|
- 15.10.20 Николай Сомин. Коммунизм, православный социализм и церковь
Многим хорошо
известна реплика о социализме, приведенная Владимиром Сергеевичем Соловьевым:
«По этому поводу кто-то произнес известную остроту, что между христианством и
социализмом в этом отношении только та маленькая разница, что христианство
требует отдавать свое, а социализм требует брать чужое» («Чтения о
богочеловечестве». Чтение первое. Собр. соч. Т.I. с. 10-11). Трудно сказать,
кто первоначальный автор этой мысли, но острякам она чрезвычайно понравилась, и
до сих пор она часто повторяется. «Ах, как метко! Вот подлинная правда!
Христианство и социализм – вещи совершенно противоположные»! Но если мы внимательно и беспристрастно на
эту фразу посмотрим, то увидим, что в ней гораздо больше лжи, чем правды.
|
- 05.09.14. Николай Сомин. О христианском понимании общественных формаций
В рамках христианской социологии проблема общественных формаций должна решаться на базе основных христианских ценностей и обязательно в христианском ареале, т.е. в странах и народах, выстроивших свою культуру на основе христианства. В настоящей работе автор ставит своей целью дать вариант решения этой задачи. При этом предполагается сконструировать классификацию обществ, отражающую прежде всего духовную сторону человеческой природы.
|
- 06.05.14. Николай Сомин. Границы возможного
Возможно ли созидание общества справедливости и правды? Причем, не идеальными людьми, а нынешним, грешным составом человечества? Если это возможно, то в какой степени? И как долго такое общество может просуществовать в нашем падшем мире? Мы только начнем разговор, не пытаясь поставить все точки над i. И поэтому постараемся формулировать кратко – скорее тезисно, чем с развернутыми комментариями.
|
- 15.04.14. Александр Молотков. Православие и коммунизм: новое пространство истории
Должна была быть до конца исчерпана материалистическая версия коммунизма, прежде чем мог быть поставлен вопрос о его каком-то ином (духовно-религиозном) измерении. И должно было вновь развернуться двадцатилетнее "православное возрождение", чтобы стала понятна его практически-социальная историческая бесперспективность. Православие и Коммунизм сегодня встречаются на равных, перед лицом безнадежного исторического тупика им остается только диалог.
|
- 25.02.14. Николай Сомин. Нам надо изменить социальный строй. (выступление на конференции «Национальная идея России против Нового Мирового Порядка»)
Такой сокрушительной и такой всеохватной катастрофы не было за всю историю России. Разрушена ее экономическая мощь, попрана ее государственная независимость, разорены армия, медицина, наука и образование, практически полностью уничтожена самобытная русская культура, резко понижен уровень нравственности. Осталась только Православная Церковь – этот последний оплот нашей русской обороны. Если он упадет, если Церковь так или иначе покорится католичеству или просто омертвеет в своем бюрократизме, то можно считать, что России больше не будет. Поэтому из последних сил необходимо стоять за православие и поддерживать в народе православное начало. Однако этого мало. Необходима еще смена социального строя. И об этом хотелось бы поговорить подробнее...
|
- 30.10.12. Николай Сомин. Почему нам необходим православный социализм?
Православный социализм кардинально отличается от советского социализма другой идеологией – православной. Под православной идеологией понимается система государственно-образующих идей, в основе которых лежит православная вера. В частности, православная идеология дает обоснование того, что именно социалистическая экономика не только согласуется с догматами православной веры, но и является гораздо ближе к идеалам христианства, чем рыночная (капиталистическая) экономика.
|
- 10.09.12. Николай Сомин. Православный социализм: обоснование и проблемы реализации
Православный социализм - что это такое? Если сказать одной фразой, то это – социалистическая экономика, поддерживаемая православной идеологией. Конечно, тут требуются разъяснения.
|
- 22.02.12. Николай Сомин. Какой должна быть христианская экономика?
