Грани проблемы
|
|
|
- 17.12.13. Николай Сомин. Лекция 6. Борьба двух имущественных учений в истории
Византии
Эта лекция должна ответить на один важный вопрос. А именно: как же так получилось, что в нашей замечательной православной Церкви идеи Златоуста вдруг были забыты. Сейчас, конечно, Златоуст почитается как величайший святой, но его имущественное учение во многом просто не используется. Но для этого нам придётся сделать небольшой экскурс в Византию.
|
- 10.12.13. Николай Сомин. "Стать достоянием Божиим".
Религиозно-социальная философия Н.Н.Неплюева
Неплюев всю жизнь плодотворно занимался разработкой религиозно-социальной философии, в результате чего им была выработана система взглядов, охватывающая как нравственную так и социальную стороны жизни христианина. Столь основательно продуманной социально-религиозной философии нет ни у одного русского философа или религиозного деятеля. Уникальность неплюевской системы заключается в удивительной цельности, единстве положений и главное – укорененности в самых глубинных идеях христианства.
|
- 23.11.13. Николай Сомин. Лекция 5. Имущественное учение св. Иоанна Златоуста
Я расскажу про имущественное учение великого богослова, святителя Иоанна Златоуста. Его учение — это вершина имущественной этики. Выше этого в этой области православная мысль ничего не создала.
|
- 23.11.13. Людмила Сурова. "Русская совесть". Репортаж о вечере памяти Г.М. Шиманова
30 октября в библиотеке им Пушкина на Бауманской был организован вечер памяти русского мыслителя Геннадия Михайловича Шиманова, который отошел ко Господу весной, в день св. Учителей словенских Кирилла и Мефодия. Вечер был назван «Русская совесть» и носил неофициальный, дружеский характер. На вечере выступили: О.А.Платонов, игум. Кирилл (Сахаров), В.Н.Осипов, Н.В.Сомин, К.Г.Шиманов, К.Г.Максимов, Л.В.Сурова, В.В.Муратов.
|
- 15.11.13. Николай Сомин. Лекция 4. Коммунистические фрагменты Деяний апостольских
Сегодня я хочу напрямую оправдать название цикла, и посвящу свою лекцию так называемым «коммунистическим фрагментам» Деяний Апостольских. Эти коммунистические фрагменты описывают столь необычную ситуацию, что вокруг неё образовалась большая литература, большое разнообразие мнений. И вот об этом столкновении мнений и будет идти речь.
|
- 13.11.13. Николай Сомин. Лекция 3. "Притча о неверном управителе"
Поскольку этот сюжет просто замечательный, на мой взгляд, просто феерический, я буду рассказывать о нем все полтора часа.
Но, увы, именно с этой притчей у богословов нелады. Ее объяснение считается очень трудным. Даже я должен сказать, что некоторые богословы считают, что здесь просто испорчен евангельский текст...
|
- 09.11.13. Николай Сомин. Лекция 2. "О птицах небесных"
Очень часто говорят, и это в книжках всё время пишут, что в Евангелии частная собственность нигде не осуждается, Господь ни разу об этом не сказал, а, наоборот, есть фрагменты, которые являются апологией частной собственности. Кроме того, часто можно услышать, что в Евангелии нет никакого коммунизма, даже намёков на это нет.
Я бы выдвинул другой тезис, противоположный этому: я утверждаю, что в Евангелии нет апологии частной собственности. Нигде, ни одного фрагмента.
|
- 08.11.13. Николай Сомин. Лекция 1. Эпизод с богатым юношей
Мы начинаем публикацию цикла лекций, читаемого автором в общественной организации «Суть времени». Устроители назвали этот цикл "Коммунистические идеи в Святоотеческом учении в свете имущественной этики". Но тематика лекций шире, охватывая многие вопросы христианской социологии.
|
- 31.10.13. Николай Сомин. О работе Г.М. Шманова "Десять статей о
социализме". Выступление на вечере памяти Г. М. Шиманова 30 октября 2013
г.
Разговор о социализме в наш век труден – слишком уж его идеи опорочены (если не сказать более сильно) и консерваторами и либералами. Либерализм Шиманов резко порицал. Но он не был и консерватором. Он был традиционалистом. Тут тонкость – для Шиманова важны основные ценности здорового общежития: религия, семья, община, нация. Но их реализацию он видел не в возврате к старым дореволюционным и тем более советским формам (ибо и там они искажались), а к поиску новых, высших форм общественной жизни, в которых бы эти ценности достойно воплотились.
Вот в качестве такой новой формы Шиманов чаял социализм.
|
- 03.10.13. Г.М. Шиманов. Воспоминания. Часть III
В третьей части "Воспоминаний": Об отце Александре Мене.
|
- 03.10.13. Г.М. Шиманов. Воспоминания. Часть II
В второй части "Воспоминаний": Отец Дмитрий Дудко. Глеб Якунин.
|
- 03.10.13. Г.М. Шиманов. Воспоминания. Часть I
Записи воспоминаний Г.М. Шиманова были сделаны летом 2004 года у него на квартире на Рижской. Воспоминания рисуют целый ряд живописных картин из жизни религиозно-диссидентской среды в советский период. Основную часть их составляют рассказы о тогдашних известных деятелях религиозного движения.
