Грани проблемы
|
|
|
- 20.12.04. Петров В.К. Современная Россия: православный выход из апостасийного постмодерна
Седьмая Россия станет полюсом Христа в мировой истории, а народ России – народом-священником, подобно древним иудеям – потомкам Авраама в ветхозаветные времена. Таинство священства означает полное и сознательное служение Христу “всем животом своим” и символически указывает на то, что в седьмой России должны воцариться любовь к Богу, взаимная любовь друг к другу и единомыслие на основе Св. Писания и Св. Предания. Таким представляется Божий Промысел о России.
|
- 17.12.04. Сомин Н.В. Спор о социализме в Русской Церкви (по публикациям конца XIX - начала XX вв.) Zip(42Kb)
России развертывается активная дискуссия по вопросу соотношения между христианской верой и социализмом. Множество книг и брошюр на эту тему, зачастую с названием "Христианство и социализм", выходит в начале XX века в России. Многие виднейшие русские иерархи, священники, философы, публицисты и писатели высказываются по этой проблеме. Характерной особенностью этой дискуссии (впрочем, как и обсуждение любого глубокого вопроса в России) является стремление дойти до сути дела, найти самые глубинные его корни, высказать "окончательные" суждения. Поэтому эта дискуссия представляет исключительный интерес в смысле понимания судеб России и ее религиозно-исторического призвания.
|
- 17.12.04. Сомин Н.В. Социальная доктрина православия и идея личного спасения Zip(11Kb)
ориентация всей церковной работы исключительно на личное спасение представляется недостаточной. Как говорил русский философ Семен Франк, такой индивидуализм в «пределе приближается к лозунгу «спасайся кто может»!»[2]. В наших «Основах социальной концепции» цель Церкви формулируется двояким образом: «не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира»
|
- 06.12.04. Петров В.К. О "Нашей революции": феномен Сталина и сталинизма - христианский взгляд
Для православного христианина Истина есть Христос, все остальное в лучшем случае – полуправда, которая хуже всякой лжи. Поэтому понять смысл феномена Сталина, сталинизма, вообще “нашей” революции и всех последующих событий можно только с помощью христианской историософии, определяющей смысл истории как борьбу за спасение людей между Божьим Промыслом и “тайной беззакония”: “Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь” (2-ое Фес.2.7)
|
- 06.12.04. Сомин .Н.В. Содержание русского проекта
Почему гибнет Россия? Гибнет во всех смыслах: экономическом, политическом, моральном, демографическом, духовном, даже территориальном. Потому что у нас отобрали великую идею. Без великой идеи России не жить, без нее она существовать не может. Все предыдущие 500 лет Россия такую идею имела – сначала идею Третьего Рима, Христианского Царства, а затем – идею построения коммунизма. Теперь не то что великой – нет никакой идеи. Вот Россия, приватная и приватизированная, и летит стремительно к своей гибели.
|
- 26.11.04. В.Н. Авдасев. Трудовое Братство Н.Н. Неплюева, его история и наследие
Судьба Неплюева – это драматическая попытка на деле разрешить главный вопрос русских религиозных мыслителей – как приблизить наш здешний «непросветленный» мир к высшим христианским ценностям, как перевести эти абсолютные нравственные ценности в план практической этики.
|
- 26.11.04. Н.Н.Неплюев. О Вере, Любви, России и Крестовоздвиженском Братстве (выписки из работ Неплюева и др. авторов). Zip(76Kb)
Я пришел к убеждению, что наивысшее благо Церкви поместной, русской православной Церкви, к которой принадлежу, моей христианской отчизны, как и личное благо всех ближних моих, состоит, главным образом, в том, чтобы вся жизнь стройно организовывалась на единой истинно-христианской основе - братской любви
|
- 29.10.04. В.Ф. Эрн. Христианское отношение к собственности Zip(50Kb)
Для верующего христианина (приходится говорить так потому, что в наше время существует масса христиан неверующих: “христиан кесаревых”, “христиан государственных”, “христиан владельческих” - имя ж владельца – Мамона) - тут представляется возможным три вопроса: 1) Каково должно быть отношение каждого отдельного верующего к своей частной собственности? 2) Каково должно быть отношение, в среде верующих, объединенных в церкви, к собственности верующих и принадлежащих к церкви. 3) Каково должно быть отношение верующих к собственности не/5/верующих (или иначе верующих) и не принадлежащих (или не хотящих принадлежать) к Церкви?