Целью христианской экономики является создание условий для приближения человека к Богу, стяжания Царства Небесного, спасения. Однако эта простая мысль часто оспаривается. Говорят: поскольку экономика занята материальным производством, то ее значение второстепенно – ведь для христианина на первом месте духовное.
Надо сразу сказать, что такой взгляд не выдерживает критики...
|
- 20.02.12. Александр Молотков. Стратегия: новый социализм
Ключевой проблемой остается идеологическая интеграция ведущих субъектов патриотизма – коммунистов, православных и националистов – в рамках единого исторического проекта. Концепция нового социализма открывает такую возможность. Именно новый социалистический проект, в самом процессе его становления, способен стать местом согласования общих интересов – духовных, национальных и социальных.
|
- 09.11.11. Николай Сомин. Оправдание справедливости
В стремлении к социальной справедливости люди правы, ибо это Божие веление. Правы, ибо чувство справедливости – чувство глубинное, ответственное за социальную жизнь человека. Они правы и в том смысле, что общество социальной справедливости достижимо, даже нынешним человечеством. Наконец, они правы потому, что только в условиях такого общества возможен расцвет общин любви, о которых нам повествует Новый Завет. Оправдание справедливости – вот что нужно нам, христианам, если мы хотим, чтобы Россия восстала из пепла.
|
- 28.09.11. А.Е. Молотков. Коммунизм и реформация
Идеология коммунизма имеет собственное религиозное значение и место в координатах христианской истории. Причем речь идет не о поверхностном сходстве по типу «Христос первый коммунист!», а о той роли, которую коммунистическая идея стала играть на фоне ослабления традиционного авторитета Церкви. В условиях асоциальной экспансии капитализма коммунистическая идея взяла на себя функцию практической реформации общества в сторону христианского социального идеала, решившись на то, что по многим причинам не могла осуществить сама христианская Церковь. Социальный потенциал христианства обрел здесь новую форму актуализации, живая энергия веры перетекла в практическое русло коммунистической идеологии.
|
- 25.06.11. Николай Сомин. Отбросим взаимные обвинения
Коммунизм и православие считают несовместимыми понятиями. И действительно, обычны взаимные обвинения, зачастую доходящие до истерики.
Не стоит подробно перечислять все обоюдные претензии – дело и так ясно: каждая сторона, обладая своей правотой, резко негативно относится к другой. И ведь претензии – серьезные, их нельзя как-то свести на нет, сделать вид, что их не существует. А неухоженная Россия-матушка гибнет в пороках... Но вот не могут договориться стороны, отрицают свою вину, льют друг на друга помои. И нет этому конца.
Так что же делать? А выход один – просто прекратить взаимные обвинения. Прекратить абсолютно и навсегда. Просто сказать: да, правы и одновременно неправы обе стороны, и потому не будем рядиться, вычислять, кто более виноват.
|
- 25.05.11. Вячеслав Макарцев. Православный социализм как альтернатива «глобализации
по-американски»
Но что делать тем православным мирянам, что не желают одевать себе на «шею» «электронный ошейник» «глобализации по-американски»? Как им существовать? Как не отпасть от Бога во времена надвигающегося от геополитического землетрясения «цунами»? Можно ли считать православный социализм в форме Единой Православной Трудовой Общины альтернативой «глобализации по-американски» и электронному рабству? Или искать спасение от разрушительной геополитической волны в так называемом «народном капитализме»? Совершенно очевидно, что эти вопросы требуют срочного и глубокого обсуждения на Совете всех заинтересованных в рассмотрении этого вопроса мирян Русской Православной Церкви.
|
- 05.03.11. Зенин Ю.В. Совместим ли капитализм с христианским мировоззрением?
