Христианский социализм как русская идея

Rambler's Top100
Грани проблемы

  • Христианский социализм: осмысление
  • Классика христианского социализма
  • Новый завет. Святоотеческое учение
  • В.И. Экземплярский
  • О. Сергий Булгаков
  • Русская мысль
  • Н.Н. Неплюев
  • Реализации христианского социализма
  • Государство и Церковь
  • Экономика и этика
  • Церковь и социум
  • Вл. Нилов. Статьи из книги "Великая или ничтожная?"
  • Михаил Антонов. Капитализму в России не бывать!
  • Сомин Н.В. Богословские диалоги о христианском социализме. XXI век
  • Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И ЦЕРКОВНОМ УЧЕНИИ"
  • Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке.
  • Россия и мир
  • Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"
  • Сомин Н.В. Лекции: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
  • Вокруг темы
  • Наши авторы:
    В.Н. АВДАСЕВ
    М.Ф. АНТОНОВ
    Ю.Ю. БУЛЫЧЕВ
    Ф.В. КАРЕЛИН
    А.Г. КИРДЯШКИН
    А.М. КУРНОСОВ
    В.С. МАКАРЦЕВ
    А.Е. МОЛОТКОВ
    ВЛ. НИЛОВ
    В.К. ПЕТРОВ
    Н.С. СОЛОДОВНИК
    Н.В. СОМИН
    С.В. СОРОКИН
    Г.М. ШИМАНОВ

    Круглый стол: дискуссия о проблемах христианского социализма



    О. БОБРОВА
    А. КИРДЯШКИН
    Т. КОЖЕВНИКОВА
    В. МАКАРЦЕВ
    Б. МАРУШКО
    И. НАГОВИЦЫН
    В. СТЕПАНОВ
    Г. ШИМАНОВ
    Н. СОМИН

    Фотоальбом сайта
    Некоторые авторские комментарии к статьям
    Об авторе проекта
    email (внимание: адрес изменился ) Жду писем от всех заинтересованных читателей.
    Гостевая книга
    История сайта
    Баннеры

    Другие статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

  • 22.10.10. Сомин Н.В. "Симфония" с нынешней властью? (Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы 21-го октября 2010г.)
    Что касается теоретических вопросов взаимодействия Церкви и государства, то тут, как мне думается, вопрос ясен. Не отделение Церкви от государства, а наоборот, симфония, тесный союз Церкви и государства – вот наш идеал, к которому мы должны стремиться. Но вся проблема в том, что симфония возможна далеко не со всякой властью. И в этой связи перед нами стоит главный вопрос сегодняшнего дня: «можно ли строить симфонию с нынешней властью?». Я попытаюсь ответь на него с помощью аналогии.
  • 11.10.10. Сомин Н.В. Православный социализм как будущее России. Тезисы. (Выступление на Круглом столе Клуба национальной прессы 28-го сентября 2010г.)
    Что нас губит? Наркомания? Коррупция? Пьянство? Засилье гастарбайтеров? Да. Но все это – следствия. В конце-то концов нас губит, казалось бы, безобидное словечко «рынок». Нас губит капитализм. Причем капитализм как таковой, а не только либеральная его разновидность. Капитализм как служение мамоне, как поклонение доллару вместо Бога. Капитализм как извращенный образ существования социума. Ибо он и атомизирует общество, плодя эгоистов, и порождает несправедливость, и развращает народ, и убивает веру.
  • 18.08.10. В. Макарцев. Глава из очерка "Тайны апокалипсического Вавилона". III. Вавилонская блудница.
    Сейчас Русская Православная Церковь стоит перед угрозой реформ, пример которых дал Второй Ватиканский собор: либеральная вера требует «перестройки» в такую «Церковь», которая будет исполнять роль хосписа глобализации мира по-американски. Полная победа либерализма не оставляет православию никаких возможностей для преображения социально-экономической жизни общества на христианских началах, без чего проповедь Евангелия в современном мире в принципе невозможна: православная Церковь вынуждена плестись в обозе либеральной веры, ориентируясь на востребованное ею католическое социальное движение «Каритас». Для православного христианства либерализмом уготовлена участь быть санитарным отрядом, помогающим утилизировать «лишнее» человечество: традиционный мир должен умирать «гуманно», то есть накормленный дешевыми продуктами для бедных, обутый и одетый в синтетику, помазанный зеленкой, окруженный улыбающимися христианами...
  • 18.08.10. Круглый стол. Вячеслав Макарцев. Дополнение к диалогу: Борис Марушко - Николай Сомин.
    Посредством действующего православного социализма, убежден, только и возможна сегодня проповедь христианства (православного, естественно) в мире. Люди далеко не глупы, как это представляется некоторым православным: только лишь плоды жизни по Христу, видимые в общественном и социальном устройстве, могут их убедить последовать за Христом.
  • Диалог Сомин Н.В. - Шиманов Г.М. Три статьи о частной собственности. Читать в порядке:
    "Русская идея обязывает".
    "О частной собственности при социализме".
    "Какой социализм нам нужен?"

