Грани проблемы
|
|
|
|
- 08.12.09. В. Макарцев. Тысячелетнее царство: сермяжная правда
Для автора этих строк совершенно очевидно: полное осуществление идей христианского социализма равнозначно появлению Тысячелетнего царства Христа на Земле. Но встает совершенно законный вопрос: а возможно ли это без Прихода Христа? В свете разобранного выше «закона» «православной гравитации» это представляется невозможным. Почему?
|
- 20.11.09. Сомин Н.В. Лекции по курсу: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
Предлагаемый цикл лекций служит дополнением к основному курсу лекций «Социальные идеи Ветхого и Нового Заветов». Постоянно обновляется.
Хомяков, Достоевский, Соловьев, Толстой, Федоров, Франк, Ильин, Бердяев, Булгаков, Эрн
|
- 15.11.09. Сомин Н.В. Лекции по курсу: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"
Курс лекций по христианской социологии. Лекции читаются автором на факультете социальных наук ПСТГУ. Постоянно обновляется.
|
- 07.09.09. Молотков А.Е. Идеология и Церковь
Каковы возможные формы нового взаимодействия церкви и общества? Проблема в том, что «классические» схемы церковно-государственных отношений существовавшие в истории (византийская «симфония», статус «государственной религии» для православия) сегодня нам очевидно не подходят. Слишком далеки политические реалии современной России, прошедшей катаклизмы нескольких революций, опыт социализма и демократии, от традиционной системы православного мироустройства. Все старое рухнуло в XX веке и нужны новые решения.
|
- 16.08.09. Сомин Н.В. Трансформация общества: очерк христианской социологии
В настоящей статье предпринимается попытка с православных позиций дать типологию обществ, а также проследить процесс общественной трансформации за весь христианский (и постхристианский) период развития христианских народов. При этом в основу кладется принцип приоритета духовного над материальным.
|
- 06.08.09. Молотков А.Е. Быть или не быть интеллигенции?
Так в чем же дело – почему интеллектуалы есть, а интеллигенции нет? Ответ в функциональной сфере: интеллектуалы не справляются с мировоззренческим вызовом истории – не могут сформулировать алгоритм национального будущего на уровне нового исторического горизонта. Интеллигенция исчезла недавно – на рубеже перевала 90-х. Здесь ее надо и искать!
|
Две критические статьи о творчестве С.Н. Булгакова
- 01.07.09. Николай Сомин. Булгаковская метаморфоза
Есть в творческом пути Сергея Николаевича Булгакова один очень интересный момент – его отношение к христианскому социализму. Думается, что именно этот, казалось бы, непродолжительный и несущественный эпизод выразил нечто очень глубинное в ментальности этого знаменитого мыслителя и во многом определил всю его дальнейшую жизнь.
|
- 01.07.09. Николай Сомин. О "хозяйстве" и "экономике" у Булгакова
Суть сделанного Булгаковым иногда усматривают в том, что книга его названа «Философия ХОЗЯЙСТВА», а не «Философия экономики». Тем самым, по утверждению адептов булгаковской парадигмы, философ этим одним словом сделал огромный шаг вперед, вырвавшись за узкие рамки позитивной экономики на просторы осмысления роли хозяйства в замысле Божием о мире и человеке. Попробуем разобраться, что в действительности приобрел и что потерял Булгаков своим словоупотреблением.
|
- 15.06.09. Сомин Н.В. Неплюев принимает гостей
Мне посчастливилось участвовать в проходившей на Украине Конференции «Социально-экономическое наследие Н.Н. Неплюева и Крестовоздвиженского трудового Братства». И показалось интересным сделать отчет об этой поездке, причем в репортерском стиле.
|
- 15.06.09. Фотоотчет: Конференция по Неплюевскому Братству
Фотоотчет о Конференции "Социально-экономическое наследие Н.Н. Неплюева и Крестовоздвиженского трудового Братства". Сумы-Воздвиженское, 27-29 мая 2009 г.
|
- 15.06.09. Сомин Н.В. Неплюев как социальный мыслитель
Прежде всего, нужно указать на громадный масштаб Неплюева как социального мыслителя. Его имя должно занимать достойное место в ряду лучших русских умов. Но Неплюев - не просто мыслитель-теоретик; это был пророк, пытавшийся докричаться до российского общества, призвать его к покаянию. В то время голос Неплюева не был услышан. Но теперь, после бед, пережитых Россией, мы лучше понимаем смысл его призывов.