В социологии богатым считается именно тот человек, который обладает значительными ценностями по отношению к другим членам общества. С духовной точки зрения хотеть стать богатым означает, прежде всего, греховное желание подняться, возвыситься в своём материальном благополучии над другими, окружающими тебя людьми. И действительно, среди равных ведь нет ни бедных, ни богатых. Именно поэтому богатство проявляет себя только в сравнении с чем-либо. Именно поэтому богатство является величиной относительной, а никак не абсолютной.
|
- 11.10.10. Сомин Н.В. Православный социализм как будущее России. Тезисы. (Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы 28-го сентября 2010г.)
Что нас губит? Наркомания? Коррупция? Пьянство? Засилье гастарбайтеров? Да. Но все это – следствия. В конце-то концов нас губит, казалось бы, безобидное словечко «рынок». Нас губит капитализм. Причем капитализм как таковой, а не только либеральная его разновидность. Капитализм как служение мамоне, как поклонение доллару вместо Бога. Капитализм как извращенный образ существования социума. Ибо он и атомизирует общество, плодя эгоистов, и порождает несправедливость, и развращает народ, и убивает веру.
|
- 13.08.10. Сомин Н.В. Какой социализм нам нужен? Ответ Г.М. Шиманову
Статья Геннадия Михайловича Шиманова «О частной собственности. Отклик на статью Н.В. Сомина», написанная в качестве ответа на мою статью «Русская идея обязывает», весьма поучительна. Ее автор – мой хороший знакомый и очень уважаемый мною человек – за преданность мыслетворческой деятельности, за несгибаемую православную позицию и просто за житейское и гражданское мужество. Шиманов – один из самых вдумчивых мыслителей современной России. И все же «Платон мне друг, но истина дороже». И я должен предупредить читателя, что поучительность его статьи – в ее, на мой взгляд, недостаточно продуманной концепции, и мой долг всю эту «поучительность» раскрыть.
|
- 12.08.10. Шиманов Г.М. О частной собственности при социализме. Отклик на статью Н.В. Сомина
Стремление человека к личной выгоде нельзя запретить, и советская практика великолепно подтвердила эту простую истину. Запретить нельзя, а ввести это стремление в рамки закона, в рамки нравственности и здравого смысла, можно и должно. Должно потому, что если не дать стремлению человека к личной выгоде законного выхода, то он будет искать и найдёт выходы незаконные, разрушительные для общества и государства.
|
- 23.04.10. А.Е. Молотков. Экономика экуменизма
Не будет большим откровением сказать, что «источник» нынешнего социального зла в либерально-рыночной экономике. Сребролюбие, оно же стремление к прибыли, оно же поклонение мамоне, и оно же – двигатель современной российской экономики стало сегодня определяющим мотивом деятельности подавляющего большинства российских граждан. И это не их личный выбор – таков алгоритм существования социально-экономической системы навязанной обществу реформаторами. Неизбежность участия во всеобщих «тараканьих бегах» за прибылью и достатком подвергает человеческую личность мощнейшему воздействию разного рода искушений и соблазнов, преодолеть которые большинство оказываются не способны. В результате общество в целом неудержимо деградирует в духовно-нравственном отношении. И даже православное «окормление» здесь мало что меняет. Выбор жесток и неумолим: или принимай всеобщие «рыночные» условия достижения успеха, или, сохраняя духовность, сходи с социальной дистанции на обочину маргинальности.
|
- 08.12.09. В. Макарцев. Тысячелетнее царство: сермяжная правда
Для автора этих строк совершенно очевидно: полное осуществление идей христианского социализма равнозначно появлению Тысячелетнего царства Христа на Земле. Но встает совершенно законный вопрос: а возможно ли это без Прихода Христа? В свете разобранного выше «закона» «православной гравитации» это представляется невозможным. Почему?
|
- 16.08.09. Сомин Н.В. Трансформация общества: очерк христианской социологии
В настоящей статье предпринимается попытка с православных позиций дать типологию обществ, а также проследить процесс общественной трансформации за весь христианский (и постхристианский) период развития христианских народов. При этом в основу кладется принцип приоритета духовного над материальным.
|
- 19.03.09. Сомин Н. В. Личное спасение и социальное преображение
Должна ли Церковь стремиться к преображению общества? Казалось бы, вопрос риторический. Естественно, должна. Наш вероучительный документ «Основы социальной концепции РПЦ» недвусмысленно об этом говорит: «Ее (Церкви – Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» . И все же об этом, вроде бы, решенном вопросе приходится говорить вновь и вновь. Ибо для многих членов нашей Церкви этот вопрос тоже как бы риторический, но ответ на него подразумевается диаметрально противоположный: «Естественно, нет», «Боже упаси».
|
- 26.12.07. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке.
