Православный социализм как русская идея

Rambler's Top100
Грани проблемы

  • Православный социализм: осмысление
  • Классика православного социализма
  • Новый завет. Святоотеческое учение
  • В.И. Экземплярский
  • О. Сергий Булгаков
  • Русская мысль
  • Николай Николаевич Неплюев
  • Реализации христианского социализма
  • Государство и Церковь
  • Экономика и этика
  • Церковь и социум
  • Россия и мир
  • Апокалипсис
  • Вл. Нилов. Статьи из книги "Великая или ничтожная?"
  • Михаил Антонов. Капитализму в России не бывать!
  • Сомин Н.В. Богословские диалоги о христианском социализме. XXI век
  • Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И ЦЕРКОВНОМ УЧЕНИИ"
  • Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке.
  • Сомин Н.В. Учебное пособие по курсу: "СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ"
  • Сомин Н.В. Лекции: "РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ О СОЦИУМЕ"
  • Сомин Н.В. Учение Св. Иоанна Златоуста и богатстве, бедности, собственности и милостыне (монография)
  • Николай Сомин. История византийской имущественной этики
  • Николай Сомин. Заметки по имущественному учению св. Иоанна Златоуста
  • Вокруг темы
  • Наши авторы:
    В.Н. АВДАСЕВ
    М.Ф. АНТОНОВ
    Ю.Ю. БУЛЫЧЕВ
    Г.Е. ВАСИЛЬЕВ
    д. ВЛАДИМИР ВАСИЛИК
    В. ГАВРИЛОВ
    А.В. ЕЛИСЕЕВ
    Ю.В. ЗЕНИН
    Ф.В. КАРЕЛИН
    В.Ю. КАТАСОНОВ
    А.Г. КИРДЯШКИН
    А.М. КУРНОСОВ
    А.Л. ЛЕСНИЧИЙ
    В.С. МАКАРЦЕВ
    А.Е. МОЛОТКОВ
    ВЛ. НИЛОВ
    И.Н. НАГОВИЦЫН
    В.К. ПЕТРОВ
    В.Н. РЫЖКОВ
    Н.С. СОЛОДОВНИК
    Н.В. СОМИН
    С.В. СОРОКИН
    Г.М. ШИМАНОВ

    Круглый стол: дискуссия о проблемах христианского социализма




    О. БОБРОВА
    А. КИРДЯШКИН
    Т. КОЖЕВНИКОВА
    В. МАКАРЦЕВ
    Б. МАРУШКО
    И. НАГОВИЦЫН
    В. СТЕПАНОВ
    Г. ШИМАНОВ
    Н. СОМИН

    Фотоальбом сайта
    Об авторе проекта
    email Жду писем от всех заинтересованных читателей.
    Гостевая книга
    История сайта
    Баннеры