В первой части "Воспоминаний": Об отношении к советской власти.Из воспоминаний о ранних друзьях. Михаил Агурский.
|
- 16.09.13. Владимир Гаврилов. Можно ли построить рай на земле?
При упоминании строительства заводов, развития наук, перекрытия енисев и делания ракет некоторые откровенно пожимают плечами. Мол, мирская суета только вредит посмертной жизни и лучше просто переждать эту жизнь в тихом и спокойном месте. Ну а словосочетание «социальное строительство» и вовсе вызывает у некоторых священнослужителей череду нервных конвульсий. Но верно ли такое отношение к материальному миру?
|
- 16.09.13. Вячеслав Макарцев. Апология святоотеческого хилиазма
Употребление слова «хилиазм» в негативном оттенке по отношению к учению святых отцов Древней Церкви о «тысячелетии в Иерусалиме» неверно по существу. В Русской Православной Церкви впервые «вталкивает вместе с истиной в одну темницу… под общим изобретенным для них названием «хилиазм »1 чувственный хилиазм еретиков и учение святых отцов Древней Церкви о «начале нетления» митрополит Макарий (Булгаков) в работе «Православно-догматическое богословие», опубликованной в 1852 году.
|
- 16.09.13. Вячеслав Макарцев. Противоречия хилиастической концепции блаженного Августина
Нельзя начало вечного царства Христа, то есть «тысячелетие покоя», считать за отдельное царство – «царство благодати». «Царство благодати» можно и нужно называть «историческим периодом существования Церкви в условиях мира до второго Пришествия Христа», когда, после низвержения зверя и лжепророка в геенну огненную, начнется первая тысяча лет вечного царства Христа.
|
- 30.07.13. Александр Елисеев. Русский мудрец. Социальный традиционализм Геннадия
Шиманова
Геннадий Михайлович Шиманов (1937-2013) стоял у истоков русского национального движения.
Его с полным основанием можно назвать православным русским традиционалистом. Но при всем при том, он довольно резко выделяется на общем фоне, ибо его традиционализм был социальным традиционализмом.
|
- 08.07.13. Николай Сомин. Уранополитизм и капиталофилия.
В нашей Русской Православной Церкви имеет место один любопытный феномен. Поговорите со священниками и Вы убедитесь, что подавляющее большинство из них вполне определенно высказываются за частную собственность и капитализм. При этом они, конечно, сетуют на падение нравов, но винят в этом не сегодняшние реалии, а социалистическое прошлое. Аналогично – монахи и служащие в церковных структурах миряне. Иначе говоря, капитализм приветствует практически вся «профессиональная», т.е. наиболее авторитетная часть Церкви, в результате чего это мнение становится позицией всей Церкви.
|
Последняя работа Геннадия Михайловича Шиманова
- 27.05.13. Геннадий Шиманов. Причины гибели христианской цивилизации
Понять причины гибели христианской цивилизации значило бы понять, какие ошибки и преступления, допущенные нашими предками, мы не должны повторять в своём будущем (если оно у нас будет). А без надежды христиан на лучшее будущее и без созидания ими его уже в настоящем Христианство обречено на окончательное увядание. Вот почему разумные христиане должны распознавать не только достоинства своего Христианства, каким оно складывалось в истории, но и его пороки.
|
- 27.05.13. Владимир Гаврилов. Метафизическое обоснование социального строительства (Лестница Восхождения)
Что имели ввиду Отцы церкви, когда говорили об обществе, как о большом едином Теле? Каким образом реализуется Анакефалеосис в развитии человеческого рода? Нужно ли христианину общество и государство? К чему ведет активная социальная позиция? Чтобы ответить на эти вопросы давайте посмотрим на метафизический смысл социального строительства. И самое главное, посмотрим, как может выглядеть Лестница Восхождения, по которой в своей долгой истории поднимается человечество.
|
Три статьи Вячеслава Макарцева на тему Апокалипсиса
- 27.05.13. Вячеслав Макарцев. Ложный образ антихриста. Ответ Льву Регельсону
Речь здесь не о том, хорош или плох коммунизм. Коммунизм стал «ложным образом Антихриста», а под прикрытием этого в мир пришла новая идеология – идеология свободы греха, свободы нравственных пороков, свободы соблазнов.
|
- 27.05.13. Вячеслав Макарцев. Антропология Откровения святого Иоанна Богослова
Научное сообщество утверждает, что человек «шестого дня», о котором говорится в 1-й главе Библии, появился около 50 тысяч лет тому назад. Нет сомнений, что именно о виде Homo Sapiens говорится в этом месте Библии: "И сотворил Бог человека по образу своему". Но богословы тоже не могут сдать своих позиций: достоверно то, что Адам был сотворен около семи тысяч лет тому назад. Совершенно очевидна правота тех и других. Стало быть, речь идет об различных этапах творения человека.
|
- 27.05.13. Вячеслав Макарцев. Телевидение - тот самый лжепророк из Апокалипсиса?