Тупик нынешнего национально-исторического безвременья заставляет вновь искать то направление общественного развития, которое способно восстановить величие и преемственность национальной истории, тот образ будущего, который стал бы достоин национального прошлого. Эта задача нового национально-исторического самоопределения заставляет вновь обратиться к русской истории во всей полноте ее духовно-идеологического масштаба. Именно в этом контексте проблематика «православия и социализма» становится актуальным вопросом общественного сознания.
|
- 04.12.07. Сомин Н.В. Глубинный выбор (Заметки по психологии собственности)
Человек по отношению к собственности, накопительству и деньгам встает на одну из двух принципиальных позиций.
Одна позиция – коммунистическая. «Прежде думай о родине, а потом о себе», «Мой труд вливается в труд моей республики», эта «моя республика» оказывается важнее моего живота. И вовсе не потому, что я не осознаю себя как личность. Наоборот, именно потому, что я – личность, я ценю, уважаю, люблю других больше своего мирка.
Другая позиция – собственническая. «Мой дом – моя крепость». Я личность, и потому должен крепко стоять на ногах. Прежде всего, я обязан обеспечить себя и свою семью, сделать свою и их жизнь независящей от прихотей и злобы других. Я тружусь, но хочу, чтобы плоды моего труда были моими. Я хочу ими обладать прочно и распоряжаться ими по своему усмотрению. Иначе говоря, я хочу иметь собственность.
|
- Антонов М.Ф. Совместимы ли русскость и коммунизм?
|
- Ф.В. Карелин. Теологический манифест
На протяжении двух-трех столетий процесс капиталистического развития охватил весь христианский мир. При этом обнаружилась одна удивительная закономерность. Оказалось, что склонность того или иного народа к участию в капиталистическом развитии находится в строгом соответствии и в обратной пропорции к участию этого народа в Евхаристической Трапезе.
Чем полнее христианский народ участвует в Евхаристической Трапезе, тем менее склонен он к участию в капиталистическом развитии; чем глубже евхаристическая ущербность христианского народа, тем более активным оказывается его участие в развитии капиталистической системы.
|
- Ф.В. Карелин. Ответ на Отзыв (Апология "Теологического манифеста")
И все-таки не будем слишком строгими к нашему уважаемому оппоненту. В его утверждении, что фундаментальный тезис "Теологического манифеста" (имеется в виду тезис социологический) представляет собой "синтез", есть доля истины. Только не синтез идей о.Павла Флоренского, с идеями Макса Вебера, как это показалось нашему уважаемому оппоненту, а синтез собственных идей автора "Теологического манифеста", основанных на изучении Священного Писания и Церковной истории, с идеями Маркса. Ассимиляция Христианством марксизма - таков социологический принцип автора "Теологического манифеста", который мы готовы отстаивать перед любой аудиторией с полным сознанием своей религиозной и исторической ответственности.
|
- Ф.В. Карелин. Царство святых или два типа христианской государственности
Ясно, что "русский социализм" есть вера в возможность иного, высшего типа христианской государственности, чем тот, который был осуществлен в "константиновскую эпоху".
Имеет ли эта вера достаточное религиозное основание? Не слишком ли она "розовая"? (Как известно, в "розовом" христианстве обвинял Достоевского "черный славянофил" Леонтьев!). Не требует ли христианский реализм относиться к возможностям человеческой истории более пессимистично?