|
- 27.10.04. Макарцев В.С. Кончина века
В конце XIX начале ХХ веков Россию повели по пути Запада. Началось, как это и принято, с разрушения сельских христианских общин. Тогда же были открыты шлюзы стяжательству. Советский социализм, по образному выражению одного верующего, "законсервировал" Церковь, уберег ее от повторения западного пути. Для Церкви никогда не были страшны гонения: они лишь укрепляли ее. Самое страшное для нее - разрушение общинной почвы. Этот удар - удар по общине - направлен в самое сердце догмата о Церкви. Без общения имуществ Церковь не может существовать.
|
- 20.10.04. Сомин Н.В. "Удобнее верблюду..." (О евангельском эпизоде с богатым юношей)
Огромное количество комментариев и толкований сопровождают этот эпизод, и уже кажется, что сказать что-то новое невозможно. Так зачем же сочинять еще одну статью на эту тему? И все же сочинять стоит, и не одну. Дело в том, что этот эпизод является важнейшим для понимания всего христианского имущественного учения. В Церкви издавна идет подспудная, но упорная полемика между двумя школами отношения к богатству и собственности, и эта полемика проступает и в толкованиях данного эпизода
|
- 01.06.04. Сомин Н.В. "Всенародная и вселенская Церковь" Достоевского Zip(14Kb)
Достоевский, ни в коей мере не отступая от Православия, старается сказать новые слова, иначе осмыслить великие проблемы. В этом плане очень интересными являются мысли Достоевского о Церкви и ее отношению к социальному вопросу.
Ныне Достоевский изучен вдоль и поперек, так что и на данную тему написано достаточно, но далеко не всегда объективно – уж слишком хочется каждому затащить великого писателя в свой лагерь. Мы попытаемся прояснить этот вопрос на материале двух главок его «Дневника писателя».
|
- Сомин Н.В. Личное спасение или спасение России? Zip(10Kb)
Действительно, Царство Божие – подарок изумляющей щедрости. И многие чистые души по призыву Бога влекутся туда, отринув все остальное. Но есть и другие, – их тоже немало, – люди особенно жертвенной природы, сердце которых столь уязвляется страданиями народа, что свою цель жизни они видят не в попадании в райские кущи, а в помощи людям. Вспомним, что апостол Павел, хотя душа его и безмерно влеклась ко Христу, тем не менее сказал: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9,3).
|
- Сомин Н.В. Государство иезуитов в Парагвае Zip(11Kb)
Государство, созданное иезуитами среди индейского племени гуарани, не оставило равнодушным многих мыслителей. До сих пор католики не знают как «парагвайский эксперимент» оценивать – как великую победу католицизма, или как еретическую попытку построения Царства Небесного на земле, о которой лучше помалкивать.
|
- Сомин Н.В. Духоборы Zip(18Kb)
Крещение духоборы осуществляли не погружением в воду, а обычной крещальной формулой, которую мог произнести любой духобор. К Писанию относились с почтением, но непогрешимость его отвергали – были составлены сборники из разных мест Писания. Считая всех людей равными, духоборы на этом основании отвергали всякую власть. За основу духовной жизни они признавали внутреннюю духовную брань, которую ведет душа со своими «страстьми и похотьми», выковывание в этой борьбе своей личности. Непререкаемыми были такие заветы Христа, как непротивление злу, любовь к гонителям, целомудрие, братская жизнь.