  • 13.08.10. Сомин Н.В. Какой социализм нам нужен? Ответ Г.М. Шиманову
    Статья Геннадия Михайловича Шиманова «О частной собственности. Отклик на статью Н.В. Сомина», написанная в качестве ответа на мою статью «Русская идея обязывает», весьма поучительна. Ее автор – мой хороший знакомый и очень уважаемый мною человек – за преданность мыслетворческой деятельности, за несгибаемую православную позицию и просто за житейское и гражданское мужество. Шиманов – один из самых вдумчивых мыслителей современной России. И все же «Платон мне друг, но истина дороже». И я должен предупредить читателя, что поучительность его статьи – в ее, на мой взгляд, недостаточно продуманной концепции, и мой долг всю эту «поучительность» раскрыть.
  • 12.08.10. Шиманов Г.М. О частной собственности при социализме. Отклик на статью Н.В. Сомина
    Стремление человека к личной выгоде нельзя запретить, и советская практика великолепно подтвердила эту простую истину. Запретить нельзя, а ввести это стремление в рамки закона, в рамки нравственности и здравого смысла, можно и должно. Должно потому, что если не дать стремлению человека к личной выгоде законного выхода, то он будет искать и найдёт выходы незаконные, разрушительные для общества и государства.
  • 12.08.10. Сомин Н.В. Русская идея обязывает.
    Констатируем почти очевидное: Россия гибнет, схлопывается, превращается, подобно Византии, из реальности в субъект исторической науки. Промышленность остановлена, армия развалена, наука ликвидирована, когда-то наше лучшее в мире образование теперь плодит чуть ли не дебилов, все импортное, в том числе и продовольствие: перекроют кислород – и голод неминуем­. Из нас высасывают нефть и газ, давая взамен бледно- зеленую бумагу. Мы – даже не колония, ибо уже не государство, а просто территория. И народ наш – уже не народ, а просто население, живущее сугубо личными интересами (да еще футболом) при полном безразличии к будущему нации.
  • 10.08.10. Круглый стол. Диалог: Борис Марушко - Николай Сомин. О том, что делать православным и как реально изменить нашу социальную жизнь.
    Борис Марушко: какие практические рекомендации вы могли бы дать людям, желающим строить свое дело в христианском духе, с учетом "вражеского" окружения и с учетом того, что мы не собираемся строить рай для отдельной группы товарищей за высоким забором.
    Николай Сомин: Вы постоянно спрашиваете «А КАК строить?» Еще в первом письме я откровенно ответил «не знаю». А знаю лишь то, что в создании христианского социума – призвание России, что вне этой задачи она не будет существовать, что это должно быть общество православного социализма. Так что для меня вопрос «Что делать?» – первичный, главный: если строим не то, то вопрос «как» уже отпадает. У Вас же другая логика: если непонятно как, то и делать не нужно. И вообще нечего строить воздушные замки, а надо заниматься реальным делом. А я вот, простите, другой, думаю над нашими проклятыми русскими вопросами, хотя пока еще далеко не все понял.
  • 23.07.10. В. Макарцев. Глава из очерка "Тайны апокалипсического Вавилона". II. По следам трех коней Апокалипсиса.
    Этот момент напрямую связан с социально-экономическим развитием, порожденным ситуацией с Евхаристической Трапезой. Вот как об этом пишет Феликс Карелин: «На протяжении двух-трех столетий процесс капиталистического развития охватил весь христианский мир. При этом обнаружилась одна удивительная закономерность. Оказалось, что склонность того или иного народа к участию в капиталистическом развитии находится в строгом соответствии и в обратной пропорции к участию этого народа в Евхаристической Трапезе. Чем полнее христианский народ участвует в Евхаристической Трапезе, тем менее склонен он к участию в капиталистическом развитии; чем глубже евхаристическая ущербность христианского народа, тем более активным оказывается его участие в развитии капиталистической системы», - заключает он.
  • 14.07.10. В. Макарцев. Глава из очерка "Тайны апокалипсического Вавилона". I. Вавилон исторический
    Подытоживая нравственную характеристику Вавилона времени пленения еврейского народа, В. Белявский пишет: «Таков был Вавилон — «Врата божьи», крупнейший и богатейший город мира, где великолепие, роскошь и утонченный разврат уживались с трущобами, нищетой и уголовщиной. Громадный город ни в чем не знал соперников. Священный Вавилон был в то же время проклятым Вавилоном, вместилищем всех пороков, какие только существовали на земле».
  • 16.06.10. В. Макарцев. Святоотеческое учение о Тысячелетнем Царстве: возвращение из схоластического плена.
    Казалось бы, вопрос о Тысячелетнем Царстве Христа на земле далек от христианского социализма. Но это совершенно не так. Если установление Тысячелетнего Царство Христа неизбежно, то вопрос о социальной жизни в этом Царстве переходит в разряд первостепенных.
  • 23.04.10. А.Е. Молотков. Экономика экуменизма
    Не будет большим откровением сказать, что «источник» нынешнего социального зла в либерально-рыночной экономике. Сребролюбие, оно же стремление к прибыли, оно же поклонение мамоне, и оно же – двигатель современной российской экономики стало сегодня определяющим мотивом деятельности подавляющего большинства российских граждан. И это не их личный выбор – таков алгоритм существования социально-экономической системы навязанной обществу реформаторами. Неизбежность участия во всеобщих «тараканьих бегах» за прибылью и достатком подвергает человеческую личность мощнейшему воздействию разного рода искушений и соблазнов, преодолеть которые большинство оказываются не способны. В результате общество в целом неудержимо деградирует в духовно-нравственном отношении. И даже православное «окормление» здесь мало что меняет. Выбор жесток и неумолим: или принимай всеобщие «рыночные» условия достижения успеха, или, сохраняя духовность, сходи с социальной дистанции на обочину маргинальности.
  • 22.02.10. Н.С. Солодовник. Воздвиженское трудовое братство
    В данном исследовании речь пойдет об одной удивительной христианской трудовой общине небольшой численности (400-500 чел.) с мессианскими чаяниями перемен к лучшему, создания «нового очага новой жизни», где будут исключены зло и социальная несправедливость, с чаяниями преобразования, в перспективе, по его образу и подобию всего общественного устройства России, а затем – и мира. Ни более и не менее.
  • 12.01.10. А.Е. Молотков. Антисоветизм STOP!
    Пора наконец признать, что для предметного построения современной православной историософии недостает одного исторического звена – и это звено советский социализм! Только тогда все встанет на свои места и можно будет думать о реальной стратегии возрождения. Именно прямолинейный и поверхностный антисоветизм, владевший православным сознанием все постперестроечные годы, делает нас исторически слепыми. Не случайно именно антисоветизм был и остается главным принципом информационно-идеологической политики нынешнего режима. Нас явно держат на игле антисоветизма, чтобы мы никогда не смогли воссоединиться со своей реальной историей!
  • 08.12.09. В. Макарцев. Тысячелетнее царство: сермяжная правда
    Для автора этих строк совершенно очевидно: полное осуществление идей христианского социализма равнозначно появлению Тысячелетнего царства Христа на Земле. Но встает совершенно законный вопрос: а возможно ли это без Прихода Христа? В свете разобранного выше «закона» «православной гравитации» это представляется невозможным. Почему?
  • 20.11.09. Сомин Н.В. Лекции по курсу: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
    Предлагаемый цикл лекций служит дополнением к основному курсу лекций «Социальные идеи Ветхого и Нового Заветов». Постоянно обновляется.