Для того, чтобы правильно оценить историософско-религиозное значение "русского социализма", надо оглянуться на историческую жизнь Церкви в целом.
|
- Ф.В. Карелин. Тринитарная эсхатология и ближайшие судьбы человечества
И вот последнее слово перестройки: рынок. Именно к этому слову нас и подводили исподволь все пять лет.
Рынок - это значит конец надеждам на коммунистическое строительство.
Рынок - это значит продажа России капитализму.
Рынок - это значит всеобщая власть маммоны.
Рынок! И да захлебнется Парусия Духа! Ибо снова, как и две тысячи лет назад, духовный порыв христиан к имущественному братству войдет в противоречие с общественным укладом, основанным на частной собственности. Рынок! И да не будет на земле Царства святых!
Вот он, мистический смысл перестройки!
|
- Кирдяшкин А.Г. Кто заплатит за нас?
|
- Курносов А. М. Верующие большевики
|
- Курносов А. М. Призыв Спасителя
|
- Курносов А. М. Идалы и идолы
|
- Макарцев В.С. Альфа и Омега
|
- Макарцев В.С. Собственность есть кража
|
- Макарцев В.С. Древо жизни
|
- А.Е. Молотков К единству национального самосознания
Как два принципа миросозерцания православие и коммунизм могут, на первый взгляд, показаться абсолютно несовместимыми но тот факт, что оба они были реализованы в качестве государственной идеологии в единой русской истории, говорит о том, что между ними есть нечто общее. Наша задача и состоит в том, чтобы осознать это общее и проявить на уровне современного мышления те предпосылки, которые могут стать основанием для новой единой национальной идеологии.
|
- Петров В.К. Россия и Запад: два способа общественного бытия ("Москва",2000, № 11)
|
- Петров В.К. В поисках утраченной альтернативы ("Москва",2002, № 8)
|
- 23.11.05. Сомин Н.В. Богословские диалоги о христианском социализме. XXI век
Пять диалогов, в которых участвуют Православный публицист, Христианский социалист и другие персонажи. Обсуждается широкий круг проблем, связанных с христианским социализмом, в частности: ереси, необходимость социальной активности христиан, частная и общественная собственность, православное предпринимательство, богословие истории.
|
- Н.В. Сомин. Три парадигмы имущественной христианской этики и судьбы России.Тезисы. Zip(14Kb)
Анализ показал, что основных парадигм имущественной христианской этики можно насчитать три. Ввиду того, что терминология в этом вопросе разработана слабо, эти парадигмы получили в определенной степени условные названия, а именно: 1) «общепринятая доктрина» или «климентизм», 2) «святоотеческое имущественной учение» и 3) «протестантская этика».
|
- Сомин Н.В. Содержание русского проекта
Zip(6Kb)
Почему гибнет Россия? Гибнет во всех смыслах: экономическом, политическом, моральном, демографическом, духовном, даже территориальном. Потому что у нас отобрали великую идею. Без великой идеи России не жить, без нее она существовать не может. Все предыдущие 500 лет Россия такую идею имела – сначала идею Третьего Рима, Христианского Царства, а затем – идею построения коммунизма. Теперь не то что великой – нет никакой идеи. Вот Россия, приватная и приватизированная, и летит стремительно к своей гибели.
|
- Сомин Н.В. Алтари и таланты Zip(6Kb)
Любовь – это жертва. Эгоист все подгребает к своему «Я», но тот, кто любит – жертвует собой ради других. Но вот проблема: алтарей, куда мы должны принести жертву, много. Их можно насчитать аж целых пять:
- самый ближний – семья;
- подальше – община;
- еще дальше – нация;
- совсем далеко – государство;
- наконец, на горизонте – человечество.