|
- Сомин Н.В. Социальный смысл симфонии Zip(15Kb)
Но для чего все это, для чего эта сложная конструкция симфонии? Ответ: ради христианизации социума, ради того, чтобы жизнь населения христианской империи не сводилась бы к «храмовому» христианству, а была бы христианской во всей ее глубине и повседневности
|
- Сомин Н.В. "Стяжатели" и "нестяжатели" Zip(18Kb)
Спор «стяжателей» и «нестяжателей» в XVI в. как магнит притягивает мыслящих людей. И публицисты и историки, верующие и неверующие, чувствуют, что это – узловое событие, хорошенько разглядев которое можно будет подобрать ключ ко всей русской историософии. В этом эпизоде столкнулись земное и небесное, личное и социальное, государственное и церковное. А результаты борьбы надолго, может быть, навсегда определили духовную траекторию России.
|
- Сомин Н.В. А.В. Карташев о взаимоотношении Церкви и государства Zip(8Kb)
Занимаясь каким-либо сложным вопросом всегда очень полезно понять мнение людей, которые мучительно, в течение всей жизни над ним размышляли. Думается, что это в полной мере применимо и к Антону Владимировичу Карташеву, для которого тема взаимоотношения Церкви и государства была стержневой во всей его литературной и практической деятельности.
|
- Сомин Н.В. Право собственности в церковной оценке Zip(235Kb)
Сегодня, когда Россия переживает ломку общественно-экономической формации, когда наша страна ограблена, народ разорен, и когда идеологическая машина новой власти наперебой восхваляет частную собственность, личный интерес, выгоду, наживу, насущно важны выяснение и актуализация подлинного учения Православной Церкви о нравственных критериях социально-экономической жизни людей. В этой связи основное внимание в работе уделяется обоснованию и актуализации необычайно высокого религиозного идеала, но в то же время ясно данного нам в Писании - идеала общения имуществ. Сейчас, после крушения социалистической системы, этот идеал непопулярен, и церковная общественность пытается найти выстроить образ православного государства, в основе которого лежит частная собственность. По нашему мнению этот подход неверен в своей основе, и требует критического отношения, причем с нравственно-христианских позиций.
|
- Сомин Н.В. Алтари и таланты Zip(6Kb)
Любовь – это жертва. Эгоист все подгребает к своему «Я», но тот, кто любит – жертвует собой ради других. Но вот проблема: алтарей, куда мы должны принести жертву, много. Их можно насчитать аж целых пять:
- самый ближний – семья;
- подальше – община;
- еще дальше – нация;
- совсем далеко – государство;
- наконец, на горизонте – человечество.
Проблема не только в том, чтобы возгреть в себе любовь, но и том, чтобы верно, по Божьи, отдать ее.
|
- Сомин Н.В. Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства Zip(16Kb)
Хозяйственную историю Крестовоздвиженского Братства можно условно разделить на три периода: 1) с 1890 г. до 1901г. когда Н.Н. Неплюев передал Братству большую часть своего имения; 2) с 1901 по 1918 г. – дореволюционный период; и наконец 3) с 1918 по 1929 гг. – советский период.