    Архив статей за 2005 г. На главную страницу сайта

  • 26.12.05. В.К. Петров. Размышления о главной хозяйственной проблеме России в рамках философии хозяйства, науки и религии
    хотелось бы поднять один из   таких “мыслительных вопросов”, который вынесен в заглавие статьи. В осмыслении поставленной проблематики огромную помощь нам оказали такие выдающиеся русские мыслители, как Ф.М.Достоевский и С.Н.Булгаков.
  • 19.12.05. В. Макарцев. Воинствующий атеизм был самой серьёзной ошибкой коммунистов
    Часть правоверных коммунистов продолжает призывать к войне с Православием вместо того, чтобы опереться на него. Вызывает уважение позиция Александра Лукашенко, который понял, что быть "православным атеистом" намного конструктивнее, чем оставаться воинствующим атеистом.
  • 14.12.05. Сомин Н.В. Как меня отлучали от Церкви
    Хочется вернутся к событиям более чем пятилетней давности, поскольку они до сих пор будоражат тяжелые воспоминания...
  • 14.12.05. Круглый стол. Фрагменты из дискуссии на интернет-конференции «Христианские начала экономической этики». Октябрь 2000 г.
    Хочется еще раз повторить, что альтернатива “общее-частное” вовсе не специальный, маловажный для христианства вопрос. Это дилемма глубочайшая, за которой стоит два мировоззрения, два совершенно различных устроения души. Недаром вся история человечества изобилует напряженным поиском ее решения. И нам, христианам, следует подойти к осмыслению этой дилеммы с самых глубоких нравственных позиций, не обращая внимание на нынешнюю конъюнктуру...
  • 02.12.05. Три ранних статьи Г. Шиманова
    Предисловие публикатора (Сомин Н.В.)
        Автор статей – Геннадий Михайлович Шиманов, один из самых глубоких современных философов, посвятивших себя осмыслению русской идеи. Статьи, помимо того, что они просто здорово написаны, интересны своими пророчествами о России.
  • Шиманов Г.М. Что такое социализм?
    Социалистическая утопия есть р е а к ц и я на неудачу Христианства в истории, на его неспособность осуществить правду в общественных отношениях.
    Шиманов Г.М. Как понимать нашу историю и к чему в ней стремиться
    Размышляя о настоящем и будущем России, так естественно обратиться к величайшему перелому в нашей истории – к великому Октябрю. И постараться понять, в чем же заключается смысл этого события, потрясшего не одну Россию, но весь мир?
    Шиманов Г.М. Москва – Третий Рим
    Удивительно то, что у нас еще не было ПРАВОСЛАВНОЙ интерпретации ни русской, ни мировой истории.
  • 23.11.05. Сомин Н.В. Богословские диалоги о христианском социализме. XXI век
    Пять диалогов, в которых участвуют Православный публицист, Христианский социалист и другие персонажи. Обсуждается широкий круг проблем, связанных с христианским социализмом, в частности: ереси, необходимость социальной активности христиан, частная и общественная собственность, православное предпринимательство, богословие истории.
  • 31.10.05. Круглый стол: Наговицын И.Н. Возрожденный христианский социализм. Тезисы
    Христианский социализм видится нами как - всеобъемлющая система, включающая в себя библейские взгляды на политику, экономику, общество, науку и культуру и дающая нам единое мировоззрение... Мы должны быть готовы к тернистому пути и не ожидать скорых положительных результатов.
  • 20.09.05. Вячеслав Макарцев. На распутье...
    На распутье... Тяжелые чувства вызывает статья Максима Калашникова "Властители будущего", опубликованная в «Открытой электронной газете» Forum.msk.ru 3 сентября текущего года. Нет сомнения, что автор глубоко переживает распад СССР, оттеснение России на обочину мирового развития, геноцид русского народа... Однако план возвращения России и русских в авангард мирового развития, который предлагает Максим Калашников сотоварищи, более напоминает вопль обреченных, нежели победный клич.
  • 16.08.05. В. Макарцев. "Ноев ковчег" Нового Завета
    В страшном море огня, которое надвигается на Россию, спастись можно будет лишь в "Ноевом ковчеге" Апостольской Общины. Распад и гибель нынешней России, к чему ведет политика американского глобализма, неизбежно приведет к торжеству Апостольской Общины на территории святой Руси
  • 15.08.05. М. Антонов. Россия будет новосоветской! (Открытое письмо главному редактору «Литературной газеты» Юрию Полякову)
    Россия будет новосоветской! Завтра Россия будет новосоветской мировой державой. Она унаследует главные (и лучшие) черты советского строя, каким он был до перестройки, особенно в 20 – первую половину 30-х годов, поскольку героический период советской эпохи истории России был высшим этапом развития страны и высшим взлётом русского человека, временем наиболее полного раскрытия нашего национального характера. Но это будет новый советский строй, отвечающий условиям ХХ1 века.
  • 04.08.05. Сорокин С.В. Замечания о наукоемкой экономике
    В экономике, опирающейся на христианские нормы, нетрудовые доходы (или, другими словами, доходы, полученные извлекательным трудом, в отличие от полученных созидательным трудом) недопустимы, «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Сол.3,10). При экономике наживы (кумир Мамона), надо производить, пока продаётся с прибылью. При христианской же экономике надо производить, пока есть в этом жизненная необходимость. Поэтому в условиях, когда товары тиражируются, цену надлежит опустить на последующие партии продукции.
  • 07.07.05. Сомин Н.В. Новое татарское иго     Zip(8Kb)
    Новое татарское иго Когда-то в начале 90-х была карикатура: «Россия во мгле» - всюду по Красной площади ходят люди с черными волосами и усами. Теперь это уже не юмор, а реальность. Нажитые криминальным путем огромные капиталы кавказских кланов теперь отмываются, идут в бизнес и вытесняют русских предпринимателей.
  • 28.06.05. Михаил Антонов. Капитализму в России не бывать!
  • Капитализму в России не бывать! Я утверждаю, что, несмотря на наличие рыночных отношений, акционерных обществ, банков, фондовых бирж, долларовых миллиардеров и «новых нищих», у нас нет и никогда не будет капитализма. А богатство олигархов вновь будет скоро обращено в общенародную собственность. На то есть множество причин.

