Православный социализм как русская идея

Rambler's Top100
Грани проблемы

  • Православный социализм: осмысление
  • Классика православного социализма
  • Новый завет. Святоотеческое учение
  • В.И. Экземплярский
  • О. Сергий Булгаков
  • Русская мысль
  • Николай Николаевич Неплюев
  • Реализации христианского социализма
  • Государство и Церковь
  • Экономика и этика
  • Церковь и социум
  • Россия и мир
  • Апокалипсис
  • Вл. Нилов. Статьи из книги "Великая или ничтожная?"
  • Михаил Антонов. Капитализму в России не бывать!
  • Сомин Н.В. Богословские диалоги о христианском социализме. XXI век
  • Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И ЦЕРКОВНОМ УЧЕНИИ"
  • Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке.
  • Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"
  • Сомин Н.В. Лекции: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
  • Сомин Н.В. Учение Св. Иоанна Златоуста и богатстве, бедности, собственности и милостыне (монография)
  • Николай Сомин. История византийской имущественной этики
  • Николай Сомин. Заметки по имущественному учению св. Иоанна Златоуста
  • Вокруг темы
  • Наши авторы:
    В.Н. АВДАСЕВ
    М.Ф. АНТОНОВ
    Ю.Ю. БУЛЫЧЕВ
    Г.Е. ВАСИЛЬЕВ
    д. ВЛАДИМИР ВАСИЛИК
    В. ГАВРИЛОВ
    А.В. ЕЛИСЕЕВ
    Ю.В. ЗЕНИН
    Ф.В. КАРЕЛИН
    В.Ю. КАТАСОНОВ
    А.Г. КИРДЯШКИН
    А.М. КУРНОСОВ
    А.Л. ЛЕСНИЧИЙ
    В.С. МАКАРЦЕВ
    А.Е. МОЛОТКОВ
    ВЛ. НИЛОВ
    И.Н. НАГОВИЦЫН
    В.К. ПЕТРОВ
    В.Н. РЫЖКОВ
    Н.С. СОЛОДОВНИК
    Н.В. СОМИН
    С.В. СОРОКИН
    Г.М. ШИМАНОВ

    Круглый стол: дискуссия о проблемах христианского социализма




    О. БОБРОВА
    А. КИРДЯШКИН
    Т. КОЖЕВНИКОВА
    В. МАКАРЦЕВ
    Б. МАРУШКО
    И. НАГОВИЦЫН
    В. СТЕПАНОВ
    Г. ШИМАНОВ
    Н. СОМИН

    Фотоальбом сайта
    Об авторе проекта
    email Жду писем от всех заинтересованных читателей.
    Гостевая книга
    История сайта
    Баннеры