|
- Сомин Н.В. Апостол братской любви (Жизнь и труды Николая Николаевича Неплюева) Zip(47Kb)
Размышляя о Кресто-Воздвиженском Трудовом Братстве невозможно остаться равнодушным. Ассоциации могут быть разные. Первое что возникает - это остров Утопия, вдруг приобретший реальные очертания. Но, может быть, ближе к истине сравнение с Иерусалимской общиной первохристиан, явившей нам высочайший идеал христианского общежития. Во всяком случае, это - попытка воплотить в повседневной жизни завет Христа о братской жизни в мире и любви. Но все происходит не в Святой Земле, а в Черниговской губернии конца XIX в. Причем, это не однодневка, а община, существовавшая и процветавшая в течение полувека. Да и само Трудовое Братство - явление чисто православное, о чем говорит само название Братства. Слишком необычно это явление, чтобы пройти мимо него, и не попытаться его осмыслить
|
- Сомин Н.В. Христианская Империя: взгляд "утописта" Н.Н. Неплюева. Zip(10Kb)
В конце XIX – начале XX вв. Россия породила такое громадное количество замечательных людей, что многие
из них и ныне остаются забытыми. Одним из таких русских гениев,
которому Отчизна не может до сих пор воздать достойных почестей,
является помещик Черниговской губернии Николай Николаевич Неплюев. Это был богослов, оригинальный религиозный и социальный мыслитель. Но главным его делом оказалось создание единственной в России трудовой православной общины – Крестовоздвиженского Трудового Братства, в котором сочетались казалось бы несовместимые вещи: православный приход, коммунистическая община и хозяйственное предприятие, построенное по самым передовым рецептам тогдашней агрономической науки.
|
- Сомин Н.В. "Вехи": верное и ошибочное Zip(11Kb)
Мы не будем пытаться оценить, насколько верен веховский портрет интеллигенции. Условно примем, что этот портрет в основном верен. Все-таки, веховцы - сами интеллигенты и очень хорошо знали эту среду. Речь пойдет о другом – о тех нравственных оценках, которыми наградили авторы «Вех» те или иные характеристики интеллигенции.
|
- Сомин Н.В. Христианский реализм Франка Zip(13Kb)
как примирить христианство и поиск социальной правды? Ведь Христом сказано: «ищите прежде всего Царства Божия и правды его», а вовсе не праведного социального устройства на земле. Вопрос непростой, и Франк посвящает ему целую книгу – «Свет во тьме»
|
- Сомин Н.В. История как раздел диамата. (О теории этногенеза Л.Н. Гумилева) Zip(18Kb)
Действительно, Гумилев – человек неординарный, выдающийся. Глыба. Но вот его теория этногенеза… Но тут же слышатся голоса: как? критиковать гениального ученого?
|
- Сомин Н.В. Имущественная парадигма Церкви как фактор развития экономики Zip(7Kb)
Общие механизмы взаимодействия религии и экономики, на наш взгляд, можно выявить, рассмотрев различные парадигмы религиозного, в частности – христианского, отношения к богатству и собственности. Анализ различных мнений по этому вопросу в христианской среде показывает, что таких парадигм Церковь имеет не одну, а целых три.
|
- Сомин Н.В. Достоинства и недостатки миросозерцания И.А.Ильина Zip(32Kb)
В последние годы имя выдающегося русского философа, публициста и общественного деятеля Ивана Александровича Ильина стало необычайно популярным среди патриотически настроенной православной русской интеллигенции. Часто цитата из Ильина рассматривается как лучшее, "железное" подтверждение мысли автора. Представляется, однако, что в противовес безудержной апологетике Ильина, следует противопоставить более трезвый взгляд на разработанную И.А. Ильиным идеологию и рассмотреть ее с позиций православной традици
|
- Сомин Н.В. Возможен ли "христианский капитализм"? Zip(8Kb)
Все мы понимаем, что Россия сейчас переживает тяжелейший кризис, буквально находится на грани небытия. Нас насильно встраивают в новый мировой порядок, причем в нем России отводится роль отнюдь не процветающей независимой державы, а нищей колонии, сырьевого придатка западного капитализма. Естественно, такого рода перспектива нас, христиан, никак не устраивает. Но какова же альтернатива? И вообще, каково должно быть экономическое устроение православного государства?
