокруг темы
  • Наши авторы:
    В.Н. АВДАСЕВ
    М.Ф. АНТОНОВ
    Ю.Ю. БУЛЫЧЕВ
    Г.Е. ВАСИЛЬЕВ
    д. ВЛАДИМИР ВАСИЛИК
    В. ГАВРИЛОВ
    А.В. ЕЛИСЕЕВ
    Ю.В. ЗЕНИН
    Ф.В. КАРЕЛИН
    В.Ю. КАТАСОНОВ
    А.Г. КИРДЯШКИН
    А.М. КУРНОСОВ
    А.Л. ЛЕСНИЧИЙ
    В.С. МАКАРЦЕВ
    А.Е. МОЛОТКОВ
    ВЛ. НИЛОВ
    И.Н. НАГОВИЦЫН
    В.К. ПЕТРОВ
    В.Н. РЫЖКОВ
    Н.С. СОЛОДОВНИК
    Н.В. СОМИН
    С.В. СОРОКИН
    Г.М. ШИМАНОВ

    Круглый стол: дискуссия о проблемах христианского социализма




    О. БОБРОВА
    А. КИРДЯШКИН
    Т. КОЖЕВНИКОВА
    В. МАКАРЦЕВ
    Б. МАРУШКО
    И. НАГОВИЦЫН
    В. СТЕПАНОВ
    Г. ШИМАНОВ
    Н. СОМИН

    Фотоальбом сайта
    Об авторе проекта
    email Жду писем от всех заинтересованных читателей.
    Гостевая книга
    История сайта
    Баннеры

