Грани проблемы
|
|
|
- 26.12.07. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке.
Тупик нынешнего национально-исторического безвременья заставляет вновь искать то направление общественного развития, которое способно восстановить величие и преемственность национальной истории, тот образ будущего, который стал бы достоин национального прошлого. Эта задача нового национально-исторического самоопределения заставляет вновь обратиться к русской истории во всей полноте ее духовно-идеологического масштаба. Именно в этом контексте проблематика «православия и социализма» становится актуальным вопросом общественного сознания.
|
- 24.12.07. Сомин Н.В. "К счастью, человечество не есть куча психической
пыли". Владимир Соловьев о совершенствовании общества
О. Георгий Флоровский утверждает: «Весь творческий путь Соловьева может быть понят и объяснен именно из этого искания социальной правды». Это очень точное замечание. Действительно, убежденность в том, что Церковь обязана заниматься совершенствованием общества, была для Соловьева самой заветной идеей, которой он предавался со страстью, не изменяя ей во все периоды своего творчества. Н. Бердяев писал: «Вл. Соловьев никогда не понимал христианства как исключительно религию личного спасения, а всегда понимал его как религию преображения мира, религию социальную и космическую. Церковь не есть только богочеловеческая основа спасения для отдельных людей, но и богочеловеческое домостроительство для спасения всего мира».
|
- 04.12.07. Сомин Н.В. Глубинный выбор (Заметки по психологии собственности)
Человек по отношению к собственности, накопительству и деньгам встает на одну из двух принципиальных позиций.
Одна позиция – коммунистическая. «Прежде думай о родине, а потом о себе», «Мой труд вливается в труд моей республики», эта «моя республика» оказывается важнее моего живота. И вовсе не потому, что я не осознаю себя как личность. Наоборот, именно потому, что я – личность, я ценю, уважаю, люблю других больше своего мирка.
Другая позиция – собственническая. «Мой дом – моя крепость». Я личность, и потому должен крепко стоять на ногах. Прежде всего, я обязан обеспечить себя и свою семью, сделать свою и их жизнь независящей от прихотей и злобы других. Я тружусь, но хочу, чтобы плоды моего труда были моими. Я хочу ими обладать прочно и распоряжаться ими по своему усмотрению. Иначе говоря, я хочу иметь собственность.
|
- 02.11.07. Митр. Иоанн (Снычев). Великая ложь демократии
В день памяти митрополита Иоанна (+02.11.1995) мы публикуем фрагмент из его работы, который иллюстрирует отношение владыки к капитализму.
|
- 22.10.07. В. Макарцев. Русь советская: восхождение на Голгофу
Разве, согласно православным воззрениям, нельзя говорить о том, что через большинство этих людей - первых советских депутатов - Бог, Христос устанавливал новую власть взамен той, что хотели установить в марте 1917 года капиталы денежных мешков России? Разве Он не волен поступать так, как считает нужным? Хочу еще раз подчеркнуть: не коммунисты установили советскую власть. Она вышла из недр православного народа. Коммунисты лишь воспользовались тем, что им предоставила "природа", а мы, верующие, скажем Бог.
|
- 08.10.07. Вл. Нилов. Капитализм против социализма
Быть крещенным, носить крестик на груди, прикладываться к иконе не делает человека христианином. Только создав социальный строй, который ставит себя на службу и на благо народа, а не кучки богатеев, вы создаете воистину христианство, а не пародию на него. Две тысячи лет христианства доказали, что воплощение учения Христа в жизнь невозможно без его распространения на экономику, целью которой было бы благо всех.
|
- 04.10.07. Сомин Н. Бизнес-проект «Россия» (Заметки по книге "Русская
доктрина")
Противоречие между капитализмом и христианством очень глубоко. Без разрешения его ни о какой серьезной концепции русской жизни говорить не приходится. По этому пункту необходима дискуссия, и очень обстоятельная, с обсуждением самых разных точек зрения. И как «затравка» для такого обсуждения «Русская доктрина» вполне пригодна.
|
- 03.10.07. Шиманов Г.М. Два условия действительного возрождения христианства в
России.
Чтобы
существующие в нашей стране проблемы получили своё правильное решение, они
должны быть названы по имени и должны обсуждаться откровенно, без утайки
какой-либо из них или каких-то связанных с ними сложностей.
|
- 27.09.07. Вл. Нилов. Статьи из книги "Великая или ничтожная?"
Вл. Нилов (Волин Лев Александрович), р. 1919, публицист, медик по образованию, участник ВОВ, с 1949 г. в США. Печатается с 1975 г. Один из самых известных русскоязычных публицистов на Западе. Будучи православным христианином, Вл. Нилов выработал четкую позицию. В конфликте Россия - Запад он на стороне России. В контроверзе капитализм - социализм он принимает сторону социализма. Вл. Нилов - защитник советского строя. Его статьи (2005-2006 гг.) написаны бескомпромиссно и искренне.
|
- 03.09.07. Вячеслав Макарцев. Новорожденная Церковь или "Иерусалимская
община"?
Вопрос далеко не праздный и напрямую касается догмата о Церкви. Очень часто в публикациях православных авторов стирается грань между "Иерусалимской общиной", Иерусалимской Церковью и Новорожденной Церковью. Но это размывает Догмат о Церкви...
|
- 30.08.07. Сомин Н.В. Возрождаемся? Нет, гибнем
У кого-то может возникнуть впечатление, что Россия возрождается. И в самом деле, население постепенно выходит из шока 90-х, появляется стабильность, материальное положение, пусть медленно, но улучшается. Официальные СМИ внушают горделивый оптимизм. А мюнхенская речь Путина – вообще заявка на то, что Россия собирается вести самостоятельную политику.