|
- Сомин Н.В. Спор о социализме в Русской Церкви (по публикациям конца XIX - начала XX вв.) Zip(42Kb)
России развертывается активная дискуссия по вопросу соотношения между христианской верой и социализмом. Множество книг и брошюр на эту тему, зачастую с названием "Христианство и социализм", выходит в начале XX века в России. Многие виднейшие русские иерархи, священники, философы, публицисты и писатели высказываются по этой проблеме. Характерной особенностью этой дискуссии (впрочем, как и обсуждение любого глубокого вопроса в России) является стремление дойти до сути дела, найти самые глубинные его корни, высказать "окончательные" суждения. Поэтому эта дискуссия представляет исключительный интерес в смысле понимания судеб России и ее религиозно-исторического призвания.
|
- Сомин Н.В. Стоимость как справедливость Zip(11Kb)
Что такое стоимость? Каков смысл стоимости? Какие категории бытия за ней стоят? Продолжим вопросы. Измеряется ли стоимость трудом, как это предполагали Адам Смит и Карл Маркс? Или «У самой стоимости нет никакой нестоимостной субстанции, у нее только одна субстанция – сама стоимость»? А может быть и не нужно философствовать, плюнуть на стоимость и, как это делают в современных «Экономикс», просто считать, что есть цена, которая формируется рынком? Попыток осмысления стоимости много. Даже слишком. И подозрительный разнобой в суждениях говорит, что удовлетворительного ответа пока не найдено.
|
- Сомин Н.В. Законы экономики с точки зрения христианской этики Zip(10Kb)
Широко распространено мнение, что экономические законы объективны, что они являются законами природы, причем – как природы, объемлющей человека, так и внутренней человеческой природы. Они фундаментальны, неизменны, и потому задачу экономической науки видят лишь в отыскании и формулировке этих законов. Таких позиций придерживаются как представители марксистского взгляда на экономику, так и экономисты либерального направления. Но верен ли такой взгляд? Мы попытаемся обосновать иную точку зрения. Ее суть в том, что экономические законы – порождения нравственности. Они определяются теми нравственными установками, которые приняты обществом в сфере хозяйственной деятельности.
|
- Сомин Н.В. Хомяковская горка в Воздвиженске (Н.Н. Неплюев - продолжатель социальных идей А.С. Хомякова) Zip(10Kb)
Чудеса, да и только. В маленьком украинском хуторе, затерянном среди степей – вдруг памятник Хомякову. Да еще с интригующими стихами. Кто же поставил памятник и почему?
|
- Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев Zip(16Kb)
Цель Братства Неплюев формулирует так: "осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия". Неплюев составляет Устав Братства и в 1894г. с большими трудами добивается того, чтобы он был одобрен Синодом и утвержден Александром III. Будучи сам глубоко церковным человеком, Неплюев в основу устроения Братства кладет христианскую любовь и преданность Православию.
|
- Сомин Н.В. Святые отцы о праве собственности. Часть 1. "Любовь не ищет своего" Zip(14Kb)
Если для либералов, (впрочем, как и богословов нового времени), собственность гарантирует свободу и достоинство личности, то для св. Иоанна Златоуста собственность - это рабство, которое "крепче цепи" приковывает к земному. Как же бороться со страстью стяжания? По Златоусту - только отвержением, отказом, раздачей богатства, но никак не наоборот.
|
- Сомин Н.В. Святые отцы о праве собственности. Часть 2. "И имели все общее" Zip(13Kb)
Общность имущества... Сколько раз эта идея объявлялась "утопией", сколько на нее ныне вылито презрения, издевательств, сарказма. Но давайте посмотрим, что на эту тему говорит Церковь...
|
- Сомин Н.В. Христианский социализм как русская идея Zip(14Kb)
Сформулировать русскую идею – задача сложная. И в то же время – настолько простая, что это можно сделать буквально в двух словах. Христианский социализм – вот ее краткая формула. Разумеется, она требует расшифровки.