    Архив статей за 2012 г. На главную страницу сайта

  • 28.12.12. Николай Сомин. Капитализм уничтожает Россию. Интревью участникам движения "Суть времени"
    К несчастью, сегодня мы как никогда далеки от реализации русской идеи. Россия пошла по капиталистическому пути, нам насаждается строй служения мамоне. И, конечно, реализация русской идеи в рамках капитализма невозможна. Для меня просто абсурдно словосочетание «Святая капиталистическая Русь». Это не произносимо.
  • 22.12.12. Вячеслав Макарцев. О "чувственном Царстве"
    Что поражает в первую очередь в позиции противников святоотеческого учения о «воскресении первом»? Пожалуй, это грубое игнорирование логической ошибки, именуемой «учетверение терминов»: приводят мнение некоторых святых отцов Церкви о хилиазме иудействующих еретиков и открыто переводят осуждение этой ереси на учение учителей Древней Церкви — мужа апостольского Папия Иерапольского, святых отцов Иустина Философа, Иринея Лионского, Мефодия Патарского — о «воскресении первом» и о первом тысячелетии вечного Царства Христа.
  • 30.10.12. Николай Сомин. Почему нам необходим православный социализм?
    Православный социализм кардинально отличается от советского социализма другой идеологией – православной. Под православной идеологией понимается система государственно-образующих идей, в основе которых лежит православная вера. В частности, православная идеология дает обоснование того, что именно социалистическая экономика не только согласуется с догматами православной веры, но и является гораздо ближе к идеалам христианства, чем рыночная (капиталистическая) экономика.
  • 02.10.12. Николай Сомин. История византийской имущественной этики
    Предлагаем читателю цикл небольших заметок по истории имущественной этики ранных христианских Церквей и Византии.
  • 10.09.12. Николай Сомин. Православный социализм: обоснование и проблемы реализации
    Православный социализм - что это такое? Если сказать одной фразой, то это – социалистическая экономика, поддерживаемая православной идеологией. Конечно, тут требуются разъяснения.
  • 10.09.12. Николай Сомин. Леонтьев о социализме: предвиденное и непредвиденное
    Человек сильного, но своеобразного ума, Леонтьев с трудом дружил с логикой. Но удивительная историческая интуиция позволила ему многое предвидеть.
  • 17.08.12. Николай Сомин. Судьба Соловьева III. "Детушки, антихрист!"
    "Три разговора" оказываются шкатулкой с двойным дном. За критикой толстовства прячется истинное содержание – расставание Соловьева с прежними кумирами и самыми заветными идеями.
  • 18.07.12. Николай Сомин. Судьба Соловьева II. "Показать добро как правду"
    Название книги "Оправдание добра" говорит само за себя: нравственный критерий в жизни человека – главный; нравственный закон пронизывает все стороны человеческого общества: правовую, национальную, экономическую, политическую, военную. Цель книги, как ее определяет сам Соловьев – «показать добро как правду». Оптимизм пронизывает всю книгу – нравственный прогресс необходим, и он идет, пусть медленно и с возвратами, так что перед концом мира (насчет которого философ никогда не сомневался) человечество ждет нравственный расцвет.
  • 16.07.12. Николай Сомин. Судьба Соловьева. I. «Я мало помалу превращаюсь в машину Ремингтона»
    Многие православные с большим предубеждением относятся к нашему замечательному христианскому философу Владимиру Сергеевичу Соловьеву. «Еретик», «папист», «хулитель Церкви» – то и дело приходится слышать из уст не только мирян, но также священства и монашествующих. Не будем ставить клейма и приклеивать ярлыки. Каждый человек сотворен Богом по определенному замыслу и предназначен для исполнения здесь на земле определенной цели. Но понять и исполнить свое предназначение ох как непросто. Во всяком случае, его судьба требует осмысления.
  • 11.07.12. Николай Сомин. Стяжание и служение
    Есть две различные жизненные установки, так сказать, два модуса социального бытия.
    Первый: личность, ее свобода и независимость, ставятся на первое место; общество – лишь некая среда обитания, должная обеспечивать личности максимальную свободу.
    Второй: личность, индивид чувствует себя частью, клеточкой общественного организма; обществу как целому дается приоритет перед составляющими его индивидами.
    Собственно, этими модусами все разнообразие и исчерпывается. И потому перед русским человеком встает проблема выбора, а не придумывания чего-то третьего.
  • 02.07.12. Н.Н. Неплюев. Историческое призвание русского помещика
    Если бы мой слабый голос мог действительно убедить людей моего класса в необходимости взять это дело в свои руки; если бы, одновременно, на всем пространстве Российской империи крупные землевладельцы и во главе их правительство взялись за дело народного воспитания с любовью и энергией, Россия сделалась бы неузнаваемою в сравнительно короткий промежуток времени.
  • 01.07.12. Г.М. Шиманов. Что такое история и зачем она нужна Богу и людям
    История это куда более сложная и таинственная вещь, чем та информация, которую дали и дают нам историки. Осознать эту сложность хотя бы отчасти, значило бы для людей увидеть руку Божию там, где они её не видели раньше. История (как наука) без историософии это то же самое, что тело без души.
  • 25.06.12. Николай Сомин. Заметки по имущественному учению св. Иоанна Златоуста
    Предлагаем читателю цикл небольших заметок о воззрениях великого святителя Иоанна Златоуста на проблему собственности.
  • 12.06.12. Николай Сомин. Там реализован христианский социум (репортаж о поездке в Свято-Алексиевскую Пустынь)
    О существовании удивительного феномена Свято-Алексиевской Пустыни я знал давно. Но только сейчас, благодаря Русскому Экономическому обществу имени С.Ф. Шарапова намерение побывать там осуществилось... Место это безусловно подлинно христианское, благодатное, под Божиим покровом. Хочется еще приехать туда, лучше узнать, как живут там люди, да и просто подышать воздухом христианской жизни.
  • 21.05.12. Николай Сомин. Религиозно-философские основы педагогической системы Н.Н.Неплюева
    Николая Николаевича Неплюева хорошо знают в Свято-Алексеевской Пустыни как педагога и практика общинного движения. Неплюев – основатель удивительного православного Трудового Братства, в котором было четыре школы. Однако, должно заметить, что он был и замечательным русским религиозным философом. Неплюев выработал целую систему очень глубоких и богословски выверенных понятий, которая явилась теоретической основной всей его деятельности. В том числе – и деятельности педагогической. Это такие понятия как: верховный закон христианского откровения, дисциплина любви, обособление от зла, воспитание сознательного христианина и другие.
  • 21.05.12. Наговицын И.Н. Подлинный выбор русского народа
    Многие русские связывают надежды на лучшую жизнь в обществе, с национальным социализмом, где отношения между ними будут строиться на принципах социальной и национальной справедливости, подлинного христианского братства, где почётом и уважением будет окружён человек труда, созидающий материальные и духовные ценности и конечно же Православная Церковь (очищенная от религиозных торгашей) займет подобающее место в христианско-социалистическом государстве.
  • 29.04.12. Валентин Катасонов. Религия «экономического роста» как мировое и российское явление
    Еще раз повторим: за вывеской «экономического роста» скрывается капитализм (он же: «мамонизм», «рыночная экономика», «хрематистика» и т.п.). «Экономический рост» - «дурная бесконечность» увеличения валового внутреннего продукта (ВВП) посредством перемалывания природных ресурсов, разрушения окружающей среды, медленного умерщвления человека как наемного раба, уничтожения человека как потребителя опасных для тела и души товаров и услуг, усиления конкуренции между наемными работниками на рынке труда, отчуждения людей, превращения человека в зверя. Но, в конечном счете, за «дурной бесконечностью» роста ВВП искусно камуфлируется другая, исходная «дурная бесконечность» - накопления денежного богатства.
  • 16.03.12. Василий Рыжков. Как я представляю себе социализм
    Начнем с недостатков социалистического строя в СССР.
    Главным недостатком, безусловно, была атеистическая, материалистическая идеология, считавшая, что бытие определяет сознание. Как и другие последователи идеи человекобожия или гуманизма, коммунистическая идеология ставила во главу угла человека и удовлетворение его потребностей. При этом полагалось, что чем лучше будут условия жизни человека, тем лучше (в духовном смысле) будет и сам человек. Не признавая таких категорий как душа, грех, падшесть, коммунисты пытались воздействовать на человека на уровне морали, что не решало проблему. Лечилась не болезнь, а ее проявления.