    Архив статей за 2007 г. На главную страницу сайта

  • 26.12.07. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке.
    Тупик нынешнего национально-исторического безвременья заставляет вновь искать то направление общественного развития, которое способно восстановить величие и преемственность национальной истории, тот образ будущего, который стал бы достоин национального прошлого. Эта задача нового национально-исторического самоопределения заставляет вновь обратиться к русской истории во всей полноте ее духовно-идеологического масштаба. Именно в этом контексте проблематика «православия и социализма» становится актуальным вопросом общественного сознания.
  • 24.12.07. Сомин Н.В. "К счастью, человечество не есть куча психической пыли". Владимир Соловьев о совершенствовании общества
    О. Георгий Флоровский утверждает: «Весь творческий путь Соловьева может быть понят и объяснен именно из этого искания социальной правды». Это очень точное замечание. Действительно, убежденность в том, что Церковь обязана заниматься совершенствованием общества, была для Соловьева самой заветной идеей, которой он предавался со страстью, не изменяя ей во все периоды своего творчества. Н. Бердяев писал: «Вл. Соловьев никогда не понимал христианства как исключительно религию личного спасения, а всегда понимал его как религию преображения мира, религию социальную и космическую. Церковь не есть только богочеловеческая основа спасения для отдельных людей, но и богочеловеческое домостроительство для спасения всего мира».
  • 04.12.07. Сомин Н.В. Глубинный выбор (Заметки по психологии собственности)
    Человек по отношению к собственности, накопительству и деньгам встает на одну из двух принципиальных позиций.
    Одна позиция – коммунистическая. «Прежде думай о родине, а потом о себе», «Мой труд вливается в труд моей республики», эта «моя республика» оказывается важнее моего живота. И вовсе не потому, что я не осознаю себя как личность. Наоборот, именно потому, что я – личность, я ценю, уважаю, люблю других больше своего мирка.
    Другая позиция – собственническая. «Мой дом – моя крепость». Я личность, и потому должен крепко стоять на ногах. Прежде всего, я обязан обеспечить себя и свою семью, сделать свою и их жизнь независящей от прихотей и злобы других. Я тружусь, но хочу, чтобы плоды моего труда были моими. Я хочу ими обладать прочно и распоряжаться ими по своему усмотрению. Иначе говоря, я хочу иметь собственность.
  • 02.11.07. Митр. Иоанн (Снычев). Великая ложь демократии
    В день памяти митрополита Иоанна (+02.11.1995) мы публикуем фрагмент из его работы, который иллюстрирует отношение владыки к капитализму.
  • 22.10.07. В. Макарцев. Русь советская: восхождение на Голгофу
    Разве, согласно православным воззрениям, нельзя говорить о том, что через большинство этих людей - первых советских депутатов - Бог, Христос устанавливал новую власть взамен той, что хотели установить в марте 1917 года капиталы денежных мешков России? Разве Он не волен поступать так, как считает нужным? Хочу еще раз подчеркнуть: не коммунисты установили советскую власть. Она вышла из недр православного народа. Коммунисты лишь воспользовались тем, что им предоставила "природа", а мы, верующие, скажем Бог.
  • 08.10.07. Вл. Нилов. Капитализм против социализма
    Быть крещенным, носить крестик на груди, прикладываться к иконе не делает человека христианином. Только создав соци­альный строй, который ставит себя на службу и на благо народа, а не кучки богатеев, вы создаете воистину христианство, а не пародию на него. Две тысячи лет христианства доказали, что воплощение учения Христа в жизнь невозможно без его распространения на экономику, целью которой было бы благо всех.
  • 04.10.07. Сомин Н. Бизнес-проект «Россия» (Заметки по книге "Русская доктрина")
    Противоречие между капитализмом и христианством очень глубоко. Без разрешения его ни о какой серьезной концепции русской жизни говорить не приходится. По этому пункту необходима дискуссия, и очень обстоятельная, с обсуждением самых разных точек зрения. И как «затравка» для такого обсуждения «Русская доктрина» вполне пригодна.
  • 03.10.07. Шиманов Г.М. Два условия действительного возрождения христианства в России.
    Чтобы существующие в нашей стране проблемы получили своё правильное решение, они должны быть названы по имени и должны обсуждаться откровенно, без утайки какой-либо из них или каких-то связанных с ними сложностей.
  • 27.09.07. Вл. Нилов. Статьи из книги "Великая или ничтожная?"
    Вл. Нилов (Волин Лев Александрович), р. 1919, публицист, медик по образованию, участник ВОВ, с 1949 г. в США. Печатается с 1975 г. Один из самых известных русскоязычных публицистов на Западе. Будучи православным христианином, Вл. Нилов выработал четкую позицию. В конфликте Россия - Запад он на стороне России. В контроверзе капитализм - социализм он принимает сторону социализма. Вл. Нилов - защитник советского строя. Его статьи (2005-2006 гг.) написаны бескомпромиссно и искренне.
  • 03.09.07. Вячеслав Макарцев. Новорожденная Церковь или "Иерусалимская община"?
    Вопрос далеко не праздный и напрямую касается догмата о Церкви. Очень часто в публикациях православных авторов стирается грань между "Иерусалимской общиной", Иерусалимской Церковью и Новорожденной Церковью. Но это размывает Догмат о Церкви...
  • 30.08.07. Сомин Н.В. Возрождаемся? Нет, гибнем
    У кого-то может возникнуть впечатление, что Россия возрождается. И в самом деле, население постепенно выходит из шока 90-х, появляется стабильность, материальное положение, пусть медленно, но улучшается. Официальные СМИ внушают горделивый оптимизм. А мюнхенская речь Путина – вообще заявка на то, что Россия собирается вести самостоятельную политику. Но нет. Мы по-прежнему гибнем. Летим в пропасть, хотя и пытаемся в падении ухватиться за кусты.