|
- Сомин Н.В. Новые монастыри Zip(11Kb)
С тех пор как Спаситель пришел на землю, христианский мир не раз пытался осуществить идею христианского социализма. Этим термином мы называем круг идей, общин или государственных образований, основанных на сочетании христианской веры с принципом общности имущества. Это сочетание отнюдь не бессмысленно. Наоборот, из христианской морали любви к Богу и ближнему принцип общественной собственности вытекает непосредственно. Ведь по слову ап. Павла «любовь не ищет своего»
|
- Сомин Н.В. Глобализация, империя и апокалиптика Zip(8Kb)
Есть глобализация и Глобализация – отрицательная и положительная. Отрицательная глобализация навязывает людям нивелирующие «общечеловеческие ценности», делая человечество стадом с примитивными запросами. Ее цель – сделать из людей сатаночеловечество. Но есть другая Глобализация – с положительным моральным знаком. Она началась двадцать столетий тому назад с вочеловечением Творца. Цель этой глобализации – объединение всех людей вокруг Бога, созидание из человечества Богочеловечества.
|
- Сомин Н.В. Несколько мыслей по поводу христианского социализма Zip(8Kb)
Конечно, многие скривят саркастическую усмешку – мол, утопия, да и только. Думается, что все же это не так. Христианский социализм – не утопия, а христианский идеал. По сути дела – это заповедь Христова об устроении социальной сферы. В своей существенной части он по плечу даже падшему человечеству.
|
- Сомин Н.В. Христианский социализм. Тезисы Zip(10Kb)
Это способ социального бытия христианской общины. Христиане должны на земле жить по-христиански. Христианский социализм – это способ подготовки к Царству Небесному, когда, по слову Иринея Лионского, «достойные постепенно привыкают вмещать Бога». И христианский социализм – образ такого христианского жития для общин всех уровней, начиная от прихода и кончая христианским государством.
|
- Сомин Н.В. Треугольник формы-содержания и его социально-нравственная интерпретация Zip(15Kb)
Подчиняется ли нравственное содержание личности или общественного явления каким либо закономерностям? Или "Дух дышит, где хочет"? Представляется, что некую закономерность все-таки можно сформулировать.
|
- Сомин Н.В. Климент и Златоуст - два взгляда на собственность Zip(40Kb)
Соотнося воззрения свт. Иоанна по имущественной проблеме с «Кто из богатых спасется?» Климента, можно заметить один парадокс, на истолкование которого и направлена настоящая статья. Несмотря на то, что, казалось бы, Златоуст использует (кроме экзегезы) все соображения Климента, имущественные концепции обоих отцов различны. Причем, различия настолько существенны, что можно говорить о двух святоотеческих традициях отношения к богатству, бедности, собственности и милостыни: климентовской и златоустовской.
|
- Сомин Н.В. Основные христианские доктрины о богатстве и собственности. История этих доктрин в Православии, католичестве и протестантизме Zip(9Kb)
оказывается, что в христианстве бытует целых три существенно различных парадигмы имущественной этики. Поэтому имеет смысл рассмотреть этот вопрос с исторической точки зрения и проследить, как менялся взгляд на право собственности и богатство в различных христианских номинациях: Православии в его византийском и русском вариантах, в католичестве и протестантизме.
|
- Сомин Н.В. Спор вокруг Иерусалимской общины Zip(24Kb)
И краткость свидетельств и явная, из ряда вон выходящая необычность происходившего в Иерусалимской общине с древних времен привлекали христиан, желавших понять, как же жила община. Был ли там реализован коммунизм, или просто дело ограничилось благотворительностью?
|
- Сомин Н.В. Мнимые противоречия в социально-этических воззрениях Св. Иоанна Златоуста Zip(9Kb)
Златоуста называют то ненавистником богатых, то наоборот, их защитником, то идеологом средних классов, то утопистом-хилиастом, то социальным реформатором, то даже революционером. А некоторые церковные комментаторы вообще не находят в его воззрениях каких-либо социальных мотивов. Так кем же является Иоанн Златоуст на самом деле?