  • 25.04.05. Сомин Н.В. Протестантская этика в православном исполнении    Zip(25Kb)
    Возникает новое богословие, задачей которого является обоснование спонсорской системы. Но вот беда: в традициях русского народа всегда было негативное отношение к богатству, накопительству и недоверие ко всякого рода «прокручиванию денег». Мешает и церковный принцип отвержения земного ради небесного. Поэтому выработать богословскую концепцию оправдания спонсорства не так-то просто. Но нужда есть, и дело делается.
  • 13.04.05. Сомин Н.В. "По грехам нашим". О причинах гонений на Церковь в XX веке.    Zip(34Kb)
    Всякий добрый христианин, если на него навалились несчастья, будет стараться обвинять не других, не внешние обстоятельства, а себя самого, видеть в несчастиях ниспосланное Богом наказание за прегрешения, и приговаривать: «по грехам нашим». Так учит Церковь, так осмысливают события все святые. Поэтому такое рассуждение вполне уместно применить и к гонениям XX века: они Богом промыслительно были даны Церкви, чтобы искупить груз грехов, неверных установок, безлюбовных решений и действий.


  • 11.04.05. Работы замечательного православного богослова Ф.В. Карелина:
  • Ф.В. Карелин. Ответ на Отзыв (Апология "Теологического манифеста")
    И все-таки не будем слишком строгими к нашему уважаемому оппоненту. В его утверждении, что фундаментальный тезис "Теологического манифеста" (имеется в виду тезис социологический) представляет собой "синтез", есть доля истины. Только не синтез идей о.Павла Флоренского, с идеями Макса Вебера, как это показалось нашему уважаемому оппоненту, а синтез собственных идей автора "Теологического манифеста", основанных на изучении Священного Писания и Церковной истории, с идеями Маркса. Ассимиляция Христианством марксизма - таков социологический принцип автора "Теологического манифеста", который мы готовы отстаивать перед любой аудиторией с полным сознанием своей религиозной и исторической ответственности.
  • Ф.В. Карелин. Царство святых или два типа христианской государственности
    Ясно, что "русский социализм" есть вера в возможность иного, высшего типа христианской государственности, чем тот, который был осуществлен в "константиновскую эпоху". Имеет ли эта вера достаточное религиозное основание? Не слишком ли она "розовая"? (Как известно, в "розовом" христианстве обвинял Достоевского "черный славянофил" Леонтьев!). Не требует ли христианский реализм относиться к возможностям человеческой истории более пессимистично? Для того, чтобы правильно оценить историософско-религиозное значение "русского социализма", надо оглянуться на историческую жизнь Церкви в целом.
  • Ф.В. Карелин. Тринитарная эсхатология и ближайшие судьбы человечества
    И вот последнее слово перестройки: рынок. Именно к этому слову нас и подводили исподволь все пять лет. Рынок - это значит конец надеждам на коммунистическое строительство. Рынок - это значит продажа России капитализму. Рынок - это значит всеобщая власть маммоны. Рынок! И да захлебнется Парусия Духа! Ибо снова, как и две тысячи лет назад, духовный порыв христиан к имущественному братству войдет в противоречие с общественным укладом, основанным на частной собственности. Рынок! И да не будет на земле Царства святых! Вот он, мистический смысл перестройки!
  • 04.04.05. Макарцев В. Церковь и пролетариат