  • 23.08.07. Сомин Н.В. "Социализм по Леонтьеву и Сталину" (заметки о книге А. Елисеева "Социализм с русским лицом")
    Новая книга Александра Елисеева приятно удивляет. Правый монархист – и агитирует за социализм! Конечно, это социализм особый – «правый социализм» («правый», разумеется, не в смысле СПС). Но социализм настоящий. Наконец-то! До сих пор правые бесконечно толковали о самодержавии, его необходимости, его благостности, его сакральности. Но как только речь заходила об обществе, об экономике, то в лучшем случае вопрос замалчивался. А обычно же наши правые патриоты были вполне удовлетворены капитализмом. Ну, только его надо выправить, сделать справедливым – и все дела. Огромное достоинство книги Елисеева в том, что он не только говорит о социально-экономическом устройстве общества, но и убедительно показывает гибельность капиталистического пути развития России.
  • 18.06.07 Сомин Н.В. Экономика служения и экономика наживы
    В мире существовало и существует поныне экономика только двух типов: рыночная экономика и раздаточная экономика. О рыночной экономике все наслышаны: в основе ее лежит рыночный обмен товаров, производимых собственниками средств производства. А вот о раздаточной экономике хотелось бы поговорить поподробнее. Сам термин «раздаточная экономика» взят из работы О.Э. Бессоновой – автора, давно исследующего этот экономический уклад. Суть раздаточной экономики – в служении. Человек служит – государству, общине, семье – будем говорить: служит социуму, отдавая ему плоды своего служения. Но за свое служение он вознаграждается от социума благами. Таким образом, раздаточная экономика предполагает два встречных процесса: «сдачу», т.е. передачу плодов служения и «раздачу» – материальную награду за служение.
  • 02.05.07 Сомин Н.В. Капиталистическая Россия: может ли она стать великой?
    Причина кризиса лежит вовсе не в производственной сфере, а в сфере нравственной, а точнее – в области мотивации труда. Русский христианским мыслитель Н.Н. Неплюев утверждал, что экономическим поведением человека в социуме управляют три фактора: любовь, корысть, и насилие. Попробуем применить эту мыслительную схему для анализа нашей ситуации.
  • 25.04.07. В. Макарцев. Капитализм - это грехопадение христианского мира
    Нам, пережившим развал СССР и страшный беспредел девяностых годов двадцатого века, не надо никаких исторических источников: мы были непосредственными наблюдателями "тайны" появления капитализма.
  • 26.03.07. Шиманов Г.М. Об отношении Д.И. Менделеева к капитализму.
    Менделеев, конечно, не принимал ни безбожия Маркса, ни его космополитизма, ни других его явно разрушительных идей, но отношение к капитализму этих двух мыслителей было, как сказано выше, во многом сходным. Менделеев как бы очищал общую их с Марксом мысль от порочащих её связей с идеями революционными и связывал её, наоборот, с идеями охранительными. Легализуя тем самым её в глазах правящего слоя общества и, что особенно важно, в глазах самих венценосцев.
  • 22.03.07. Ю.Ю. Булычев. Гибрид русского радикализма.
    Зачастую нынешние «правые» возлагают на былых «левых» всю вину за революции, гибель Российской империи и нынешнее беспутство нашей государственной жизни.
    Возникает ощущение упрощенного, идеологизированного подхода к теме российского социально-политического развития, напоминающего примитивизм достопамятного советского мышления. Если большевистские идеологи перекладывали вину за все издержки развития страны на монархию и Церковь, расценивая «освободительное движение» как безусловно положительную историческую силу, то современные «правые» склонны весьма положительно расценивать императорскую Россию, а в революционерах видеть только участников сатанинского заговора против Православия и самодержавия.
    По мнению автора этой статьи, трудно понять действительную логику исторического развития России, если не понимать того прискорбного обстоятельства, что оппозиционный радикализм «снизу» во многом провоцировался официальным преобразовательным радикализмом «сверху», идущим вразрез с традиционными воззрениями русского православного народа.
  • 22.03.07. Ю.Ю. Булычев. Природа и история в русской культуре.
    Православие как религия личности и свободы отдает отчет в том, что сфера исторического содержит возможности для каждого человека и для социальных общностей или наследовать инерцию первородного греха, или проявить свободную волю к спасению. Исторические несовершенства, противоречия и катаклизмы во многом стимулируют сей спасительный процесс в душах отдельных личностей и народов. В этом проявляется относительная ценность истории как источника многообразных факторов, побуждающих несовершенного, инертного, греховного человека к творческому развитию, к духовному трансцендированию за рамки узко и плоско исторического самосознания. Вот почему Православие не только не чуждается деятельности в культуре и истории, но подчеркивает необходимость духовно ответственного участия личности и народа в исторической жизни мира, дабы утвердить непреходящее, безусловное в самосознании данного поколения людей и тем самым обеспечить преемственность религиозной истины в потоке исторического существования.


    Архив статей за 2007 г. На главную страницу сайта




  • На главную страницу

    Rambler's Top100
    © 2004 Николай Сомин
    Публикуемые мнения могут не совпадать с позицией автора сайта.
    Воспроизведение материалов приветствуется при указании ссылки на сайт