|
- Сомин Н.В. Общеупотребительная имущественная этика: ее отличия от святоотеческого учения о богатстве и собственности Zip(8Kb)
в Евангелии мы не найдем ни одного речения, которое прямо или косвенно оправдывало бы частную собственность. Конечно, вольному – воля, . но думается, что бросаться на поиски таких цитат – дело безнадежное . Такие цитаты ищут уже два тысячелетия лучшие богословы всех христианских номинаций. Причем, особенно интенсивные поиски проводились в XIX -XX веках как нашими отечественными богословами, так католиками - разработчиками католической социальной доктрины, которым такие цитаты были нужны как воздух. Но до сих пор никто ничего не нашел.
|
- Сомин Н.В. Святоотеческая оценка права собственности Zip(16Kb)
Часто утверждают, что необходимо строго различать богатство и право собственности; и если относительно богатства и богатых святые отцы могут высказываться очень резко, то на право собственности эти мнения переносить нельзя. Однако, вся патристическая традиция как раз не различает богатство и собственность. Для святых отцов и "собственность" и "богатство" - это имение, материальные ценности, находящиеся в частных руках. Разница лишь количественная: если они хотят подчеркнуть значительность этого имения, то говорят о "богатстве". Таким образом, говоря и о "собственности" и о "богатстве" святые отцы имеют в виду частную собственность - ту правовую форму собственности, которая господствовала в их время. Поэтому, обсуждая нравственную ценность богатства, они тем самым дают нравственную оценку частной собственности.
|
- Сомин Н.В. Социологическое прочтение двух евангельских притч Zip(9Kb)
самое интересное, что в Евангелии можно найти ряд "социологических" мест, проливающих свет на взаимосвязь веры и социума. И прежде всего нам нужно обратить внимание на две притчи, прекрасно известные слушателям: это притча о сеятеле и притча о неверном управителе.
|
- Сомин Н.В. Леонтьев и Пустота. (О Постмодерне с религиозной точки зрения) Zip(10Kb)
Ныне религия денег победила, по-видимому, бесповоротно и окончательно. Все мы (и автор в том числе) – молодые и старые, мужчины и женщины, добрые и злые – бежим за деньгами. Воистину этот культ стал подлинно всенародным. Чтобы что-то сделать – и хорошее и плохое – нужны деньги, деньги и деньги. С помощью денег мамон взял под контроль все – и души человеческие, и общественные институты. И контроль этот безжалостен: если ты поклоняешься мамону, то он награждает тебя, если противишься, - то он просто перекрывает денежный канал, выбрасывая тебя из общества на произвол судьбы. Огромный идол до неба стоит над миром, протянув паутину финансовой необходимости, в которой барахтаются все и вся.
|
- Сомин Н.В. О богословии собственности Zip(12Kb)
Итак, собственность – и личный и общественный феномен. Поэтому богословие собственности должно содержать анализ последствий владения как на индивидуальную душу, так и на общество.
|
- Шиманов Г.М. Нужен ли нам социализм. Части 1, 2, 4, 5
Выйти из нынешнего идейного кризиса без добросовестного разговора о том, каким должно быть истинное христианское общество, думается, невозможно. В частности, нужен разговор на тему «христианство и социализм», который не получается пока по многим причинам. Некоторые из них, на мой взгляд, в следующем...
|
- Шиманов Г.М. Нужен ли нам социализм. Части 6, 7, 8, 9, 10
Как вера без дел мертва, так и молитвы без соответствующих им дел бессильны и малоплодны. А какие нужны дела?.. Делом, заслуживающим обильной помощи свыше, было бы, думается, изменение безбожных устоев современной общественной жизни на более соответствующие соборному духу Церкви. Но если христиане не хотят думать об этом, если они вязнут в заботах о личных, семейных и, в лучшем случае, политических делах, то разве заслуживают они чего-то большего, чем то, что имеют?
|
|
|