Проблема не только в том, чтобы возгреть в себе любовь, но и том, чтобы верно, по Божьи, отдать ее.
|
- Сомин Н.В. Христианский социализм как русская идея Zip(14Kb)
Сформулировать русскую идею – задача сложная. И в то же время – настолько простая, что это можно сделать буквально в двух словах. Христианский социализм – вот ее краткая формула. Разумеется, она требует расшифровки.
|
- Сомин Н.В. Новые монастыри Zip(11Kb)
С тех пор как Спаситель пришел на землю, христианский мир не раз пытался осуществить идею христианского социализма. Этим термином мы называем круг идей, общин или государственных образований, основанных на сочетании христианской веры с принципом общности имущества. Это сочетание отнюдь не бессмысленно. Наоборот, из христианской морали любви к Богу и ближнему принцип общественной собственности вытекает непосредственно. Ведь по слову ап. Павла «любовь не ищет своего»
|
- Сомин Н.В. Глобализация, империя и апокалиптика Zip(8Kb)
Есть глобализация и Глобализация – отрицательная и положительная. Отрицательная глобализация навязывает людям нивелирующие «общечеловеческие ценности», делая человечество стадом с примитивными запросами. Ее цель – сделать из людей сатаночеловечество. Но есть другая Глобализация – с положительным моральным знаком. Она началась двадцать столетий тому назад с вочеловечением Творца. Цель этой глобализации – объединение всех людей вокруг Бога, созидание из человечества Богочеловечества.
|
- Сомин Н.В. Несколько мыслей по поводу христианского социализма Zip(8Kb)
Конечно, многие скривят саркастическую усмешку – мол, утопия, да и только. Думается, что все же это не так. Христианский социализм – не утопия, а христианский идеал. По сути дела – это заповедь Христова об устроении социальной сферы. В своей существенной части он по плечу даже падшему человечеству.
|
- Сомин Н.В. Христианский социализм. Тезисы Zip(10Kb)
Это способ социального бытия христианской общины. Христиане должны на земле жить по-христиански. Христианский социализм – это способ подготовки к Царству Небесному, когда, по слову Иринея Лионского, «достойные постепенно привыкают вмещать Бога». И христианский социализм – образ такого христианского жития для общин всех уровней, начиная от прихода и кончая христианским государством.
|
- Сомин Н.В. Треугольник формы-содержания и его социально-нравственная интерпретация Zip(15Kb)
Подчиняется ли нравственное содержание личности или общественного явления каким либо закономерностям? Или "Дух дышит, где хочет"? Представляется, что некую закономерность все-таки можно сформулировать.
|
- Шиманов Г.М. Что такое социализм?
Социалистическая утопия есть р е а к ц и я на неудачу Христианства в истории, на его неспособность осуществить правду в общественных отношениях.
|
- Шиманов Г.М. Нужен ли нам социализм. Части 1, 2, 4, 5
Выйти из нынешнего идейного кризиса без добросовестного разговора о том, каким должно быть истинное христианское общество, думается, невозможно. В частности, нужен разговор на тему «христианство и социализм», который не получается пока по многим причинам. Некоторые из них, на мой взгляд, в следующем...
|
- Шиманов Г.М. Нужен ли нам социализм. Части 6, 7, 8, 9, 10
Как вера без дел мертва, так и молитвы без соответствующих им дел бессильны и малоплодны. А какие нужны дела?.. Делом, заслуживающим обильной помощи свыше, было бы, думается, изменение безбожных устоев современной общественной жизни на более соответствующие соборному духу Церкви. Но если христиане не хотят думать об этом, если они вязнут в заботах о личных, семейных и, в лучшем случае, политических делах, то разве заслуживают они чего-то большего, чем то, что имеют?
|
- Шиманов Г.М. На развалинах былого
Нам так вдолбили в голову, что социализм и марксизм это одно и то же, что избавиться от этого внушения удаётся немногим. Я сам был почти до середины 70-х уверен в том, что это так, пока один разумный человек не сказал мне: "Послушай, Геннадий. Социализм это великая мысль о справедливом и разумном обществе. А марксизм это только одна из попыток конкретизировать его черты. Причём попытка, сделанная противниками христианства, со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями.
|
|