    Пролетариат - это явление, присущее лишь христианским странам и лишь в той мере, насколько неущербно сохраняется в них Таинство Евхаристии. Троцкисты (на православном языке - саддукеи, которые тоже исповедовали атеизм) типа Хрущева и иже с ним своими антицерковными гонениями подорвали в России сам процесс образования пролетариата. Да, было время, когда атеизм коммунистов был оправдан, поскольку без резкого разворота к социальной Евхаристии, то есть к строительству коммунизма, Православию грозила гибель в смертельных объятиях капитализма. Этот атеизм был не страшен, поскольку исповедовал социальную Евхаристию. Он неизбежно должен был закончиться торжеством Православия, признаки которого имелись в те времена, когда Советская власть (в 1944 году) стала доброжелательной по отношению к Церкви и когда вновь были открыты тысячи церквей, монастыри, духовные заведения.
  • 22.02.05. В.К. Петров. Понять Россию умом.
    Никакого “чистаго искусства” – Тютчев писатель очень даже политический, всегда живо реагировавший на все важные мировые и российские события как в стихах, так и в прозе. Но “политического” Тютчева мы совсем не знали, и сегодня весьма актуально вспомнить, что же наш выдающийся поэт думал о России и Европе, о миссии нашей страны в мире и о ее возможном будущем. Тем более, что фактической “национальной идеей” на государственном уровне РФ сейчас является “вхождение в Европу”.
  • 21.02.05. Сомин Н.В. Литературный дебют В.Ф. Эрна.    Zip(15Kb)
    Обстоятельного анализа идей, высказанных в работе "Христианское отношение к собственности", не проводилось – ни в дореволюционное время, ни тем более – в постсоветское. Насколько известно автору, нет даже ни одной рецензии на эту работу. А она стоит серьезного разговора. Настоящая статья является попыткой заполнить этот пробел и воздать должное этому замечательному произведению русской религиозной мысли.
  • 28.01.05. Ф.В. Карелин. Теологический манифест
    На протяжении двух-трех столетий процесс капиталистического развития охватил весь христианский мир. При этом обнаружилась одна удивительная закономерность. Оказалось, что склонность того или иного народа к участию в капиталистическом развитии находится в строгом соответствии и в обратной пропорции к участию этого народа в Евхаристической Трапезе. Чем полнее христианский народ участвует в Евхаристической Трапезе, тем менее склонен он к участию в капиталистическом развитии; чем глубже евхаристическая ущербность христианского народа, тем более активным оказывается его участие в развитии капиталистической системы.
  • 18.01.05. Митрполит Сергий (Страгородский). Православная Русская Церковь и советская власть
    Борьба с коммунизмом и защита собственности нашими церковными деятелями и писателями в прежнее, дореволю­ционное время, по моему мнению, объясняется причинами для церкви внешними и случайными.
  • 11.01.05. Сомин Н.В. Три парадигмы имущественной христианской этики и судьбы России.Тезисы.    Zip(14Kb)
    Анализ показал, что основных парадигм имущественной христианской этики можно насчитать три. Ввиду того, что терминология в этом вопросе разработана слабо, эти парадигмы получили в определенной степени условные названия, а именно: 1) «общепринятая доктрина» или «климентизм», 2) «святоотеческое имущественной учение» и 3) «протестантская этика».



  • Архив статей за 2005 г. На главную страницу сайта




    На главную страницу

    Rambler's Top100
    © 2004 Николай Сомин
    Публикуемые мнения могут не совпадать с позицией автора сайта.
    Воспроизведение материалов приветствуется при указании ссылки на сайт