  • Две работы известного православного экономиста, д.э.н. В.Ю. Катасонова.
  • 14.03.12. Валентин Катасонов. Капитализм как религия II
    Главной функцией современного государства оказывается защита капиталистического богатства. Она обеспечивается специально создаваемой система законов, судебными учреждениями, полицией и армией, тюрьмами и т.п. Фактически в капиталистическом обществе складывается государственно-правовая система, которая узаконивает результаты тех экспроприаций, которые осуществляют капиталисты. Еще раз напомним формулу Прудона: «Частная собственность - кража»
  • 14.03.12. Валентин Катасонов. Капитализм как религия I
    Любая религия насчитывает пять основных признаков:
    1) мировоззрение;
    2) мироощущение;
    3) соответствующее поведение;
    4) специфические действия (культ);
    5) вера в существование богов (одного или нескольких) и сверхъестественное («священное») - вера, которая является основанием первых четырех признаков.
    Капитализм имеет все перечисленные выше признаки и без всяких натяжек может называться «религией».
  • 14.03.12. Валентин Катасонов. О нашей помощи Западу
    Дело в том, что Россия уже на протяжении почти двух десятилетий своего существования оказывает масштабную финансовую помощь Западу. И именно этот факт, с моей точки зрения, действительно заслуживает внимания всего нашего общества и действительно является возмутительным.
  • 22.02.12. Николай Сомин. Какой должна быть христианская экономика?
    Целью христианской экономики является создание условий для приближения человека к Богу, стяжания Царства Небесного, спасения. Однако эта простая мысль часто оспаривается. Говорят: поскольку экономика занята материальным производством, то ее значение второстепенно – ведь для христианина на первом месте духовное. Надо сразу сказать, что такой взгляд не выдерживает критики...
  • 20.02.12. Александр Молотков. Стратегия: новый социализм
    Ключевой проблемой остается идеологическая интеграция ведущих субъектов патриотизма – коммунистов, православных и националистов – в рамках единого исторического проекта. Концепция нового социализма открывает такую возможность. Именно новый социалистический проект, в самом процессе его становления, способен стать местом согласования общих интересов – духовных, национальных и социальных.
  • 07.02.12. Александр Молотков. Предвыборная фантастика
    Сразу скажу, я взялся не за свое дело. Чтобы достойно описать происходящее на наших глазах в преддверии президентских выборов, нужен талант М.Булгакова. Я им не обладаю. Но как глубоко контуженный увиденным, я не могу не поделиться своими впечатлениями от фантастического зрелища новой предвыборной эпопеи. Думаю, не я один «потерял голову», сраженный чудесами современных политтехнологий, и кто-то меня поймет.
  • Два сообщения.
    Выступление на Конференции ПСТГУ, секция "Социология православия".
  • 27.01.12. Николай Сомин. Социальная справедливость в контексте христианской этики
    Если завести с православным человеком разговор о социальной справедливости, то очень вероятно, что в ответ вы получите презрительную улыбку. А кое-кто из батюшек вам популярно разъяснит, что жажда социальной справедливости – это не что иное как зависть шариковых к состоятельным людям, чувство постыдное, которого христианин должен чураться. Думается, что такое отношение к социальной справедливости как раз нельзя назвать справедливым, и нам, православным социологам, следует со всей серьезностью отнестись к этому понятию.
  • Выступление на Рождественских чтениях, секция "Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества"
  • 27.01.12. Николай Сомин. Н.Неплюев и его Крестовоздвиженское Трудовое Братство>
    Будучи незаурядным богословом, Неплюев видел, что иные основания, на которых может держаться социум – принуждение и корысть – нехристианские. Только любовь, только братство, но хорошо организованное, продуманное, подчиняющее порывы страстей – единственный достойный христианина образ жизни. Того же Неплюев желал и для всей России. Пример неплюевского Братства показывает, что и в наше время христиане могут выстроить подлинно христианскую, братскую экономику.

  • Архив статей за 2012 г. На главную страницу сайта




    На главную страницу

    Rambler's Top100
    © 2004 Николай Сомин
    Публикуемые мнения могут не совпадать с позицией автора сайта.
    Воспроизведение материалов приветствуется при указании ссылки на сайт