Поскольку нигде в Писании нет свидетельств того, что «зверь из земли», то есть лжепророк, будет человеком, то и не нужно делать богословских натяжек относительно этого. Но Христос совершенно четко говорит о том, что в последнее время «восстанут лжепророки». Таким идеальным «амвоном» для выступлений лжепророков и является современное телевидение.
|
- 26.05.13. Николай Сомин. Загадка Хомякова II. «Выше же всего единение святости и любви»
Хомяков, из всех богословов, причем не только русских, дал самое высокое, самое духовное понятие о Церкви. В основе хомяковского понимания Церкви лежит понятие соборности – единения членов Церкви в истине и любви.
|
- 26.05.13. Николай Сомин. Загадка Хомякова I. «Для России возможна одна только задача: сделаться самым христианским из человеческих обществ»
Хомяков очень сложен, хотя с первого взгляда кажется, что он говорит о простых вещах – его статьи в основном направлены на выработку доказательство истинности «славянофильского» (точнее, прорусского) мировоззрения, которое ныне для русских людей является совершенно естественным. Но дело в том, что за этой очевидной мыслью у Хомякова лежит огромный пласт философских, исторических, социальных и богословских мировоззренческих идей, совсем не очевидных, весьма оригинальных и далеко не непротиворечивых.
|
- 26.05.13. В память вечную будет праведник
Ушел ко Господу Геннадий Михайлович Шиманов (10.07.1937-24.05.2013).
Геннадий Шиманов – это символ «диссидентской» эпохи нашей церковной, политической и общественной мысли. Эпохи по-своему замечательной, но теперь, с его уходом, навсегда закончившейся. Это был праведник, исполнявший может быть самое трудное послушание – говорить истину. Он выполнил все, к чему был призван Господом и ушел к Нему, отдав все свои силы и таланты.
|
- 20.03.13. Владимир Гаврилов. Идея развития и православие
Вселенские учителя в первые века христианства разработали стройную религиозно-философскую ортодоксальную систему, которая утверждена на Вселенских соборах. Они пишут о развитии, о науке и о целях человека в этой жизни? Давайте прочтем сам «Шестоднев» Василия Великого, на который ссылаются составители сборника.
|
- 18.03.13. Глеб Васильев. Православие и социализм (глава из новой книги)
На пути объединения сегодня русских патриотических сил есть одна серьёзная проблема – определенное идеологическое и историческое противоречие между частью православных людей и коммунистически настроенными патриотами.
И этот, с позволения сказать, патриотический «раскол» нынешними либероидами, антирусскими силами, вольно или невольно, используется. Если же произойдёт, в той или иной форме, объединение всех православных патриотов и патриотов-социалистов-коммунистов – то либероидным врагам России, «пятой колонне» Запада, не устоять.
Так в чём же состоят эти противоречия?
|
- 25.01.13. Николай Сомин. Христианская экономика: постановка проблемы (Сообщение на XXIII научной конференции ПСТГУ)
Это понятие, как можно предположить, важное, должное стать объектом всестороннего обсуждения среди православной общественности, в том числе – православных социологов. Но пока этот процесс находится в начальной стадии, и неудивительно, что интерпретация термина «христианская экономика» не устоялась. Что же это такое? В принципе можно сделать несколько предположений...
|
- 20.01.13. Вячеслав Макарцев. Ответ критикам православного социализма
Православные социалисты понимают, что лишь посредством действующего православного социализма только и возможна сегодня проповедь христианства (православного, естественно) в мире. К этому когда-то призывал верующих святитель Иоанн Златоуст. Люди далеко не так наивны, как это порою видится: только лишь плоды жизни во Христе, видимые в общественном и социальном устройстве, могут их убедить последовать за Христом.
|
- 11.01.13. Молотков А.Е. Идеологическая платформа «Русского лада»
Язычество – это первичное природное основание, биологическая энергетика и мировоззренческий инстинкт русского духа – то, что сформировало русский национальный характер на генетическом уровне.
Православие – осознанная духовно-мировоззренческая матрица, оформившая самосознание русского народа, определившая духовно-культурные идеалы русской цивилизации и нравственный облик русского человека.
Коммунизм (социализм) – органичная русскому духу и русскому самосознанию социально-экономическая форма справедливого государственного бытия, реализованная в русской истории лишь частично, и требующая своего завершения на новых принципах гармонизации национального духа, самосознания и культуры.
Такова на наш взгляд равновесная идеологическая формула «Русского лада», позволяющая непротиворечиво и прямо смотреть на русскую историю любым субъектам русской идентичности, не отрицая и не умаляя при этом ни один из этапов ее становления.
|
|
|