    Хомяков, Достоевский, Соловьев, Толстой, Федоров, Франк, Ильин, Бердяев, Булгаков, Эрн
  • 15.11.09. Сомин Н.В. Лекции по курсу: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"
    Курс лекций по христианской социологии. Лекции читаются автором на факультете социальных наук ПСТГУ. Постоянно обновляется.
  • 07.09.09. Молотков А.Е. Идеология и Церковь
    Каковы возможные формы нового взаимодействия церкви и общества? Проблема в том, что «классические» схемы церковно-государственных отношений существовавшие в истории (византийская «симфония», статус «государственной религии» для православия) сегодня нам очевидно не подходят. Слишком далеки политические реалии современной России, прошедшей катаклизмы нескольких революций, опыт социализма и демократии, от традиционной системы православного мироустройства. Все старое рухнуло в XX веке и нужны новые решения.
  • 16.08.09. Сомин Н.В. Трансформация общества: очерк христианской социологии
    В настоящей статье предпринимается попытка с православных позиций дать типологию обществ, а также проследить процесс общественной трансформации за весь христианский (и постхристианский) период развития христианских народов. При этом в основу кладется принцип приоритета духовного над материальным.
  • 06.08.09. Молотков А.Е. Быть или не быть интеллигенции?
    Так в чем же дело – почему интеллектуалы есть, а интеллигенции нет? Ответ в функциональной сфере: интеллектуалы не справляются с мировоззренческим вызовом истории – не могут сформулировать алгоритм национального будущего на уровне нового исторического горизонта. Интеллигенция исчезла недавно – на рубеже перевала 90-х. Здесь ее надо и искать!