Но нет. Мы по-прежнему гибнем. Летим в пропасть, хотя и пытаемся в падении ухватиться за кусты.
|
- 23.08.07. Сомин Н.В. "Социализм по Леонтьеву и Сталину" (заметки о книге
А. Елисеева "Социализм с русским лицом")
Новая книга Александра Елисеева приятно удивляет. Правый монархист – и агитирует за социализм! Конечно, это социализм особый – «правый социализм» («правый», разумеется, не в смысле СПС). Но социализм настоящий. Наконец-то! До сих пор правые бесконечно толковали о самодержавии, его необходимости, его благостности, его сакральности. Но как только речь заходила об обществе, об экономике, то в лучшем случае вопрос замалчивался. А обычно же наши правые патриоты были вполне удовлетворены капитализмом. Ну, только его надо выправить, сделать справедливым – и все дела. Огромное достоинство книги Елисеева в том, что он не только говорит о социально-экономическом устройстве общества, но и убедительно показывает гибельность капиталистического пути развития России.
|
- 18.06.07 Сомин Н.В. Экономика служения и экономика наживы
В мире существовало и существует поныне экономика только двух типов: рыночная экономика и раздаточная экономика.
О рыночной экономике все наслышаны: в основе ее лежит рыночный обмен товаров, производимых собственниками средств производства. А вот о раздаточной экономике хотелось бы поговорить поподробнее. Сам термин «раздаточная экономика» взят из работы О.Э. Бессоновой – автора, давно исследующего этот экономический уклад. Суть раздаточной экономики – в служении. Человек служит – государству, общине, семье – будем говорить: служит социуму, отдавая ему плоды своего служения. Но за свое служение он вознаграждается от социума благами. Таким образом, раздаточная экономика предполагает два встречных процесса: «сдачу», т.е. передачу плодов служения и «раздачу» – материальную награду за служение.
|
- 02.05.07 Сомин Н.В. Капиталистическая Россия: может ли она стать великой?
Причина кризиса лежит вовсе не в производственной сфере, а в сфере нравственной, а точнее – в области мотивации труда. Русский христианским мыслитель Н.Н. Неплюев утверждал, что экономическим поведением человека в социуме управляют три фактора: любовь, корысть, и насилие. Попробуем применить эту мыслительную схему для анализа нашей ситуации.
|
- 25.04.07. В. Макарцев. Капитализм - это грехопадение христианского мира
Нам, пережившим развал СССР и страшный беспредел девяностых годов двадцатого века, не надо никаких исторических источников: мы были непосредственными наблюдателями "тайны" появления капитализма.
|
- 26.03.07. Шиманов Г.М. Об отношении Д.И. Менделеева к капитализму.
Менделеев, конечно, не принимал ни безбожия Маркса, ни его космополитизма, ни других его явно разрушительных идей, но отношение к капитализму этих двух мыслителей было, как сказано выше, во многом сходным. Менделеев как бы очищал общую их с Марксом мысль от порочащих её связей с идеями революционными и связывал её, наоборот, с идеями охранительными. Легализуя тем самым её в глазах правящего слоя общества и, что особенно важно, в глазах самих венценосцев.
|
- 22.03.07. Ю.Ю. Булычев. Гибрид русского радикализма.
Зачастую нынешние «правые» возлагают на былых «левых» всю вину за революции, гибель Российской империи и нынешнее беспутство нашей государственной жизни.
Возникает ощущение упрощенного, идеологизированного подхода к теме российского социально-политического развития, напоминающего примитивизм достопамятного советского мышления. Если большевистские идеологи перекладывали вину за все издержки развития страны на монархию и Церковь, расценивая «освободительное движение» как безусловно положительную историческую силу, то современные «правые» склонны весьма положительно расценивать императорскую Россию, а в революционерах видеть только участников сатанинского заговора против Православия и самодержавия.
По мнению автора этой статьи, трудно понять действительную логику исторического развития России, если не понимать того прискорбного обстоятельства, что оппозиционный радикализм «снизу» во многом провоцировался официальным преобразовательным радикализмом «сверху», идущим вразрез с традиционными воззрениями русского православного народа.
|
- 22.03.07. Ю.Ю. Булычев. Природа
и история в русской культуре.
Православие как религия личности и свободы отдает отчет в том, что сфера исторического содержит возможности для каждого человека и для социальных общностей или наследовать инерцию первородного греха, или проявить свободную волю к спасению. Исторические несовершенства, противоречия и катаклизмы во многом стимулируют сей спасительный процесс в душах отдельных личностей и народов. В этом проявляется относительная ценность истории как источника многообразных факторов, побуждающих несовершенного, инертного, греховного человека к творческому развитию, к духовному трансцендированию за рамки узко и плоско исторического самосознания. Вот почему Православие не только не чуждается деятельности в культуре и истории, но подчеркивает необходимость духовно ответственного участия личности и народа в исторической жизни мира, дабы утвердить непреходящее, безусловное в самосознании данного поколения людей и тем самым обеспечить преемственность религиозной истины в потоке исторического существования.
|
|