|
- 21.04.09. Вячеслав Макарцев. Либерализм в экономике и традиционные ценности
Никто из видных либералов в конце восьмидесятых не говорил во всеуслышание о том, что, в дополнение к либерализму в экономике, планируется замена «традиционализма в области человеческой личности» «философским либерализмом». Но оказалось, что либерализм в экономике не может существовать без «либерализма в области человеческой личности».
|
- 03.04.09. Вячеслав Макарцев. Политическое православие: бревно в глазу
Сегодня от самых высоких чинов Церкви можно услышать: «Православие и социализм несовместимы». При этом отвергается и христианский социализм, отвергается на том основании, что социализм якобы опорочен на веки вечные воинствующим атеизмом тех лиц, что строили его в России. Всякие попытки указать на какой-то ценный опыт этого социально-экономического общественного устройства, как правило, с возмущением с ходу отвергаются.
|
- 23.03.09. Николай Сомин. "Беззаконный же Иуда не восхоте разумети"
В дни Страстной Седмицы, начиная с Великой Среды по Великую Пятницу, мы много раз слышим пронзающие душу песнопения о предательстве Иуды. Даже кажется удивительным, что имя Иуды склоняется так часто. Почему же апостол, призванный самим Христом, предал Учителя? Страстные службы дают нам абсолютно ясный ответ – из сребролюбия.
|
- 19.03.09. Сомин Н. В. Личное спасение и социальное преображение
Должна ли Церковь стремиться к преображению общества? Казалось бы, вопрос риторический. Естественно, должна. Наш вероучительный документ «Основы социальной концепции РПЦ» недвусмысленно об этом говорит: «Ее (Церкви – Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» . И все же об этом, вроде бы, решенном вопросе приходится говорить вновь и вновь. Ибо для многих членов нашей Церкви этот вопрос тоже как бы риторический, но ответ на него подразумевается диаметрально противоположный: «Естественно, нет», «Боже упаси».
|
Нашему сайту 5 лет!
- 21.02.09. Сайту «Христианский социализм как русская идея»
пять лет
Поздравляю всех наших авторов и читателей с пятилетием сайта. Конечно, по историческим меркам срок небольшой, но по времени жизни в Интернете – все же значительный. И потому есть повод подвести некоторые итоги.
|
- 18.02.09. Архиепископ Лоллий (Юрьевский). Неправедный управитель (Лк. 16, 1—14). Историко-археологическое изложение притчи
...притча о неправедном Управителе в ряду всех речей Господних занимает особенное положение. Составители не только сказаний о земной жизни Христа Спасителя, но даже специальных толковании Евангелия, обычно стараются обойти ее молчанием как темную и исключительную по своему содержанию. Враги же церкви Христовой, пытаясь унизить достоинство нашего Божественного Учителя, намеренно выдвигали эту притчу на вид, как в высшей степени неудачную, ни с чем несообразную и даже нравственно несостоятельную... Но странно, что никто из лжеученых борцов против христианства не направил своего внимания вот на какое обстоятельство: когда Спаситель изрек эту свою притчу, никто не обратился к Нему с недоумениями и за каким-либо разъяснением, следовательно, она была всем ясна и понятна...
|
- 28.01.09. Сомин Н.В. Рассуждение о стоимости
В экономической теории есть одна проклятая проблема, для решения которой затрачены огромные усилия, но воз и ныне там. Это проблема стоимости. О стоимости всегда велись очень глубокомысленные рассуждения, а в марксизме стоимость прямо-таки приобрела мистический статус «основного вопроса политэкономии». Однако, настали другие времена, и теперь, читая нынешние американские «Экономикс», люди старой закалки с удивлением спрашивают «а где же стоимость? почему о ней нет ни слова?». И в самом деле, современные математизированные теории преспокойно обходятся без стоимости, или понимают под стоимостью просто цену. Так как же на самом деле? Есть стоимость или нет? А если есть, то какова природа, «субстанция» стоимости?
|
- 12.01.09. Сомин Н.В. Очень нужная книга
Работа Александра Молоткова «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке» – одна из тех редких книг, которые прокладывают новые пути в общественной мысли. И очень хорошо, что она подоспела вовремя. Дело в том, что сегодня очевиден тупик в развитии русского общественного сознания.
|
- 03.01.09. Сомин Н.В. Василий Ильич Экземплярский. Судьба и творчество
"...как понять тот вопиющий к небу факт, что едва ли в истории человеческого быта была такая мерзость и неправда, которую бы люди не защищали от имени Евангелия Христова? Когда я был на школьной скамье, то мне казалось, что это - сплошное предательство Его, измена Господу ради своекорыстных целей, я негодовал, возмущался. Потом раздражение сменило другое чувство - настоящее горе. Я понял, что почти общее явление не может быть объяснено случайными причинами..."
|
|
|