  • Две критические статьи о творчестве С.Н. Булгакова

  • 01.07.09. Николай Сомин. Булгаковская метаморфоза
    Есть в творческом пути Сергея Николаевича Булгакова один очень интересный момент – его отношение к христианскому социализму. Думается, что именно этот, казалось бы, непродолжительный и несущественный эпизод выразил нечто очень глубинное в ментальности этого знаменитого мыслителя и во многом определил всю его дальнейшую жизнь.
  • 01.07.09. Николай Сомин. О "хозяйстве" и "экономике" у Булгакова
    Суть сделанного Булгаковым иногда усматривают в том, что книга его названа «Философия ХОЗЯЙСТВА», а не «Философия экономики». Тем самым, по утверждению адептов булгаковской парадигмы, философ этим одним словом сделал огромный шаг вперед, вырвавшись за узкие рамки позитивной экономики на просторы осмысления роли хозяйства в замысле Божием о мире и человеке. Попробуем разобраться, что в действительности приобрел и что потерял Булгаков своим словоупотреблением.
  • 15.06.09. Сомин Н.В. Неплюев принимает гостей
    Мне посчастливилось участвовать в проходившей на Украине Конференции «Социально-экономическое наследие Н.Н. Неплюева и Крестовоздвиженского трудового Братства». И показалось интересным сделать отчет об этой поездке, причем в репортерском стиле.
  • 15.06.09. Фотоотчет: Конференция по Неплюевскому Братству
    Фотоотчет о Конференции "Социально-экономическое наследие Н.Н. Неплюева и Крестовоздвиженского трудового Братства". Сумы-Воздвиженское, 27-29 мая 2009 г.
  • 15.06.09. Сомин Н.В. Неплюев как социальный мыслитель
    Прежде всего, нужно указать на громадный масштаб Неплюева как социального мыслителя. Его имя должно занимать достойное место в ряду лучших русских умов. Но Неплюев - не просто мыслитель-теоретик; это был пророк, пытавшийся докричаться до российского общества, призвать его к покаянию. В то время голос Неплюева не был услышан. Но теперь, после бед, пережитых Россией, мы лучше понимаем смысл его призывов.
  • 21.04.09. Вячеслав Макарцев. Либерализм в экономике и традиционные ценности
    Никто из видных либералов в конце восьмидесятых не говорил во всеуслышание о том, что, в дополнение к либерализму в экономике, планируется замена «традиционализма в области человеческой личности» «философским либерализмом». Но оказалось, что либерализм в экономике не может существовать без «либерализма в области человеческой личности».
  • 03.04.09. Вячеслав Макарцев. Политическое православие: бревно в глазу
    Сегодня от самых высоких чинов Церкви можно услышать: «Православие и социализм несовместимы». При этом отвергается и христианский социализм, отвергается на том основании, что социализм якобы опорочен на веки вечные воинствующим атеизмом тех лиц, что строили его в России. Всякие попытки указать на какой-то ценный опыт этого социально-экономического общественного устройства, как правило, с возмущением с ходу отвергаются.
  • 23.03.09. Николай Сомин. "Беззаконный же Иуда не восхоте разумети"
    В дни Страстной Седмицы, начиная с Великой Среды по Великую Пятницу, мы много раз слышим пронзающие душу песнопения о предательстве Иуды. Даже кажется удивительным, что имя Иуды склоняется так часто. Почему же апостол, призванный самим Христом, предал Учителя? Страстные службы дают нам абсолютно ясный ответ – из сребролюбия.
  • 19.03.09. Сомин Н. В. Личное спасение и социальное преображение
    Должна ли Церковь стремиться к преображению общества? Казалось бы, вопрос риторический. Естественно, должна. Наш вероучительный документ «Основы социальной концепции РПЦ» недвусмысленно об этом говорит: «Ее (Церкви – Н.С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» . И все же об этом, вроде бы, решенном вопросе приходится говорить вновь и вновь. Ибо для многих членов нашей Церкви этот вопрос тоже как бы риторический, но ответ на него подразумевается диаметрально противоположный: «Естественно, нет», «Боже упаси».

  • Другие статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9




    На главную страницу

    Rambler's Top100
    © 2004 Николай Сомин
    Публикуемые мнения могут не совпадать с позицией автора сайта.
    Воспроизведение материалов приветствуется при указании ссылки на сайт
    Hosted by uCoz